ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Левченкова Татьяна Анатольевна
Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ)
кандидат философских наук, доцент кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация», Юридический институт

Аннотация
В статье рассматриваются основные основополагающие принципы права, их связь с легитимностью власти. Важность устойчивости правовых принципов для недопущения правового нигилизма молодёжи.

Ключевые слова: легитимность, нигилизм, принцип законности, принцип права, принцип правовой


PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Levchenkova Tatiana Anatolevna
Moscow State University of Railway Transport of the Emperor Nicholas II (MIIT)
PhD, Associate Professor, Department of "Social Sciences and Professional Communication", Law Institute

Abstract
In the article the basic fundamental principles of law, their relationship with the legitimacy of the authorities. The importance of the stability of the legal principles in order to prevent legal nihilism of youth.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Левченкова Т.А. Проблемы формирование правовой культуры студенческой молодежи в условиях инновационного развития общества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18308 (дата обращения: 21.02.2024).

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой высшего образования, является формирование не только компетентного специалиста, но, прежде всего, гражданина государства. Для этого необходимо развитие нравственной, политической и правовой культуры студенческой молодежи как единой системы ценностей [2].

Одним из условий формирования гражданской позиции личности является знание и принятие основных норм и принципов, на основании которых функционирует общественная система.

Любая деятельность человека и общества осуществляется на основе определенных принципов. Под принципом  принято понимать «руководящее начало», «основополагающую идею». В переводе с латинского “принцип” (phncipium) означает основу, первоначало чего-либо. То есть, это основные направляющие, руководящие, смыслообразующие идеи, лежащие в основе определенной системы.

Большинство принципов носит исторический характер и может видоизменяться в процессе развития общества. Но в тоже время, в обществе сложился ряд основополагающих принципов, носящих непреходящий характер. И на них во все времена ориентировались законы, воплощались этические и моральные нормы, правила поведения в обществе[3].

Правовые  принципы  определяют  содержание  норм  права, особенности толкования и механизм их реализации.  Они является регуляторами общественных отношений, отражают и определяют развитие государства и гражданского общества. Принципы права − это идеи, положения, выступающие фундаментом, на котором строится система права. На их основе создаются правовые нормы, осуществляется правоприменительная и правоохранительная деятельность. Принципы права, как правило, официально зафиксированы в нормативных правовых актах. Данный факт позволяет некоторым исследователям утверждать, что все принципы должны иметь институциональное оформление. На наш взгляд, это не так. К принципам права также можно отнести и положения, не зафиксированные в нормативных правовых актах, но являющиеся важным ценностным компонентом общественного сознания. Текст нормы есть документ особого мировоззрения. Следовательно, принципы, на основе которых создаются нормы также носят мировоззренческий характер. Их соответствие традициям и менталитету народа напрямую влияет на уровень политико-правовой культуры, на политическую активность граждан.

Принципы права носят объективный характер, они не создаются по воле и субъективному желанию отдельных индивидов или социальных групп. Принципы права, связаны с  существующими социально-экономическими отношениями, природой государства и права как общественных институтов.

Известный  лозунг  эпохи Просвещения  гласил: «Миром правит мнение». Не абсолютизируя данное положение, тем не менее, можно утверждать, что функционирование права, внедрение его основополагающих принципов в правосознание способствует правовой и политической социализации личности и общества, преодолению правового нигилизма.

В соответствии с принципами права определяется правомерность тех или иных действий, решений, актов.

Принципы  права определяют приоритетные направления развития  правовой системы, должны способствовать ее качественному развитию, выступая как ценностные ориентиры.

Общеправовые принципы ориентируются на господствующую в обществе систему ценностей, одновременно отражая и формируя мировоззренческие установки граждан.

К общеправовым принципам обычно относят: принцип законности, справедливости, гласности, разделения властей, гуманизма и др.

Например, одним из основных общих для всех отраслей права является принцип законности. Принцип законности как общеправовой принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 4, 15, 19, 45, 52). Этот принцип должен осуществляться на все этапах юридического процесса: и в процессе законотворчества, и на этапе правоприменения. Через действие этого принципа происходит легитимация существующего общественного строя и отношений между государством и обществом.

В современном обществе те или иные нормы становятся правовыми не по причине их нравственного характера, а в силу институционального формального  характера их принятия, наличия конкретных санкций за их нарушение и в силу выполняемых ими общественных функций. На наш взгляд, такое разведение морали и права выхолащивает содержание нормы, делает ее глубоко нейтральной по отношению к  реальной общественной ситуации. Такое положение  способствует формированию и развитию правового нигилизма в обществе.

В  общественном сознании россиян, и в общественной психологии в особенности, традиционно политические и правовые институты оцениваются с позиций осуществления требования справедливости. И это относится к оценке деятельности власти в современном государстве. При несоблюдение принципа справедливости формируется правовой нигилизма, который может привести утрате легитимности  властью.

Соответствие же правовой нормы «правде», справедливости обеспечивает правовую мотивацию поступка.

В российском менталитете правда является главной правовой ценностью, ассоциируется со справедливостью. Поскольку представления о справедливости различаются не только у разных народов, но и даже у отдельных групп внутри единого социального организма (как, например, у раба и рабовладельца, помещика и крестьянина, мужчины и женщины), постольку меняются и правовые нормы. Этический релятивизм на этом основании делает вывод о том, что справедливостью на официальном уровне обычно называют то, что удобно, выгодно власти. Такой подход неверен. Необходимо, чтобы представления о справедливости у власти и общества совпадали.

Для преодоления правового нигилизма, необходимо, что бы деятельность государственно-правовых институтов соответствовала мировоззренческим ожиданиям общества, системе ценностей, разделяемой большинством [2].

Пути преодоления правового нигилизма разнообразны – это социальные и экономические реформы,  воспитание правовой культуры, корректировка содержания определенных правовых норм с учётом интересов граждан.  Правовой нигилизм преодолевается через легитимацию общественного строя. Если общество будет принимать существующую правовую систему как справедливую, отвечающую его интересам, то нормы будут работать [1] .

Современная система высшего образования направлена на формирование  высоконравственной личности с активной жизненной позицией, мотивированной на деятельность, приносящую пользу обществу и государству [4]. Реализация этой цели предполагает овладение студентами навыками научного анализа современного общественного процесса, в том числе через участие в политической жизни страны, соблюдение правовых норм. Современная система образования должна воспитывать в человеке способности и стремление к самосовершенствованию и преобразованию, к активному участию в инновационном развитии российского общества.


Библиографический список
  1. Камнева Е.В., Ширванов А.А., Анненкова Н.В. Правовое регулирование личной социальной ответственности // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29). С. 61-65.
  2. Левченкова Т.А. Правовой нигилизм и налогово-правовая культура// Научный вестник МГИИТ. 2013. № 1(21) . С.100-105
  3. Симонова М.М. Интересы личности и обеспечение безопасности общества// Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4 (24). С 57-60.
  4. Полевая М.В., Симонова М.М. Проблемы и перспективы развития страны и туристской индустрии в восприятии студентов МГИИТ// Научный вестник МГИИТ. 20104. № 1.  С 20-26.


Все статьи автора «son»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: