ТУРЕЦКИЙ КРЕСТНИК РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА

Познахирев Виталий Витальевич
Смольный институт Российской академии образования
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-политических дисциплин

Аннотация
В статье изложены порядок и особенности натурализации в России в ходе Крымской войны 1853–1856 гг. пленного капитана оттоманской армии Хасана (Гассана) Али. Подчеркивается тот факт, что этот офицер стал единственным в истории турецкими военнопленным, из числа натурализовавшихся в нашей стране, чьим воспреемником от купели выступил сам глава российского государства.

Ключевые слова: воспреемник от купели, Крымская война, Курск, натурализация, Николай I, офицер, смена вероисповедания, турецкие военнопленные


TURKISH GODSON OF THE RUSSIAN EMPEROR

Poznakhirev Vitaly Vitaliyovych
Smolny Institute Russian Academy of Education
Candidate of Historical Sciences, associate professor Department of History and the social and political disciplines

Abstract
The article describes the order and features of the naturalization in Russia Ottoman army prisoner of war Captain Hassan Ali during the Crimean War of 1853-1856. Highlights the fact that the officer was the only Turkish prisoners of war, the number of naturalized in this country, whose godfather was the head of the Russian state

Keywords: a change of religion, an officer, godfather, naturalization, Nicholas I, The Crimean War, Turkish prisoners of war


Рубрика: История, Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Познахирев В.В. Турецкий крестник российского императора // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/02/2387 (дата обращения: 25.02.2024).

Многочисленные вооруженные конфликты между Российской и Османской империями конца XVII – начала XX вв. нередко сопровождались натурализацией в нашей стране пленных турецких офицеров, в т.ч. и с последующим их поступлением на русскую военную службу. Довольно широкое распространение данное явление получило в период Крымской войны 1853–1856 гг. Так, в одном только 1856 г. прапорщик Анатолийской армии Селим Мустафа оглы стал прапорщиком Колыванского пехотного полка Константином Евгеньевичем Черкасским; подпоручик Анатолийской кавалерии Али Неоман (Новман) оглы – прапорщиком того же полка Александром Тимофеевичем Александровым; поручик 1-го Константинопольского гренадерского корпуса Мехмет Абди оглы – прапорщиком Екатеринбургского пехотного полка Константином Петровичем Константиновым, а поручик Африканского пехотного корпуса Исали Мехмет – прапорщиком Тобольского пехотного полка Николаем Яковлевичем Николаевым [1].

Однако приоритет в этом вопросе, безусловно, принадлежит командиру эскадрона 4-го Румелийского кавалерийского полка капитану Хасану (Гассану) Али, который в ходе Крымской войны 1853–1856 гг. стал первым турецким офицером, из числа пожелавших навсегда остаться в России, и самым старшим из них по званию.

Начало этой истории было положено летом 1854 г., когда капитан Хасан Али, плененный на Дунайском театре военных действий и направленный «для водворения» в Тулу, ввиду болезни был временно помещен на излечение в больницу Полтавского богоугодного заведения. Близко познакомившись здесь с православием, офицер этот 24 июля 1854 г. письменно заявил о том, что «желает принять христианскую веру не из каких-либо видов или страха, но по собственному влечению его поступить в христианство и в подданство Российской Империи» [2].

Характерно, что Полтавский губернатор ограничился лишь уведомлением об этом факте своего Тульского коллеги и отправил капитана далее по назначению. Однако у Курского губернатора генерал-майора И.Д. Лужина на этот счет оказалась собственная точка зрения. Будучи осведомленным полицмейстером о том, что следующий через Курск в Тулу Хасан Али желает перейти в православие, И.Д. Лужин немедленно сообщил об этом Министру внутренних дел и своей властью оставил турка в губернском городе. 9 октября Министр внутренних дел одобрил действия Курского губернатора и уведомил последнего, что «государь император дозволяет пленному турецкому капитану Хасану Али принять христианство и вступить в подданство России на основании существующих узаконений. Причем его величество изволил выразить желание быть воспреемником от купели означенного турка» [3] (Для того, чтобы оценить сказанное в полной мере следует заметить, что случай с Хасан Али стал единственным в истории, когда глава Российского государства не только заявил о своей готовности стать воспреемником турецкого военнопленного, но и, как будет показано ниже, реализовал свое намерение).

Кроме того, Николай I предписал Министру внутренних дел оставить турка «на жительстве в гор. Курске и поручить наблюдению тамошнего губернатора, выдав ему в единовременное пособие 150 руб. серебром из сумм государственного казначейства».

5 января 1855 г., после наставления в догматах христианской веры, Хасан Али был окрещен в Курском Казанско-Богородицком (ныне Сергиево-Казанском) кафедральном соборе, о чем в метрической книге Собора была совершена запись следующего содержания: «Сего пятого числа января военнопленный турецкий капитан Гассан Али, по собственному его желанию, удостоенному высочайшего соизволения, просвящен святым крещением по чину православной греко-российской церкви и наречен в крещении Александром. Воспреемниками были: Его величество благочестивейший государь император Николай Павлович, самодержец Всероссийский… жена Курского губернского предводителя дворянства Дмитрия Николаевича Киреевского Вера Львовна Киреевская. Причем место отсутствующего августейшего воспреемника занимал военный губернатор г. Курска и Курский гражданский губернатор, свиты Его Императорского Величества генерал-майор Иван Дмитриевич Лужин. Таинство крещения совершил Курский кафедральный протоирей Иоан Истомин» [4].

Познахирев В.В. Турецкий крестник российского императора

Сергиево-Казанский собор в г. Курске. 2011 г. Фото Елены Викторовны Сергеевой

Однако бывший турецкий офицер на этом не остановился и 18 февраля 1855 г. Курский губернатор вновь доносил Министру внутренних дел, что «принявший христианство и русское подданство военнопленный турецкий капитан Хасан Али, ныне Александр Николаев, объявил мне, что он желает поступить в военную Его Императорского Величества службу». При этом Губернатор добавлял со своей стороны, что «Хасан Али, принявший христианство и русское подданство, как заметно, с искренностью, ведет себя хорошо».

Поскольку решение по делу затянулось, 5 августа 1855 г. Александр Николаев вторично подал аналогичное прошение, уже на высочайшее имя, в котором, в частности, писал: «Я не склонен ни к какому рукомеслу, посредством которого мог бы доставить себе кусок насущного хлеба. Я умею только служить». Данное прошение было поддержано как Курским губернатором, так и Военным министром, указавшими со своей стороны, что с принятием присяги на подданство России Николаев «исключен из числа пленных и лишен предоставленных им пособий. Посему, находясь в весьма стесненном положении, без средств к жизни, без службы и без занятий, осмеливается прибегнуть к монаршим щедротам. И вместе с тем, выражая чувства верноподданнической верности, просит о разрешении принять его в военную службу» [5].

1 октября 1855 г. Военный министр подготовил на имя Николая I соответствующий доклад, предлагая зачислить Александра Николаева на службу либо сразу офицером, либо вольноопределяющимся первого разряда «с тем, чтобы он держал экзамен пред производством в офицеры».

Глава государства предпочел первый вариант и повелел определить Александра Николаева «без экзамена на службу штабс-капитаном на тех же основаниях, как определяются уроженцы кавказских горских народов с прикомандированием для изучения русского языка и порядка службы к одному из образцовых полков» [6].

В конце октября 1855 г., будучи снабженным в Курске «приличною по времени года одеждою, прогонными и кормовыми деньгами», Александр Николаев убыл за получением нового назначения в Петербург, в распоряжение главы Инспекторского департамента Военного министерства. К сожалению, дальнейшие следы этого человека теряются в истории.

 

Печатается с незначительными сокращениями. Полностью статья опубликована в научно-историческом журнале «Курский край». № 5 (133). – Курск: Изд. Курск. обл. науч. краевед. об-ва, 2011. – С. 9–11.

 

Библиографический список

[1]. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 395. Оп. 110. 1855 г. 2-е Отделен. Д. 323. Л. 15-19, 25, 33-34, 37

[2]. Государственный архив Тульской области. Ф. 90. Оп. 1. Д. 23847. Л. 143.

[3]. РГВИА. Ф. 395. Оп. 109. 1854 г. 2-е Отделен. Д. 322. Л. 3, 7.

[4]. Там же. Л. 18.

[5]. Там же. Л. 11, 15.

[6]. Там же. Л. 27.



Все статьи автора «Познахирев Виталий Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: