Новые социально-экономические условия российского общества выдвигают на первый план задачи побуждения каждого человека к развитию и самосовершенствованию во всех областях, чтобы соответствовать уровню научно-технического прогресса. Цель современного инженерного образования – появление технически грамотных, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции специалистов. В настоящий момент образовательный процесс в вузе должен характеризоваться не только нацеленностью на формирование профессиональной компетенции выпускника, но и отвечать удовлетворению постоянно повышающихся потребностей общества к человеку, а именно: развитие духовного богатства личности, развитие эстетического вкуса, формирование мировоззрения, высокий уровень речевой культуры.
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» призвано обеспечить формирование следующей универсальной (общекультурной) компетенции: верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний. Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в первом семестре первого курса и входит в цикл Б1 («Гуманитарный, социальный и экономический цикл»).
Миссия преподавания данной дисциплины обусловлена Федеральной целевой программой «Русский язык» 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня2011 г. № 492) и ее преемницей – Федеральной целевой программой «Русский язык» 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая2015 г. № 481), в которой поставлена цель «укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство», а результатом должно быть «количество выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком» [1].
Каждый год на первом занятии в рамках дискуссии студентам предлагается ответить вопрос: «Как вы думаете, почему дисциплина «Русский язык и культура речи» включена в учебный план инженерных специальностей?» Ответы первокурсников заставляют задуматься, вот только некоторые из них: «Потому что мы не умеем выражать свои мысли», «В школе я выучил правила, но применять их не научился», «У меня страх выступать перед аудиторией», «Моя речь не соответствует литературной норме», «Я говорю так, что меня не понимают». Эти пессимистически настроенные высказывания ставят перед преподавателем конкретные задачи: раскрыть собственный потенциал студентов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»; научить использовать тот багаж знаний, который они получили в средней школе; доказать значимость изучаемого предмета для профессиональной деятельности; разрешить противоречие между уровнем развития студентов и теми требованиями, которые предъявляются к ним государственным образовательным стандартом и потенциальными работодателями.
Решение вышеизложенных задач напрямую связано с развитием познавательной активности студентов.
Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой человек, познавая окружающий мир, как активный субъект, показывает свою самостоятельность, индивидуальность, направляет энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Итак, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности и в процессе восприятия и мышления.
Сегодня проблема развития познавательной активности студента в техническом вузе имеет одно из первостепенных значений, без ее решения невозможно подготовить конкурентоспособного специалиста.
Как же осуществить это на практике в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»? Учебный процесс делится на две части: теоретический (лекции) и практический (семинарские занятия). Приведем примеры активных методов обучения из своей деятельности: проблемная лекция и семинарское занятие.
Проблемная лекция строится таким образом, что познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности, в которой участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу. Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности–общего и профессионального. Тема «Нормы современного русского литературного языка» идеально подходит для проблемной лекции, так как содержит вопросы практического характера наряду с теоретическим материалом. Итак, на первом этапе студентам дается определение понятия «языковая норма», далее исторический экскурс в формирование норм в русском языке. Первый вопрос: «Какие виды норм в современном русском литературном языке вам известны?». Опираясь на предшествующие знания студентов возможно совместное заполнение таблицы «Виды норм современного русского литературного языка». На этом этапе важно использовать личный опыт каждого участника процесса: «я говорю тортЫ, нарушаю орфоэпическую норму, а он говорит дОговор» (все нарушения фиксируются в графе примеры). При выполнении данного задания степень диалогичности лекции максимальна, студенты вовлечены в процесс, активно приводят примеры нарушения все видов норм, особенно лексических.
На следующем этапе можно обозначить студентам проблемные вопросы. Соглашаемся с Кадзаняном С.Ш., что «проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует неоднотипного решения, так как готовой схемы для их решения в прошлом опыте студентов нет, следовательно, для ответа на них требуется ряд рассуждений, когда для непроблемного вопроса уже существует правило, которое необходимо знать» [2].
Вопрос первый: «Каковы причины нарушения норм русского литературного языка?», второй: «Как повысить уровень грамотности населения?». Преподаватель предлагает студентам проанализировать ситуацию и осуществить поиск путей нахождения проблемы. В процессе дискуссии мобилизируется активная познавательная деятельность студентов. Таким образом, цель, поставленная перед нами, достигнута.
На семинарском занятии по теме: «Влияние жаргонов на речь современной молодежи» мы активно применяем метод шести шляп, разработанный Эдвардом де Боно [3]. Данная методика, с одной стороны, заставляет студентов смотреть на проблему по-разному, с другой – разделяет мыслительный процесс на основные этапы и определяет роли участников: изложение фактов («Понятие жаргона, история возникновения жаргонов в русском языке»); фиксирование эмоций («Влияние жаргона на процесс коммуникации»); обсуждение возможных неудач при решении проблемы («Невозможность искоренения жаргонов из речи современного молодого человека»); рассмотрение преимуществ («Обогащение речи за счет жаргонных единиц»); поиск новых решений проблемы («Если бы я мог…, то..»); общее представление о ситуации («Место жаргона в речи современного человека»). На такого рода занятиях у студентов формируется способность мыслить неординарно, по – своему видеть проблемную ситуацию, обосновывать свою позицию; воспитывается умение выслушивать иную точку зрения, сотрудничество в поиске истины, то есть активизируется познавательная активность, что и было целью применения данной методики.
В заключение хочется отметить, что проблема активизации познавательной деятельности обучающихся уже приобрела большое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Задачи, которые ставит время перед преподавателем высшей школы, требуют оптимизации образовательного процесса в целом, то есть «воплощение в практику нового типа взаимоотношений, особой познавательной подвижности, готовности к изменениям» [4]; и в частности – спровоцировать студента стать активным участником этого действа, называемого обучением.
Библиографический список
- Концепция федеральной целевой программы “Русский язык” на 2016 – 2020 годы URL:http://government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf (дата обращения: 26.07.16г.).
- С.Ш. Кадзанян Проблемная лекция как словесный метод нетрадиционного обучения в вузе, Научно-издательский центр «Социосфера» URL:http://www.sociosphera.com дата обращения 17.08.2016).
- Э. де Боно Шесть шляп мышления: Питер; Спб.: 1997, 206 с.
- О.Н. Хан Роль изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в совершенствовании когнитивной мобильности студентов// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (26): в 2-х ч. Ч. II. C. 189-191.