ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Симонова Маргарита Михайловна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
кандидат социологических наук, доцент кафедры управление персоналом и психология

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы формирования высоконравственной личности в процессе воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, эффективная коммуникация


THE CONCEPT OF MORALITY IN MODERN EDUCATION

Simonova Margaritay Mikhailovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
PhD in Social Science, Associate Professor of Human Resource Management and Psychology

Abstract
The article deals with problems of formation of highly moral person in the course of educational activity.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Симонова М.М. Понятие нравственность в современном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16523 (дата обращения: 23.02.2024).

В последнее время об аксиологическом смысле образования говорится все больше. Определенные  надежды возлагаются на преподавание  философии и этики, начиная со школы. На уроках философии, считает доктор педагогических наук М.Н. Дудина,  идет «воспитание в широком смысле слова», потому что ребенку помогают самому открывать различные стороны бытия, ценности, которые станут важнейшим приобретением детства. Особенностью философии как учебного курса является направленность на эмоционально-волевое освоение знаний, на возникновение убежденности в том, что есть «должное»,  чему следовать в своем поведении [2, с. 289].  На этих уроках с первых классов детям позволено рассуждать. Это их стремление к коммуникации  с обязательным самопроявлением рвется из детей с первых лет жизни. Школа же это стремление, как правило, «отформатирует», переведет его в узкие коридоры самоограничения учебным материалом, дисциплиной, приучением к «мышлению вовнутрь». И получится, что ни читать, ни писать, ни мыслить самостоятельно, как мы видели на приведенных ранее характеристиках сегодняшних студентов, вчерашний школьник не умеет.

Ценность философии состоит еще в том, что она обуславливает выработку нравственных законов внутренними душевными порывами, а не стимулируемыми извне императивными призывами к совести и чести. Совестливый жизнестроительный принцип можно и нужно вырабатывать этически, с самых ранних детских лет. Успех программы философии в школе, обеспечивается прежде всего ее этико-педагогической сущностью, органической связью педагогики с этикой, где в центре – растущий человек. Тот самый, который в свои три года во все времена и на всех языках говорил: «Я сам!». Заявляя таким образом о себе как личности, как о желающем «выделаться в личность» (по Достоевскому), чтобы актуализироваться, стать самим собой, стремиться жить тем, что рвется наружу, найти путь к самому себе и к людям [1, с. 33].

Когда говорят о нравственном воспитании, чаще всего вспоминают Японию. Дэвид Ландес говорит, например, о ней: значительная часть школьных программ посвящена изучению этики; в стране, не имеющей устойчивых церковных традиций, школа выступает храмом добродетели и нравственности [3,  с. 49].

Надо признать, что этику не следует преподносить слишком всерьез, т.е. так, чтобы она тут же становилась назидательной скукой. Если в школах вводится предмет этики или не вводится, а этический момент становится, например, содержанием классных часов, то наилучшая форма все-таки что-то вроде игры и других коммуникационных находок. Неплохо работает формула «вопрос-ответ». «Вопрос труднее ответа» (Платон), поэтому правильно сформулированный, он может инициировать творчество учащихся в подобном уроке-игре, или дискуссии-игре. Можно вопрос сформулировать так: «Что такое добро?» – давайте, дескать, дискутируйте. Кроме оскомины на зубах он ничего не вызовет. Запал кончится на первых двух добросовестных начетчиках. А можно задачу сформулировать в виде такого постулата: «Я морально обязан совершить этот поступок». Какой поступок, учащиеся соображают (вспоминают) сами, применительно к самим себе. Например: помочь маме растить младшую сестренку или обязательно хорошо учиться по математике. Почему не просто обязан, а морально обязан? Вот тут-то и идут непосредственно этические рассуждения. Не потому хорошо учиться по математике, что вообще надо хорошо учиться, а потому, что есть, связанные именно с этим какие-то моральные обязательства. Их понимание, их постоянная трактовка самими учащимися непроизвольно поместит их в мир этики, т.е. науки о нравственности. А уж  далее в этических концепциях можно встретиться с очень интересными мыслителями.

Английский философ Дж. Мур, считающийся родоначальником «метаэтики», объяснял, что, например,  такую моральную категорию как «долг» нужно трактовать в универсуме больше добра. «Если этика хочет утверждать, что некоторые способы поведения являются «долгом», то она этим хочет сказать, что вести себя таким-то и таким-то образом – значит создавать наибольшую возможную сумму добра» [4, с. 233].

Считается, что принципы этики самоочевидны, однако именно они вызывают постоянный спор. Это-то как раз можно считать вполне положительным явлением, так как, интенсифицируя коммуникацию, таковой спор придает ей характер нравственного регулирования. В анналах  многовековой науки этики можно найти немало интересного, что всегда влечет за собой оживленную коммуникативную реакцию. Чего стоит один Макиавелли, считающийся самым безнравственным исследователем этики. Но у него, оказывается, столько глубоких наблюдений, что могут образовывать целые пласты интереснейших дискуссий.

Нравственные категории – такие, как альтруизм, добро, долг, ответственность, совесть и т.д.,  как прививку не привьешь, как рациональное знание из учебных дисциплин не навяжешь, они принимаются только самостоятельным творческим осмыслением, как правило, являются выводом из коммуникативных действий. Есть и априорная теория нравственности, по которой люди нравственны или безнравственны от рождения. И это тоже предмет для полезных дискуссий… о метакоммуникации. То есть, о коммуникативных токах, идущих из наследственности, культуры, истории, традиций, религии, образа жизни. И о том, как они субъективируются, модернизируются, адаптируются в нашей жизни [6, c 120]

Традиционные «положительные ценности» распространяются религией, верой. Это довольно проблемная ситуация для школы. Правильно все-таки не «прививать» православие, ислам или другую религию детям через школу, а знакомить их с историей, ролью и значением религий в жизни. Не на непосредственно религиозных, а  на общенравственных дискуссиях учащиеся принесут друг другу информацию религиозно-этического смысла, а серьезные исследования дадут материал, убеждающий прежде всего самих учителей в истинной силе религии.

Примечателен принципиальный вывод о коммуникационной силе религии, церкви, который  делает Уильям Уорнер (американский социолог, исследователь символики, 1898 -1970) . Он пишет: «Благодаря вере прихожан во власть и могущество символов святых таинств католическая иерархия аккумулирует и удерживает под контролем огромную власть. Благодаря зависимости человека от ее символов эта церковь сама по себе становится резервуаром не только великой духовной силы, но и мирской власти. Поскольку почти все таинства связаны с духовной санкцией человеческих жизненных кризисов (включая рождение, брак и смерть) и соответствующими обрядами перехода или с поддержанием приличествующих отношений с сакральной властью, а также, поскольку эти таинства, контролируемые и осуществляемые духовенством, привносят в непосредственную ситуацию самого Бога, то зависимость и подчиненность широкой массы мирян очень сильны…»

Отказываясь признать власть веры и верований, экономические детерминисты и те, кто интерпретирует власть как имеющую под собой лишь экономические основания, оказываются не в состоянии понять многие феномены современной и прошлой Америки и Европы. Вполне можно доказать, что экономическую систему поддерживает именно сила веры в нее, что именно недостаток веры в экономическую систему приводит  к ее упразднению» [5, с. 391-392].

В современной российской  жизни и на уровне повседневности, и на уровне научного анализа слабо осмыслена  коммуникационная сила религиозных учений и религиозной символики. Многолетние атеистические навыки плохо коррелируют с призывами религии «к смирению», «непротивлению злу насилием» в  условиях разгула насилия, которое откровенно   покупается за деньги новыми буржуа и столь же откровенно продается теми, кто способом самоутверждения считает лишь террор.

В современном обществе мировоззренческого плюрализма научное и религиозное мировоззрение являются доминирующими. Многие ученые считают, что религия  возвращается к своему предназначению – открывать человеку духовное богатство божественного мира, ведущее к познанию смысла жизни. Наука, следовательно, предназначена исследовать и развивать знания о материальном мире, а религия – знания о духовных и нравственных основаниях человека, изложенных в священных книгах. Но даже в западном обществе, в котором религия никогда не угасала, ей не отводится сегодня место главного воспитателя. Не под силу религии одной справляться с вопросами формирования духовно-нравственных начал в современном российском сложном обществе. Светское воспитание и образование остаются ведущими. Нравственно-воспитательная функция российского образования, идущая рядом с просвещенческо-знаниевой, всегда была ее магической силой. Это традиция,  это  метакоммуникация. Традиция – это тоже технология, только технологией преодолеваемая, а не этюдами-новшествами и  решением о резком переходе, например,  к ранней профессиональной ориентации. Эта идея лежит в основе масштабного изменения российского образования  – профильном обучении и предшествующей ему профильной подготовке.

К сожалению, темы нравственности на протяжении многих лет фактически не обсуждались в прессе, на телевидении, т.е. там, где коммуникация охватывает миллионы. В упрочении моральных основ общества граждане, согласно социологическим данным, больше всего надежд возлагают на государство и семью, остальной мир надежд им  не внушает. И хотя тут работает, как говорится, не лучший стереотип «сплошной веры в государство», в том, что касается повышения статуса нравственности, без государственного внимания не обойтись. Без взаимного доверия между людьми, которое строится на основе уважения и элементарной порядочности, не добиться значимого рывка в развитии России

Если раньше, в советское время, считалось, что нравственность людей зависит от воспитания, то в наше время чуть ли ни все обязанности формирования нравственного сознания возложены на рыночную стихию, при этом государственное вмешательство воспринимается чуть ли не насилием.  В то же время Запад, на который мы равняемся, наоборот переходит от представлений о благости  ценностей рыночного успеха к  пониманию ценностей коммуникации и воспитания в формировании этических аспектов жизни.

Функции нравственности не только в том, чтобы способствовать гармонизации человеческих взаимоотношений и выступать наиболее доступным способом осмысления массовым сознанием самых сложных процессов  человеческого общежития, но и в том, чтобы быть  механизмом облагораживания коммуникации как взаимодействия.


Библиографический список
  1. Губина С.А. Структура ценностного сознания студенческой молодежи как ответ на вопрос «Куда мы идем?» / Тезисы докладов Всероссийского социологического конгресса – 2006 , т.9. – М.: Альфа-М, 2006.
  2. Кантор М. Осень демократии. – М.: НГ, 18 апреля 2006 г.
  3. Мастенбрук В. Переговоры  – Калуга, 2003.
  4. Павлова А. Университет на диване. – М.: НГ, 9 декабря 2005 г.
  5. Уткин А.И. Мировой порядок ХХ1 века. – М.: АЛГОРИТМ, 2001.
  6. Вахтель Ю.М., Симонова М.М. Педагогические проблемы учебной мотивации студентов//Научный Вестник МГИИТ. -2013.-№3.


Все статьи автора «son»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: