КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Борисенко Ольга Андреевна
Забайкальский государственный университет
кандидат философских.наук

Аннотация
Культурной безопасности по-прежнему уделяется мало внимания. Но нет сомнения, что существует связь между культурой и безопасностью. Также в современном мире характер безопасности получает все большее внимание и акцент, и поскольку такая культура стала важным компонентом национальной и международной безопасности. Проблема заключается в том, как анализировать и понимать это явление, и в чем суть обеспечения безопасности в области культуры.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Борисенко О.А. Культурная безопасность в условиях современной цивилизации (интерпретация китайских исследований) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24298 (дата обращения: 21.02.2024).

В зависимости от понятий «культура» и «безопасность» определения «культурной безопасности» будут различаться. С точки зрения культуры этот термин предполагает сохранение или защиту наследия и ценностей группы, сообщества или нации, а в целом и цивилизации. С точки зрения безопасности этот термин будет означать значимость культуры для национальной, региональной или международной безопасности.

Большинство авторов согласились, что культурная безопасность означает, но не ограничивается, свободу мысли, совести, языка, образа жизни, этнической принадлежности, религии и обычаев. Культурная безопасность – это способность общества сохраняться в его существенном характере в изменяющихся условиях и возможных или реальных угрозах. Это также связано с охраной культурных ценностей (материальных и нематериальных).

Очевидно, что культурная безопасность имеет несколько проявлений – как описано выше, она может проявляться в форме угроз местному достоянию, целенаправленного уничтожения культуры и защиты культуры в зонах конфликта.Угрозы являются фундаментальной категорией в анализе безопасности, в дополнение к вызовам и рискам. Они могут быть потенциальными или реальными, объективными или субъективными, внешними или внутренними, традиционными или нетрадиционными, преднамеренными или непреднамеренными.

С одной стороны, культурная безопасность может быть определена, как отсутствие угрозы культуре в широком смысле, а с другой – как совокупность действий, целью которых является создание условий, способных к развитию и эволюции культуры. Таким образом, культура должна обладать гарантированной способностью защищать себя и адаптироваться к объективным изменениям, сохраняя при этом свой специфический характер.

Культура – это объединяющий фактор, связывающий все несоизмеримые элементы (язык, письменность, общие традиции, историю, национальные герои).Проблемы безопасности возникают в момент кризиса, на стыке противоречий. Задача культурной безопасности, состоит в том, что бы не допустить кризис цивилизаций. Культура, является основой для процесса культурного взаимодействия и укрепления духовного стержня. Диалог всегда был ценным качеством человечества, а диалог культур стал той платформой, которая является главной глобальной стратегической задачей. Сила его в том, что участники представлены на равных. Диалог стал новым  ключевым понятием для осмысления процессов взаимодействия сторон в различных сферах жизни, в том числе и в политике[1].

Рассматривая российские и китайские исследования по культурной безопасности,  можно выявить что  проблема безопасности это центральная точка в работах китайских ученых[2]. Через нее строится  государственная, а так же в целом вся международная политика Китая.  При этом Ху Яньли[3], говорит, что именно сфера культуры является доминирующей в решении как государственной, так и международной политики. Согласно установке Пленума ЦК КПК 17 созыва, реформы в культурной системе содействуют культурному социалистическому развитию и процветанию культурной безопасности в целом. Политические действия, предпринимаемые государствами в целях обеспечения культурной безопасности, в значительной степени являются ответом на инициативы, поддерживаемые международными организациями, правительственными и неправительственными.

Безопасность может быть гарантирована только посредством сочетания нормативных и политических шагов. Правовые нормы, вытекающие из международного права, определяют пути, определяют правила и нормы и устанавливают правила, которые, в свою очередь, создают определенные стандарты поведения и в то же время определяют основные направления развития внутреннего права.

Китайская цивилизация, сформировавшаяся за тысячи лет и  является важным источником мягкой силы культуры Китая. Как отмечает Ян Пен[4], кроме того, он имеет важные ориентиры для мировой цивилизации и развития. Поэтому в ожесточенной конкуренции глобализации культуры стремиться к разработке превосходных источников культуры китайских традициях. Популяризирует идеи гармонии и привлекают иностранцев к пониманию китайского языка и глубоких смыслов китайской культуры, внедрение и распространение китайской цивилизации путем создания Института Конфуция. Таким образом, развивают культурную дипломатию.С«миссией защиты национальной культуры и повышения национальной мягкой силы и международное влияние китайской культуры» [5], Институты Конфуция распространялись по всему миру.

В Китае решение вопросов культурной безопасности рассматриваются в аспекте «мягкой силы», благодаря чему, повышается уровень влияния китайской культуры на мировой арене. В отечественной трактовке, внутренняя сфера национальной безопасности – это культурная безопасность.

Главная задача культурной безопасности состоит в том, чтобы гарантировать культурный суверенитет и  устранении скрытых культурных угроз. От эффективной политики власти, зависит уровень культуры и ее сохранность, возможность передачи другому поколению.Так, министр культуры Китая Цай У говорит: «Китай избрал путь мирного развития, пытаясь таким образом сформировать гармоничное общество внутри страны и гармоничный мир вне её».

Китайская культура сохраняет древние особенности учитывая при этом изменения. Культура была под влиянием политики и приобрела различные оттенки под разными лидерами.  Аналитики – Цзян Фен и ВуШисиа, говоря оэпохе глобализации,  отмечают, что культура стала важной составляющей национальной всеобъемлющей власти. Наряду с процессом глобализации, проблемы национальной безопасности культуры встают на один уровень с мягкой силой. Идеология является основой национальной безопасности культуры[6].

Культурная индустрия может предоставить материальную основу и средства коммуникации для формирования культуры мягкой силы в стране. Поэтому, чтобы защитить национальную безопасность культуры, Китай должен укрепить культурную индустрию.  Ли Ситцу[7] отмечает в своей работе, что,  прежде всего, необходимо продвигать инновации системы управления культурой и поддерживать рост предприятий культурной политики. Следуя основным законам рыночной конкуренции,  культура должна  проявлять свое неповторимое обаяние и способствовать формированию и развитию индустрии.

Подъем Китая сопровождается беспокойством со стороны международного сообщества. Пекин осознает необходимость обеспечить альтернативное восприятие его возникновения путем устранения напряженности вокруг него. Культура была определена в качестве одного из основных инструментов для передачи сообщений мирного развития и гармоничного сосуществования.

 

Статья выполнена в рамках государственного задания 35.9234.2017/БЧ


Библиографический список
  1. ШОС в контексте глобального мировоззрения: монография / О.А. Борисенко, М.Н. Фомина. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016.- 48с.http://elibrary.ru/item.asp?id=2814302
  2. Ху Хуйлин. Чжунго Доклад по безопасности китайской национальной культуры. Тайюань: Шаньсижэньминьчубаньшэ, 2005
  3. Ху Яньли. Концепция китайской  культуры в контексте глобализации //Общество: философия, история, культура. № 3, 2016 – Краснодар, издательский дом «ХОРС», 2016 – http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/3/culture/hu.pdf
  4. PanYihe. Culture Security. Hangzhou: Zhejiang University Press.2007
  5. When Soft Power is too soft: Confucius Institutes’ nebulous role in China’s Soft Power initiative, August 2012 [Электронныйвариант] URL:http://yris.yira.org/essays/644
  6. Jiang Fengyan,& Wu Shuxia. (2011). The crisis of Chinese culture security in times of globalization. People’s Tribune, 14, 207.
  7. LiSiqu. Review of Cultural Industry.Hangzhou: ZhejiangUniversity Press.2007


Все статьи автора «Борисенко Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: