ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Дзюбенко Олег Леонидович1, Коженков Алексей Олегович2
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», старший преподаватель, кандидат педагогических наук
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», преподаватель

Аннотация
В данной статье рассматривается применение виртуальных симуляторов в образовательно-обучающей среде военного ВУЗа.

Ключевые слова: виртуальные симуляторы, профессионально-ориентированная образовательно-обучающая среда


THE USE OF VIRTUAL SIMULATORS IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING ENVIRONMENT OF THE MILITARY UNIVERSITY

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kozhenkov Aleksey Olegovich2
1Military Training and Research Center Air Force "Air Force Academy named after professor NE Zhukovsky and Y. Gagarin ", Senior Lecturer, Ph.D.
2Military Training and Research Center Air Force "Air Force Academy named after professor NE Zhukovsky and Y. Gagarin ", teacher

Abstract
This article discusses the application of virtual simulators in the educational and training environment of the military university.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в образовательно-обучающей среде военного ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2181 (дата обращения: 24.02.2024).

Понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества, мы становимся перед задачей создания такой среды, которая развивала бы личность курсанта, создавала бы педагогические условия для его самореализации, самовыражения, для поиска лучшего себя в процессе определения собственной траектории освоения знаний. Наряду с термином “среда” активно используется в педагогике еще целый ряд терминов, таких как “среда человека”, “среда людей”, “человеческая среда”, “окружающая среда”, “жизненная среда”, “человеческое окружение” и др. В.А. Ясвин утверждает, что среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [1].

На современном этапе развития военного образования прослеживаются тенденции формирования обучающей среды на основе активной познавательной деятельности курсантов. Одним из условий ее развития является активная обучающая среда. В положениях Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года [2], а также в современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Модель 2020) [3], указываются базовые компетенции современного человека – коммуникационная, информационная, компетенции самообучения и саморазвития. Новые условия формирования обучающей среды, направленные на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, определяют для субъектов процесса обучения развитие данных компетенций и, как следствие, включенности их в активную совместную деятельность.

Решение проблемы обеспечения выпускников военных учреждений профессионального образования актуальными знаниями, навыками и современными компетенциями возможно, на наш взгляд, лишь путем разработки и внедрения прогрессивных моделей образования, одной из которых является виртуальное образование на основе новой образовательной парадигмы – компетентностного подхода в подготовке военных специалистов.

Понятие “среда” также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. На наш взгляд, данные термины применимы и для характеристики понятий “образовательное пространство” и “информационное пространство”, “образовательная среда”, “информационная среда”. Педагогическая среда предполагает  взаимовлияние и взаимодействие окружения с субъектами педагогического процесса.

Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с обра-зовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в военном образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.

Наше понимание образовательной среды в военном вузе, следующее: образовательная среда в военном вузе определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие курсанта, военно-экономические условия, влияющие на обучение, характер информационных и межличностных отношений, формирование профессиональных компетенций военных специалистов.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации [4], употребляется термин “информационная среда”. При этом уточняется его понимание. Авторы дают следующее определение: “под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах”.

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников [5].

Образовательная среда — это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития [6].

Учебная, или обучающая, среда включает в себя все, что окружает курсанта, оказывая влияние на его развитие. Обучающая среда – это специально организованная среда, направленная на приобретение курсантами определенных профессиональных навыков, формирование профессиональных компетенций. В ней формы обучения в военном вузе становятся подвижными и доступными для изменения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила, стимулирующая процесс обучения и развития.

Для более полного освещения взаимодействия преподавателя и курсанта, опосредованного программно-педагогическими средствами (виртуальным симулятором и обучающими программами) целесообразно использовать понятие информационной сети, представляющей собой совокупность взаимодействующих источников и потребителей информации [7]. Известно, что информационная сеть состоит из одного источника информации, одного потребителя информации (информационной нагрузки) и связывающих их каналов, по которым перемещается информационный поток. Если следовать аналогии с электрическими цепями, потребителя информации можно охарактеризовать информационным сопротивлением – временем реакции на полученную информацию. Источник информации в этом случае характеризуется информационным напряжением, которое определяет его способность генерировать информационный поток.

При использовании в ходе занятия двух источников информации – преподавателя и виртуального симулятора, оснащенного программно-педагогическими средствами, можно построить информационные цепи двух видов: как последовательным соединением источников, так и параллельным. Последовательное соединение источников целесообразно использовать, когда велико информационное сопротивление нагрузки вследствие плохой подготовленности или слабых познавательных способностях курсанта. В этом случае они получают подлежащую усвоению информацию сначала от преподавателя, затем закрепляют полученные знания с помощью симулятора, т.е. информационные напряжения складываются и сила информационного потока (по аналогии с электрическим током) не ослабевает. Если информационное сопротивление потребителя низкое (курсанты хорошо воспринимают подлежащую усвоению информацию), то лучше использовать параллельное соединение источников, когда преподаватель и симулятор задействованы в ходе занятия одновременно. В этом случае при том же информационном напряжении через нагрузку проходит большой информационный поток, равный сумме потоков, генерируемых двумя источниками и усвоение знаний будет более интенсивным[8].

В качестве дидактических условий учебно-познавательной деятельности курсантов при формировании базовых профессиональных компетенций специалистов наземного обеспечения ВВС с применением виртуальных симуляторов мы выделяем следующие:

- целенаправленность на результат обучения;

- мотивационную заинтересованность;

- овладение алгоритмами самоконтроля;

- четкость выполнения операций;

- предварительную подготовленность курсанта в области информатики как пользователя.

Только максимально полное соблюдение указанных выше дидактических условий может обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей виртуальных симуляторов.

Симуляторы — программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображая часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде. [9] В обучение на базе компьютера виртуальный симулятор используется как ключевая составляющая обучающей среды. Это термин может означать как использование виртуального симулятора в аудитории, так и в более широком значении он относится к структурированной среде, где компьютеры используются с целью обучения. Обычно это понятие не включает в себя использование компьютера, где обучение – это второстепенный элемент.

Виртуализация образования может рассматриваться как объективный процесс движения от очного через дистанционное к виртуальному образованию, которое вбирает в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения образования. Виртуальное обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия курсантов с преподавателями, между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.

Таким образом, на наш взгляд, профессионально-ориентированная образовательно-обучающая среда с применением виртуальных симуляторов в военном вузе – это совокупность условий и факторов, способствующих возникновению и развитию информационного и дидактического взаимодействия между преподавателем, курсантами и виртуальными симуляторами, направленных на формирование профессиональных компетенций военных специалистов.


Библиографический список
  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.:Смысл,2001.-365с.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
  3. А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон Российское образование — 2020: Модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://strategy2020.rian.ru/load/366070320
  4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998. - Проблемы информатизации высшей школы, М. 1998 г., 322 с.
  5. Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. – 1990. С. 50 – 82.
  6. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс].URL:http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/Образовательная_среда
  7. Шаров В.В. Формирование профессиональных навыков эксплуатации САТОП с использованием компьютерной тренажерной системы АПА – 5Д: Дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2000. – 184 с.
  8. Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа. // Психология, социология и педагогика. – Июль, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942
  9. Викиверситет [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikiversity.org/wiki/Симулятор


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: