Понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества, мы становимся перед задачей создания такой среды, которая развивала бы личность курсанта, создавала бы педагогические условия для его самореализации, самовыражения, для поиска лучшего себя в процессе определения собственной траектории освоения знаний. Наряду с термином “среда” активно используется в педагогике еще целый ряд терминов, таких как “среда человека”, “среда людей”, “человеческая среда”, “окружающая среда”, “жизненная среда”, “человеческое окружение” и др. В.А. Ясвин утверждает, что среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [1].
На современном этапе развития военного образования прослеживаются тенденции формирования обучающей среды на основе активной познавательной деятельности курсантов. Одним из условий ее развития является активная обучающая среда. В положениях Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года [2], а также в современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Модель 2020) [3], указываются базовые компетенции современного человека – коммуникационная, информационная, компетенции самообучения и саморазвития. Новые условия формирования обучающей среды, направленные на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, определяют для субъектов процесса обучения развитие данных компетенций и, как следствие, включенности их в активную совместную деятельность.
Решение проблемы обеспечения выпускников военных учреждений профессионального образования актуальными знаниями, навыками и современными компетенциями возможно, на наш взгляд, лишь путем разработки и внедрения прогрессивных моделей образования, одной из которых является виртуальное образование на основе новой образовательной парадигмы – компетентностного подхода в подготовке военных специалистов.
Понятие “среда” также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. На наш взгляд, данные термины применимы и для характеристики понятий “образовательное пространство” и “информационное пространство”, “образовательная среда”, “информационная среда”. Педагогическая среда предполагает взаимовлияние и взаимодействие окружения с субъектами педагогического процесса.
Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с обра-зовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в военном образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.
Наше понимание образовательной среды в военном вузе, следующее: образовательная среда в военном вузе определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие курсанта, военно-экономические условия, влияющие на обучение, характер информационных и межличностных отношений, формирование профессиональных компетенций военных специалистов.
В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации [4], употребляется термин “информационная среда”. При этом уточняется его понимание. Авторы дают следующее определение: “под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах”.
Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников [5].
Образовательная среда — это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития [6].
Учебная, или обучающая, среда включает в себя все, что окружает курсанта, оказывая влияние на его развитие. Обучающая среда – это специально организованная среда, направленная на приобретение курсантами определенных профессиональных навыков, формирование профессиональных компетенций. В ней формы обучения в военном вузе становятся подвижными и доступными для изменения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила, стимулирующая процесс обучения и развития.
Для более полного освещения взаимодействия преподавателя и курсанта, опосредованного программно-педагогическими средствами (виртуальным симулятором и обучающими программами) целесообразно использовать понятие информационной сети, представляющей собой совокупность взаимодействующих источников и потребителей информации [7]. Известно, что информационная сеть состоит из одного источника информации, одного потребителя информации (информационной нагрузки) и связывающих их каналов, по которым перемещается информационный поток. Если следовать аналогии с электрическими цепями, потребителя информации можно охарактеризовать информационным сопротивлением – временем реакции на полученную информацию. Источник информации в этом случае характеризуется информационным напряжением, которое определяет его способность генерировать информационный поток.
При использовании в ходе занятия двух источников информации – преподавателя и виртуального симулятора, оснащенного программно-педагогическими средствами, можно построить информационные цепи двух видов: как последовательным соединением источников, так и параллельным. Последовательное соединение источников целесообразно использовать, когда велико информационное сопротивление нагрузки вследствие плохой подготовленности или слабых познавательных способностях курсанта. В этом случае они получают подлежащую усвоению информацию сначала от преподавателя, затем закрепляют полученные знания с помощью симулятора, т.е. информационные напряжения складываются и сила информационного потока (по аналогии с электрическим током) не ослабевает. Если информационное сопротивление потребителя низкое (курсанты хорошо воспринимают подлежащую усвоению информацию), то лучше использовать параллельное соединение источников, когда преподаватель и симулятор задействованы в ходе занятия одновременно. В этом случае при том же информационном напряжении через нагрузку проходит большой информационный поток, равный сумме потоков, генерируемых двумя источниками и усвоение знаний будет более интенсивным[8].
В качестве дидактических условий учебно-познавательной деятельности курсантов при формировании базовых профессиональных компетенций специалистов наземного обеспечения ВВС с применением виртуальных симуляторов мы выделяем следующие:
- целенаправленность на результат обучения;
- мотивационную заинтересованность;
- овладение алгоритмами самоконтроля;
- четкость выполнения операций;
- предварительную подготовленность курсанта в области информатики как пользователя.
Только максимально полное соблюдение указанных выше дидактических условий может обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей виртуальных симуляторов.
Симуляторы — программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображая часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде. [9] В обучение на базе компьютера виртуальный симулятор используется как ключевая составляющая обучающей среды. Это термин может означать как использование виртуального симулятора в аудитории, так и в более широком значении он относится к структурированной среде, где компьютеры используются с целью обучения. Обычно это понятие не включает в себя использование компьютера, где обучение – это второстепенный элемент.
Виртуализация образования может рассматриваться как объективный процесс движения от очного через дистанционное к виртуальному образованию, которое вбирает в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения образования. Виртуальное обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия курсантов с преподавателями, между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.
Таким образом, на наш взгляд, профессионально-ориентированная образовательно-обучающая среда с применением виртуальных симуляторов в военном вузе – это совокупность условий и факторов, способствующих возникновению и развитию информационного и дидактического взаимодействия между преподавателем, курсантами и виртуальными симуляторами, направленных на формирование профессиональных компетенций военных специалистов.
Библиографический список
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.:Смысл,2001.-365с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
- А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон Российское образование — 2020: Модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://strategy2020.rian.ru/load/366070320
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998. - Проблемы информатизации высшей школы, М. 1998 г., 322 с.
- Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. – 1990. С. 50 – 82.
- Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс].URL:http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/Образовательная_среда
- Шаров В.В. Формирование профессиональных навыков эксплуатации САТОП с использованием компьютерной тренажерной системы АПА – 5Д: Дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2000. – 184 с.
- Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа. // Психология, социология и педагогика. – Июль, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942
- Викиверситет [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikiversity.org/wiki/Симулятор