ДИХОТОМИЯ «ПУБЛИЧНОГО» И «ЧАСТНОГО» В СВЕТЕ СИМПТОМАТИКИ НЕВРОЗА КУЛЬТУРНОГО ГЕНЕЗА

Егоров Степан Викторович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Жизнь современного человека «разорвана» на две части: «публичное» и «частное», при этом «публичное» (экономика) полностью подчиняет «частное» (личные отношения). Культурные нормы «публичного поведения» предписывают человеку общества капиталистической экономики быть конкурентным и ориентированным на себя, кроме того, они крайне противоречивы: содержат взаимоисключающие требования. Требуя перманентного подчинения себе, «публичное» потенциально разрушительно как для «частной жизни», так и для целостного бытия человека в целом. Работа «Культура и невроз» немецко-американского психолога К. Хорни убедительно вскрывает культурогенез невроза как типического явления ХХ – ХХI веков.

Ключевые слова: индивидуализм, культура, невроз, публичное, религия, соперничество, ценности, частное


THE DICHOTOMY OF "PUBLIC" AND "PRIVATE" IN THE LIGHT OF THE SYMPTOMS OF A NEUROSIS OF A CULTURAL GENESIS

Egorov Stepan Viktorovich1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
The life of modern man is "torn" into two parts: "public" and "private," while "public" (economy) completely subordinates "private" (personal relations). Cultural norms of "public behavior" prescribe to a person of the society of the capitalist economy to be competitive and self-oriented, in addition, they are extremely contradictory: they contain mutually exclusive requirements. Demanding permanent submission to oneself, "public" is potentially destructive both for "private life" and for the whole being of a person as a whole. The work "Culture and Neurosis" by the German-American psychologist K. Horney convincingly reveals the culturogenesis of neurosis as a typical phenomenon of the twentieth and twenty-first centuries.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Дихотомия «публичного» и «частного» в свете симптоматики невроза культурного генеза // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22205 (дата обращения: 21.02.2024).

Философская антропология становится в начале ХХI века значимым, экзистенциально востребованным разделом философии: возможно, этот отрезок исторического пути человечества вновь является переломным в плане поиска ценностных ориентиров общественного и индивидуального бытия (М. Бубер называл такие периоды «эпохами бездомности»).

Между тем, в ХХ веке арсенал методологических приёмов философской антропологии обогатился, – в частности, психологическими приёмами рефлексивного анализа положения человека в культуре: «На самом деле существует множество «философских антропологий», множество разнообразных ответов на вопросы о том, что такое человек, как и зачем ему жить» [1, с. 6].

Человек постоянно пребывает в двух измерениях – «публичной» (экономической, «деловой») жизни и в жизни «частной». Очевиден тот факт, что «публичное поведение» основывается на одних нормах культуры, «частное» – на других.

«Публичное» и «частное» – важные составляющие пространственно-временного континуума человеческой жизни – выстраиваются порой антагонистично, в разных «оптиках».

Многочисленные исследования философско-психологического характера в ХХ веке посвящены проблематике столкновения «частного» и публичного», «публичного» (экономика) и «публичного» (религия). Одной из таких интересных и принципиальных для понимания «ценностного раздвоения» человека работ является «Культура и невроз» К. Хорни.

Человек, находясь на «ценностном» пересечении двух конфликтующих миров впадает в «невроз», понимаемый как «нарушение черт характера».

К. Хорни в аналитике невроза убедительно показывает, в какой мере невроз носит типический характер («при анализе… черт характера часто поражает то, что, вопреки значительному расхождению картин симптоматики, трудности характера во многих случаях в многих случаях сосредоточиваются вокруг одних и тех же базовых конфликтов…» [2]), обнаруживая культурный генез: культура детерминирует типические неврозы.

К. Хорни отмечает ключевые ценностные детерминанты культурной среды капиталистического общества ХХ века: установка на соперничество (конкуренция) и индивидуализм.

Соперничество и индивидуализм вызывают невротизм, выраженный в следующих «осложнениях»:

  1. перманентное сравнение себя с другими (а. постоянное; б. даже в ситуациях, где это сравнение не требуется);
  2. стремление превзойти всех (психологическая симптоматика невроза: повышенная реакция на критику; болезненное переживание неуспеха; переживание чужого успеха как собственного провала; сравнение себя с идеальным «Я»);
  3. враждебность как форма реагировании на чужие достижения;
  4. чувство неполноценности, собственной несостоятельности (К. Хорни называет это чувство болезнью ХХ века в силу чрезвычайной распространённости) вследствие отказа от соперничества (в силу разных причин: например, страх перед враждебностью других как реакции на собственный успех; страх потерпеть неудачу, как следствие, – болезненные переживания и др.).

Соперничество, приходя из «публичного пространства», пронизывает все личные отношения, подчиняя сферу «частного»: так, подлинная эротическая любовь [3, 4, 5] может замещаться целями соперничества (популярность, больше всех свиданий, сексуальных партнёров… изматывающая борьба за лидерство в семье…).

Таким образом, невротизм базируется на расщеплении представлений индивида о должном: возможно, соперничество функционально необходимо в экономике (здоровая конкуренция – залог успешного экономического функционирования), в пространстве «публичного», но будучи тотальным, поглощая и подчиняя сферу «частного» (личные отношения), разрушает последнюю, невротизируя индивида: благополучное «частное» базируется на другой логике человеческих взаимоотношений (кооперация, взаимная поддержка, альтруизм), из этой логики вырастает «собственно человеческое».

Некритически заимствованные, неоправданно заимствованные и распространённые на практику «частного» «публичные» практики взаимодействий разрушают целостность человеческой личности, приводя её к невротической – неполноценной форме существования.

Противоречивый характер культурных установок особенно явственно обнаруживается в противоречивых требованиях, касающихся отношений к успеху и неудаче:

1)    успех вызывает восхищение (вне зависимости от его природы), но в то же время скромность и бескорыстие рассматриваются как наивысшие культурные добродетели, идущие из религии (религия – фундамент культуры) [6, 7].

2)    успех связывается с качествами личности и возможность эти качества реализовать и – в то же время – религия говорит: успех – божья милость.

Таким образом, современный человек, описанный К. Хорни как «невротик» лишён возможности полноценного бытия, с ведущими к его достижению характеристиками, описанными представителями других направлений психологии: «самоактуализации» (А. Маслоу) и «самореализации» (К. Г. Юнг).


Библиографический список
  1. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. – М., 2006. – 240 с.
  2. Хорни К. Психология личности. Тексты // Культура и невроз [Электронный ресурс]. URL: http://klex.ru/a9w (дата обращения: 05.03.2017).
  3. Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Эротическая любовь и влюблённость как феномены человеческого бытия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 7 (10). – С. 32 – 35 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18154530 (дата обращения: 05.03.2017).
  4. Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 12 (15). – С. 41 – 43 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18956372 (дата обращения: 05.03.2017).
  5. Пятилетова Л.В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни. Диссертация на соиск. уч. ст. к. филос. н. – Екатеринбург, 1999.
  6. Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 09.03.2017).
  7. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018 (дата обращения: 09.03.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: