ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вильмова Светлана Ивановна1, Зaмулин Ивaн Сeргeeвич2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, магистрант кафедры теоретической физики и информационных технологий в образовании
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные этапы развития дистанционного образования, начиная от использования почтовой службы и заканчивая современными интернет технологиями.

Ключевые слова: Дистанционное образования, интернет технологии., электронное обучение


HISTORICAL ASPECTS OF DISTANCE EDUCATION

Vilmova Svetlana Ivanovna1, Zаmulin Ivаn Sеrgееvich2
1Katanov Khakass State University, student of the department of theoretical physics and information technology in education
2Katanov Khakass State University, assistant at the department of computing software and automated systems

Abstract
This article discusses the main stages of the development of distance learning ranging from using the postal service to modern Internet technologies.

Keywords: Distance education, e-learning, Internet technologies., MOOC


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вильмова С.И., Зaмулин И.С. Исторические аспекты дистанционного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16139 (дата обращения: 23.02.2024).

Современный уровень развития компьютерной техники и технических средств связи позволяет человеку получать почти мгновенно как развлекательные, так и познавательные данные. Одним из многочисленных аспектов информационной составляющей интернета может служить образование, а именно дистанционное образование. Данный вид обучения позволяет получить новые знания, не отрываясь при этом от работы или основного места учебы.

В ходе изучения литературных источников достаточно сложно найти точку отсчета создания дистанционного образования (ДО). В некоторой литературе говорится о том, что послания Святого Павла для служителей храмов уже можно считать первым в истории примером проявления данного вида образования [1]. По версии других источников прародителем ДО является Исаак Питман [2]. Именно им в 1840 году была введена система обучения студентов стенограмме в Объединенном Королевстве при помощи отправки почтовых писем. Немного позже, в 50-е годы XIX века, в Германии опубликовывает свои «обучающие курсы» педагог-методист Германии Густав Лангеншайдт. Данные курсы позволяли самостоятельно изучать иностранный язык взрослым людям.

Первую возможность получить высшее образование на расстоянии позволил основанный в 1836 году Лондонский Университет. Данный университет позволял студентам, обучающимся в аккредитованных учебных заведениях, сдавать проводимые им экзамены. С 1853 эти экзамены можно было сдать любому студенту, обучающемуся в любом учебном заведении мира.

Дальнейшее развитее ДО получило уже в Америке в 80-е годы XIX века. Так, например, Тикнор Анной Элиот в 1873 году была создана система ДО – Общество Тикнор для женщин работающее по почте. В 1874 году предлагает свои услуги по дистанционному образованию, так же с использованием почты, Университет штата Иллинойс. В 1892 году Харпером было открыто первое университетское отделение ДО в Университете Чикаго, по этой причине его считают «отцом обучения по почте» [3]. Следующим шагом по развитию дистанционного образования в мире стало введение его в Университете штата Висконсин в 1906 году.

После США ДО постепенно начало свое развитие и в других странах. Так, например, в 1911 году Квинслендский университет находящийся в городе Брисбен начинает свою работу по организации  курсов уровня вуза, а в 1914 властями были организованы курсы для детей начальной школы, живущих в отдаление от обычных школ. Затем в Мельбурне у студентов педагогического колледжа появилась возможность проводить свои занятия с использованием почты. Данная практика вскоре распространилась на среднюю школу и технические училища. Данную систему стали использовать впоследствии в Канаде и Новой Зеландии. И уже в 1938 году в Канаде, в Виктории состоялся первый в истории съезд Международного Совета по образованию по почте [4].

Если рассматривать ДО в России, то оно начинает свою историю с революции 1917 года. В СССР разработана так называемая «консультационная» модель, суть которой и заключалась в образование без визуального контакта, полученное образование при этом считалось заочным. На момент начала 60-х годов в Советском Союзе имелось 11 вузов дававшим такое образование и множество заочных факультетов в традиционных вузах. После Второй мировой войны данный пример взяли себе страны Центральной и Восточной Европы.

В 1939 году был открыт Государственный центр дистанционного обучения во Франции с использованием почтовых служб, для детей лишенных возможности посещать учебные заведения. В настоящее время он является крупнейшим в Европе учебным заведением предоставляющим услуги ДО. В значительной степени влияние на систему ДО оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании, тем самым давшая возможность вести дистанционное образование во множестве стран Европы и Азии.

В свою очередь Китай, взамен закрытых традиционных вузов в период культурной революции, создает в 1979 году сеть Национальных радио и телевизионных университетов. Тем самым позволяя с помощью теле- и радиоприемников получать образование гражданам страны, как в больших городах, так и в удаленных провинциях.

Несмотря на развитие теле- и радиоприемных способов распространения ДО со временем для этих целей стал применяться компьютер. В свое время, в 60-е годы прошлого века, компанией IBM была разработана программа Coursewriter с помощью которой можно было на 17 различных курсах университета Альберты проходить различные виды занятий. Данная программа была запущена в университете в 1968 году и работала вплоть до 80 года XX столетия. Изобретение интернета позволило значительно расширить возможности ДО [5].

Восьмидесятые годы стали временем развития обучения в режиме реального времени, курсы набирали популярность у образовательных учреждений и крупных компаний, совершенствуясь год за годом. Так, например, в 1981 году в Институте Стратегий и Управления США разрабатывают программу онлайн-курсов. 1985 – Юго-Восточный университет начинает аккредитацию дипломов полученных посредством онлайн-курсов.

В дальнейшем, в 1994 году университет штата Мичиган разработал виртуальную школу обучения для студентов-психологов. В том же году компания Нью-Гемпшире разработала программу CALCampus, которая осуществляла присылку материала исключительно только через интернет.

В 1997 году была разработана платформа для управления и предоставления курсов. Разработкой этой платформы занималась компания Blackboard, являющаяся сейчас лидером в сфере дистанционного образования. В 2000-е Интернет совершенствовался, становился доступнее и вместе с ним развивались и технологии ДО. Тем самым значительно увеличилось и количество университетов использующих дистанционное образование. Официальная дата появления дистанционного образования в Российской Федерации – 30 мая 1997 года, именно в этот день был принят приказ под номером 1050 Минобразования России, согласно которому разрешалось проводить эксперименты по ДО в сфере образования.

Востребованность ДО с каждым годом увеличивается, так как у людей появляется возможность получить основное или дополнительное образование при невозможности этого сделать при дневной форме обучения. В 2011 году профессоры Тран и Норвиг из Стэнфордского университета открыли вводные курсы по основам искусственного интеллекта. Эти курсы привлекли около 160 тысяч студентов из 190 стран мира. Конечно же большая часть желающих получить образование так и не закончило курсы, но около 23 тысяч все же получили сертификаты. Эта ситуация натолкнула на создание Udacity (веб-сайт, мощный поставщик онлайн-курсов). В дальнейшем на основе данного сайта была открыта платформа, предлагающая желающим учебные программы из разных университетов мира – многофункциональные массовых онлайн-курсы (MOOC).

История развития ДО демонстрирует возможность получения с его помощью как начального, так и высшего образования и, в свою очередь, нацелено на людей различного возраста. Так же необходимо отметить, что достаточно широк спектр изучаемых дисциплин, начиная от основ математики и заканчивая предметами высшего образования. Методы, применяемые в ДО, тоже разнообразные, и включают в себя обычную переписку, печать в газетах, использование радио и телевиденье, а на текущий момент и всевозможные возможности интернета. Интересный факт, который тоже необходимо отметить, что данные системы присутствуют в системе образования, как в развитых, так и в развивающихся странах. В настоящее время по мере информационного развития возможность получить образование «не выходя из дома» становится все более востребованным и со временем ДО станет играть почти такую же важную роль, как и классическое образование [6].


Библиографический список
  1. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр.3-6.
  2. Девтерова З.Р. Исторические предпосылки возникновения дистанционного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 8. – с. 58 – 65.
  3. Harper Collehe, Library [Электронный ресурс] URL: http://dept.harpercollege.edu/library/archives/williamraineyharper.html (дата обращения: 20.06.2016)
  4. History of distance education [Электронный ресурс] URL: http://www.aect.org/edtech/ed1/13/13-02.html (дата обращения: 20.06.2016)
  5. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. – №3.
  6. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. , РГПУ им.А.И Герцена [Электронный ресурс] URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/ (дата обращения: 20.06.2016)


Все статьи автора «Замулин Иван Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: