ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Волгоградской области
преподаватель русского языка и литературы, учитель высшей категории

Аннотация
При подготовка к ЕГЭ И ГИА по русскому языку можно использовать обобщающие таблицы. Это позволит активизировать самостоятельную работу учащихся, ориентировать их на системное повторение основных разделов русского языка, совершенствовать навыки речевой коммуникации. Схемы и таблицы в данной статье, списки трудных для написания слов, орфограмм – все это поможет находить эффективные приемы для повышения уровня грамотности учащихся. Достоинство этого материала в том, что он дает возможность представить теоретический материал в эрительно-наглядном, систематизированном и обобщенном виде.
Подобная подача учебного материала способствует максимальной наглядности, а также систематизации полученных ранее знаний. Кроме того, такие таблицы развивают аналитические способности выпускников, активизируют их зрительную память.

Ключевые слова: обособленные члены предложения, однородные придаточные предложения, подчинительное словосочетание, последовательное и параллельное подчинение, соподчинение


USING SUMMARY TABLES IN PREPARATION FOR THE EXAM EGE

Antamoshkina Zinaida Semenovna
MBOU Alekseevskaya School of Volgograd region
teacher of Russian language and literature, teacher of the highest category

Abstract
When preparing for the exam and the GIA in the Russian language, you can use summary tables. This will activate a self-study students to orient them to the systemic recurrence of major sections of the Russian language, improve verbal communication skills. Diagrams and tables in this article are difficult to write lists of words orfogramm - all of which help to find effective methods to improve the literacy level of students. The advantage of this material is that it provides an opportunity to present the theoretical material in eritelno-visual, systematic and generalized terms.
This supply of educational material helps to maximize the visibility and ordering of earlier knowledge. In addition, these tables are developing analytical skills of graduates, stimulate their visual memory.

Рубрика: Педагогика, Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Использование обобщающих таблиц при подготовке к ЕГЭ // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/02/2284 (дата обращения: 21.02.2024).

         Русский язык отличается своим богатством и разнообразием лексического  словаря, словообразовательных и грамматических средств. Он располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. И свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого человека, в том числе и выпускников, в их жизни, труде, творчестве.

         В методических пособиях предлагаются различные пути повышения грамотности, среди них один из самых плодотворных и интересных, на мой взгляд,- это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера, по которым легче восстанавливать формулировки правил. Давно замечено, что человек лучше запоминает  зримое, видимое, чем услышанное. Кроме того, развивается умение логически мыслить.

         Иногда учащиеся не осознают, какую практическую помощь им может оказать обобщающие таблицы при усвоении практического и теоретического  материала. Необходимо, чтобы дети понимали язык схем, символов, особый смысл графического распределения материала, расстановки условных обозначений и употребленных символов. Только тогда такая информация, преподнесенная в обобщающем виде, будет полезной.

     Таблицы являются ключом в решении практических задач – помогают в крайне сжатые сроки организовать повторение изученного материала, развивают речь выпускников, так как им проще освоить различные  типы речи, в том числе и рассуждение, обобщая и систематизируя изученное по таким таблицам.

         Конечно, схемы и таблицы можно использовать  и в  девятых классах, так как контрольные измерительные материалы для них отвечают важным целям: во-первых, помогают  приблизить экзамен к практике языка, во-вторых, сделать его ступенью к ЕГЭ. Задания проверяют умения адекватно понимать  информацию исходного текста, использовать ее в качестве аргументов, опознавать в тексте изученные средства выразительности речи, а также анализировать основные грамматические явления языка.

         Задания по словообразованию обязательно представлены в тестах. Чаще всего – это определить способ образования какого-либо слова или найти слово, образованное тем или иным способом. Учащиеся знают, что способы словообразования делятся на две группы: морфологические и неморфологические. При  первом мы используем какие-либо морфемы при образовании слов: приставку, суффикс, приставку и суффикс одновременно и т.д.  А при неморфологическом способе слова образуются  без участия морфем. Просто одна часть речи переходит в другую. Чаще всего в существительные переходят прилагательные и причастия, а также определительные местоимения, при этом они  приобретают  предметное значение При изучении всех частей речи, начиная с пятых классов, следует обращать особое внимание на способы образования слов. Таблица по данной теме, имеющаяся в этой статье, поможет при подготовке к экзаменам даже не очень сильным учащимся.

     В тестах на экзамене встречаются следующие задания из раздела «Орфография»: правописание приставок, приставки при- и пре-, правописание слов с пол- и полу-. правописание корней с чередованием гласных, а также О и Е после шипящих во всех морфемах. Чаще всего у детей написание корней с чередованием не вызывает затруднений. А  вот правописание слов с приставками при- и пре- кажется им более сложным. В современном русском языке  есть слова, в которых значение приставок трудно определить или приставки вообще отсутствуют. И тогда лучше завести словарик с наиболее трудными в орфографическом отношении словами и тренироваться в их написании. Например, ПРЕ: пресловутый, президент, президиум, претензия, престиж, прелюдия, прерогатива, преамбула, прецедент и ПРИ: привередничать, приоритет, привилегия, приверженец и т.д. обратить внимание, что существуют слова, написание приставки в которых зависит от их лексического значения: приклонить голову – преклонить колена, приемник – преемник и другие

         Из морфологии в тестах есть задания, предлагающие определить  принадлежность слов к той или иной части речи, а также найти  слова той или иной части речи. Учащиеся должны уметь различать самостоятельные и служебные части речи,  знать их правописание. Прежде чем определить, к какой части речи относится то или иное слово, необходимо несколько раз прочитать предложение и понять его смысл, попытаться найти грамматическую основу. Можно использовать прием синонимической замены, существенно помогающей при определении особенно служебных частей речи  (напротив дома – у дома, согласно указанию – по указанию, навстречу ветру – к ветру, т.е. производный предлог заменю на непроизводный). Неизменяемы слова, производные предлоги,  не являются членами предложения, используются только при существительных и местоимениях.   В таблицах представлен материал, освещающий наиболее трудные вопросы лил вопросы, требующие обобщения и сжатого компактного изложения.

           В тестах  из синтаксиса и пунктуации  есть задания по определению типов  односоставных предложений . Приведенная таблица позволяет четко определить тип предложений. В определенно-личном и неопределенно-личном мы всегда можем подставить нужное местоимение. А вот в безличном подстановка местоимений невозможна, так как в  них нет указания на производителя действия, т.е. на лицо. Обособленные члены предложений большинству учащихся кажутся сложными, особенно они затрудняются в нахождении обособленных приложений и дополнений. Причастный оборот и деепричастный оборот выделяют почти всегда самостоятельно.

         Особое внимание следует уделить трудным случаям постановки знаков препинания: отсутствие запятой в сложносочиненном предложении при общем второстепенном члене, общей придаточной части или общем вводном слове, отсутствие запятой в сложноподчиненном предложении при однородных придаточных, знаки препинания на стыке союзов и т.д. Одним словом, мне кажется, что эти таблицы в какой-то мере помогают учащимся в подготовке и к ГИА, и к ЕГЭ по русскому языку.

Таблица 1.

Способы образования слов 

Приставочн.

Пр.+суффикс

Суффиксальн.

Бессуфиксальн.

Сложение

Неморфологичес.

ВыступаетВышелПодумайтеНесколько

Сделает

Вверх

Никаких

Прочитает

СозвездиеСобеседникПо-своемуЗаодно

По-разному

Бескорыстие

(наречия с дефисным написанием)

БелитьОжиданиеУдивлениеСердцевина

Лисий

Вязанный

(прич., дееприч., притяж. прил. и сущ.)

РассказыПоискОтказПо счету

Утрата

Отлет

Повтор

(отглагольные существ.-ые)

ПароходСамолетТемно-синийМГУ ЗнакомыхБудущееМороженоеПровожающие

Многие

Каждый

Всякий

(переход одной части речи в другую)

 

Таблица 2.

Самостоятельные части речи

 

Сущ Прилагательное Причастие Дееприч. Местоимение Наречие
Неск.КофеКареКино

Пальто

Шоссе

 

Разн.

время

бремя

имя,

знамя

темя.

вымя

и т.д.

Степени сравнения: 1 Сравнительнаяпростая -  уже,

 

составная-

более узкий

 

2 Превосходная:

прост.--ейш.айш

умнейший

 

составная-

самый умный.

Действит.-поющий,сидящий,

спевший,

 

Страдат.-

ведомый,

гонимый,

сжатый

 

Краткие

страдат.

причаст.

 

сжато, дан,

прочитана, нарисован, сбит и т.д..

Читая,Прочитав –(что делая?)

(что сделав?)

1 личные: Я, мы, ты, вы,Он, она, они.2 возвратное – себя

3 вопрос.- кто? что?

4 относительн-кто, что, где ,который

5 неопределенные:

кто-то, кое-кто, некто, что-нибудь.

6 отрицательные:

никто, нигде, ничей

7 притяжательные

(чей?) наш, ваш, свой, мой, их, его, ее, твой.

8 указательные:

этот, та, таков, тот

9 определительные: весь, всякий, иной,

другой, сам, самый

ВверхПо-моемуВ-третьихЕле-еле

(где? как?

когда?

почему?)

 

Степени

сравнения:

 

1 Сравнит.

простая –уже, ниже.

 

Составная

Менее тихо

2 Превосход

 

со словом

всех – выше

всех.

 

Таблица 3.

Служебные части речи 

СОЮЗ

ПРЕДЛОГ

ЧАСТИЦА

Сочинительные: и, или, а, но, зато, однако,  то-то, не то – не то,  также, тоже,  не только, но и, не столько, сколько и др. Подчинительные: так как, что, кто, где, который, словно, ибо, хотя, как только, так что, чтобы,  для того чтобы,  если, раз,  когда,  пока,  едва и др.  Непроизводные:в, к, из, из-за, уПроизводные: благодаря,  в связи с…,вследствие.., вопреки, согласно, вместо, вроде,  насчет…,невзирая на,  несмотря на…, в течение, в продолжение, навстречу.., в соответствии с…, по причине, в заключениеПо завершении, по возвращении, по окончании – в П.пБлагодаря, согласно, вопреки- Д.п. Ни, не, бы, ли, же, да, давай, пусть, пускай, разве, только, неужели, именно, все-таки, уж, исключительно, лишь, ведь, почти и др.

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

(какой, чей?)  совпадает род, число, падеж – прил.+сущ., моя книга, первая книга, чья-то книга, в интересной книге, из-за прочитанной книги, в нашей книге, их дом и т.д Гл.+ сущ.,  сущ.+ сущ.                                      Читать книгу, книгу друга, прочитанная мною книга. Примыкает неизменяемое слово: наречие, деепричастие, инфинитив (глагол в неопределенной  форме),сущ.- петь громко, иду играть, шел оглядываясь, стрижка каре

 

Таблица 4.

Сложно-подчиненное предложение с разными придаточными

Определительное

Изъяснительное

Обстоятельственное

(какой, чей, который?)  Справа виднелась тропа, которая шла в гору. (что? и др. падежн. вопросы) Все знали, что завтра мы пойдем в поход. (где, куда, откуда? – места, когда? - времени, почему ?- причины, зачем? – цели, как?- образа действия,  если- условия, словно - сравнения, несмотря на что?- уступки) Нам было грустно, так как шел дождь.( придат.-причины)
Последовательное подчинениеОни ехали тихо, так как боялись отца, который был тоже смущен, хотя старался  этого не показывать.(1-главн. предл., 2- придаточное обстоятельственное причины, 3- определительн., 4- уступки) Параллельное подчинение:(относятся к разным словам главного предложения.)  Когда бричка была уже на конце деревни, он подозвал  к себе первого мужика, который тащил доску Однородное подчинение:Егорушка видел, как небо потемнело, как на землю опускалась мгла. Неоднородное подчинение: Я нанял быков, чтобы втащить тележку на  эту гору, потому что была уже осень.

 

Таблица 5.

Односоставные предложения 

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

Назывные

(сказуемое в 1 или 2л)Люблю грозу. Спешу к тебе. (сказуемое в 3 лице)-Звонят. (состояние природы, человека -  глагол в инфинитиве)Светает. Надо учиться. Нет его. (с одним подлежащим) –Тишина. Ночь. Улица.

 

Таблица 6.

Обособленные члены предложения

Определение

Приложение

Дополнение

Обстоятельство

Уточнение

(какой?) -выражено прич. оборотом-после главного слова. На столе лежит книга, прочитанная им. Уставшие, они решили устроить привал. (кто, что?) зима-волшебница. Ему ли , карлику, спорить? Ее дочь,  Наталья, здесь. Тут жил он-егерь (по имени, по фамилии,  по прозвищу, например и. т.д.) Обособляются сущ с предлогом -кроме ,помимо, за исключением. Он, наряду с другими, стоял неподвижно. Все, даже они, пришли вовремя. Выраженные деепричастным оборотом.Идя радом с ним, она молчала. Чаще всего уточняется место и время. Завтра, вечером, они к нам придутТут, в комнате, стоит шкаф.

 

Таблица 6.1

Ъ

Ы

И

1. после приставки на согласн. Съезд, объем, разъяснить.

После русских приставок     И переходит в Ы

1. после иноязычных пр. Контригра, суперинфекция.
2.в иноязычных сл.  после-Ад-, диз-, интер-, контр-, суб-, транс-, об-  и др. Инъекция, адъютант, трансъяпонский    3.  после числительных – трехъярусный. История- предыстория.Исключения : меж и сверх-Межинститутский, Сверхинтересный. 2. после числительных- Двухигольный, трехимпульсный.    3. в сложносокращенных сл. Пединститут.4. Взимать – запомнить слово.

Е

О – под ударением

О- под ударением

В корнепод ударением – Е, Желтый – желтеть.Исключения:шов, капюшон, шорох, крыжовник, чащоба, трущоба, изжога, трещотка, шок, мажор, шомпол, обжора, анчоус, чоканье, чопорность, шорты, шоссе, шофер и т.д.Запомни:Жог -  в сущ.- получил ожог, ожог на руке.

Жег – в глаголах – ожег руку, разжег костер.

В суффиксах сущ.- снежок, дружок, речонка, зайчонок     И в наречиях- свежо, горячо. Исключение- еще.            Е – под ударением:1. В отглагольных сущ.-тушенка, сгущенка, ночевка, растушевка.2. С суф.- ер: стажер, дирижер, ретушер.

3. В суф. глаголов -выкорчевывать.

4. В полн. и кратих прич. Запряженный, запряжен.

В окончаниях сущ. и прил.- Ключом,, багажом, чужого.

 

Таблица 6.2

Н

НН

Ан, ян, ын, ин– искл: стеклянный, оловянный,деревянный- у прилагательных В кратких причастиях -  скошено, прочитана, засеяно.

В отглагольных прилагательных ( которые произошли  от глаголов нес. вида) – вязаный, моченый, соленый, крашеный, пуганый, путаный, званый, кипяченый, мощеный, гладкокрашеный,  златокованый, домотканый, малоношеный, свежемороженый и другие.

.

Запомнить:  названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, приданое невесты, а также  кованый, жеваный.

Запомнить:  ветреный день, человек, ветряной двигатель, масленый блин, каша, руки, масляный насос, двигатель, лампа.

Енн, онн- искусственный, лекционный,утренний, экзаменационный- у прилагательных.В полных причастиях – прочитанная, скошенное, засеянный.При помощи приставки или зависимого слова отглагольные прилагательные превращаются в причастия: связанный, вязанный из шерсти, замоченное, крашенный краской, испуганный, вскипяченный и т.д.

Запомнить: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный,  негаданный, окаянный, жеманный  и другие.

На –ованный,-еванный – балованный, циклеванный. На –ирова – фаршированный.

В кратких прил., если в полной форме было –нн: ценная вещь – вещь ценна, длинная дорога – дорога длинна.

 

Таблица 6.3 

НЕ -    пишется слитно

НЕ -  пишется раздельно

1. Без не не употребляются Негодуя, небрежный, нелепо, негодовать 1. Есть противопоставление не высокий, а низкий
2. можно подобрать синоним Нелегкий- трудный, недалеко- близко 2. с краткими прил.,не употребляемымив полной форме Не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не готов
3.Со словамиочень, крайне, весьма Весьма неприятный, совсем неинтересный 3. далеко не, вовсе не, чуть ли, едва ли, отнюдь не … Вовсе не интересная книга
4.  в отглагольных прилагательных с суффиксами-  ем, им Неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, 4. с гл.,  дееприч., краткими прич., частицами, числит., предлогами Не был, не узнавши, не велено, не один, не только, не над нами, не то- не то
5. с полными причастиями без зависимых слов. По неосвещенным улицам, совсем необдуманное решение (= очень) 5. есть зависимые слова или противопоставление с союзом а Еще не убранные поля, не разрушенный, а целый дом
6. в местоимениях и наречиях Некого, нечего, нечем, неоткуда, незачем, нехотя… 6. с наречиями в сравнительной степени  и словамикатегории состояния в безличных предл. Двигался не быстрее, говорил не громче, не надо, не жаль, не страшно
7. в глаголах с приставкой – недо (несоответствие норме) Недовыполнить план, ребенок недоедал – (голодал), но он не доедал суп- оставлял в тарелке 7. в отрицательных местоимениях с предлогами Не с кем, не в чем, не при чем, не у кого и т.д.

 

Таблица 7.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

,

Облака рассеялись, на небе засверкали звезды Одновременность явлений

 

и

;

Уже вечерело; солнце село за рощу, лежащую возле сада Есть запятые в др. предложениях

и

:

Печален я: со мною нет тебя причина

потому что

Страшная мысль мелькнула: он исчез. пояснение

а именно

Снял часы, глядит: машина в пыли. дополнение

и вижу, что

Семь раз отмерь- один раз отрежь. противопоставление

а. но

Солнце зашло – начинается день. время

когда

Закуковала кукушка – сей ячмень. условие

если

Выпала роса-день будет жарким. Вывод, следствие

так что

 

 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

1.Через дефис: из-за, из-под, по-над.

2.Слитно: ввиду заморозков , вместо тебя,  птица вроде вороны, вслед на ним, сверх  меры, внутри  конверта, навстречу ветру, насчет тебя, наподобие шара,  вследствие засухи, несмотря на холода,  невзирая на лица, свыше двадцати градусов, наперекор судьбе, поверх головы, вблизи дома, напротив школы.

3. Раздельно: в виде сердечка, в меру упитанный, в связи с заморозками, в силу обстоятельств, по мере окончания переговоров, в отношении, по причине, по поводу, за исключением, за счет, в целях, со стороны, в деле, в течение, в продолжение, в заключение, в отсутствие, в отступление, во избежание, во изменение,  в отличие от…

ЗАПОМНИТЬ:

  1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются  только с Д.п. (чему?).
  2. По окончании, по прибытии, по возвращении, по истечении  – но  по приезде.

Таблица 8.

Производные  предлоги Существительное с предлогом
Ввиду заморозков Иметь в виду не это, а другое
Вместо приветствия В место назначения
Вследствие болезни В следствии  по этому делу
В продолжение часа В продолжении романа
В заключение своей речи хочу … Находиться в заключении
Идти навстречу ветру Идти на встречу с другом
Фигура наподобие шара Задача на подобие треугольников
Поговорить насчет тебя Перевести деньги на счет в банке
В течение каникул В течении реки…
Птица вроде вороны Согласовать в роде и числе
Идти вслед за проводником Всматриваться в след зайца

Таблица 9

   ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

СОЮЗЫ

Разные части речи с предлогами и частицами

Тоже = также = и  (Он тоже обиделся. Я думал и его также застать у вас.) Он сделал то же самое. В автобусе было так же холодно, как и на улице.
Зато = но (Мыло серо, зато моет бело) Спрячься за то дерево.
Оттого – потому = поэтому (Он проспал, поэтому опоздал на урок. Мы победили, потому что наше дело  справедливо.) От того дома  он живет не так далеко. Езжайте по этому мосту. Судить будут по тому, что ты пишешь и говоришь.
Причем = притом. (Было сыро, причем и тучи еще закрывали небо.) При чем же ты останешься? При том заявлении приложены все документы.
Итак =вот (Следовательно) – итак, мы расстались. И так = таким образом Он много работал, и так продолжалось с первых дней.
Зачем (с какой целью?) Хочу знать, зачем вам это нужно.   За чем вы наблюдаете?
Отчего = почему – Не пойму, отчего это произошло.  От чего это все зависит?
Чтобы стать сильным, надо заниматься спортом. Будем жить так, чтобы все любили нас. Что бы он ни говорил, его все слушали внимательно. Что бы еще предложить вам для вечера?

 

   РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 1. Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013. Легион. Ростов-на-Дону.2012.

2.Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл. учебник для общеобразовательных школ.М.Дрофа.2004.

3. БархударовС.Г. Русский язык. 8-9 классы. М.2004.

4.Ладыженская Т.А.. Баранов М.Т.. Тростенцова Л.А. Русский язык.5-7 кл. 2004.

5. Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 кл.пособие для общеобразовательных школ, 5-е издание. М. Дрофа. 2001.



Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: