Современный уровень развития компьютерной техники и технических средств связи позволяет человеку получать почти мгновенно как развлекательные, так и познавательные данные. Одним из многочисленных аспектов информационной составляющей интернета может служить образование, а именно дистанционное образование. Данный вид обучения позволяет получить новые знания, не отрываясь при этом от работы или основного места учебы.
В ходе изучения литературных источников достаточно сложно найти точку отсчета создания дистанционного образования (ДО). В некоторой литературе говорится о том, что послания Святого Павла для служителей храмов уже можно считать первым в истории примером проявления данного вида образования [1]. По версии других источников прародителем ДО является Исаак Питман [2]. Именно им в 1840 году была введена система обучения студентов стенограмме в Объединенном Королевстве при помощи отправки почтовых писем. Немного позже, в 50-е годы XIX века, в Германии опубликовывает свои «обучающие курсы» педагог-методист Германии Густав Лангеншайдт. Данные курсы позволяли самостоятельно изучать иностранный язык взрослым людям.
Первую возможность получить высшее образование на расстоянии позволил основанный в 1836 году Лондонский Университет. Данный университет позволял студентам, обучающимся в аккредитованных учебных заведениях, сдавать проводимые им экзамены. С 1853 эти экзамены можно было сдать любому студенту, обучающемуся в любом учебном заведении мира.
Дальнейшее развитее ДО получило уже в Америке в 80-е годы XIX века. Так, например, Тикнор Анной Элиот в 1873 году была создана система ДО – Общество Тикнор для женщин работающее по почте. В 1874 году предлагает свои услуги по дистанционному образованию, так же с использованием почты, Университет штата Иллинойс. В 1892 году Харпером было открыто первое университетское отделение ДО в Университете Чикаго, по этой причине его считают «отцом обучения по почте» [3]. Следующим шагом по развитию дистанционного образования в мире стало введение его в Университете штата Висконсин в 1906 году.
После США ДО постепенно начало свое развитие и в других странах. Так, например, в 1911 году Квинслендский университет находящийся в городе Брисбен начинает свою работу по организации курсов уровня вуза, а в 1914 властями были организованы курсы для детей начальной школы, живущих в отдаление от обычных школ. Затем в Мельбурне у студентов педагогического колледжа появилась возможность проводить свои занятия с использованием почты. Данная практика вскоре распространилась на среднюю школу и технические училища. Данную систему стали использовать впоследствии в Канаде и Новой Зеландии. И уже в 1938 году в Канаде, в Виктории состоялся первый в истории съезд Международного Совета по образованию по почте [4].
Если рассматривать ДО в России, то оно начинает свою историю с революции 1917 года. В СССР разработана так называемая «консультационная» модель, суть которой и заключалась в образование без визуального контакта, полученное образование при этом считалось заочным. На момент начала 60-х годов в Советском Союзе имелось 11 вузов дававшим такое образование и множество заочных факультетов в традиционных вузах. После Второй мировой войны данный пример взяли себе страны Центральной и Восточной Европы.
В 1939 году был открыт Государственный центр дистанционного обучения во Франции с использованием почтовых служб, для детей лишенных возможности посещать учебные заведения. В настоящее время он является крупнейшим в Европе учебным заведением предоставляющим услуги ДО. В значительной степени влияние на систему ДО оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании, тем самым давшая возможность вести дистанционное образование во множестве стран Европы и Азии.
В свою очередь Китай, взамен закрытых традиционных вузов в период культурной революции, создает в 1979 году сеть Национальных радио и телевизионных университетов. Тем самым позволяя с помощью теле- и радиоприемников получать образование гражданам страны, как в больших городах, так и в удаленных провинциях.
Несмотря на развитие теле- и радиоприемных способов распространения ДО со временем для этих целей стал применяться компьютер. В свое время, в 60-е годы прошлого века, компанией IBM была разработана программа Coursewriter с помощью которой можно было на 17 различных курсах университета Альберты проходить различные виды занятий. Данная программа была запущена в университете в 1968 году и работала вплоть до 80 года XX столетия. Изобретение интернета позволило значительно расширить возможности ДО [5].
Восьмидесятые годы стали временем развития обучения в режиме реального времени, курсы набирали популярность у образовательных учреждений и крупных компаний, совершенствуясь год за годом. Так, например, в 1981 году в Институте Стратегий и Управления США разрабатывают программу онлайн-курсов. 1985 – Юго-Восточный университет начинает аккредитацию дипломов полученных посредством онлайн-курсов.
В дальнейшем, в 1994 году университет штата Мичиган разработал виртуальную школу обучения для студентов-психологов. В том же году компания Нью-Гемпшире разработала программу CALCampus, которая осуществляла присылку материала исключительно только через интернет.
В 1997 году была разработана платформа для управления и предоставления курсов. Разработкой этой платформы занималась компания Blackboard, являющаяся сейчас лидером в сфере дистанционного образования. В 2000-е Интернет совершенствовался, становился доступнее и вместе с ним развивались и технологии ДО. Тем самым значительно увеличилось и количество университетов использующих дистанционное образование. Официальная дата появления дистанционного образования в Российской Федерации – 30 мая 1997 года, именно в этот день был принят приказ под номером 1050 Минобразования России, согласно которому разрешалось проводить эксперименты по ДО в сфере образования.
Востребованность ДО с каждым годом увеличивается, так как у людей появляется возможность получить основное или дополнительное образование при невозможности этого сделать при дневной форме обучения. В 2011 году профессоры Тран и Норвиг из Стэнфордского университета открыли вводные курсы по основам искусственного интеллекта. Эти курсы привлекли около 160 тысяч студентов из 190 стран мира. Конечно же большая часть желающих получить образование так и не закончило курсы, но около 23 тысяч все же получили сертификаты. Эта ситуация натолкнула на создание Udacity (веб-сайт, мощный поставщик онлайн-курсов). В дальнейшем на основе данного сайта была открыта платформа, предлагающая желающим учебные программы из разных университетов мира – многофункциональные массовых онлайн-курсы (MOOC).
История развития ДО демонстрирует возможность получения с его помощью как начального, так и высшего образования и, в свою очередь, нацелено на людей различного возраста. Так же необходимо отметить, что достаточно широк спектр изучаемых дисциплин, начиная от основ математики и заканчивая предметами высшего образования. Методы, применяемые в ДО, тоже разнообразные, и включают в себя обычную переписку, печать в газетах, использование радио и телевиденье, а на текущий момент и всевозможные возможности интернета. Интересный факт, который тоже необходимо отметить, что данные системы присутствуют в системе образования, как в развитых, так и в развивающихся странах. В настоящее время по мере информационного развития возможность получить образование «не выходя из дома» становится все более востребованным и со временем ДО станет играть почти такую же важную роль, как и классическое образование [6].
Библиографический список
- Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр.3-6.
- Девтерова З.Р. Исторические предпосылки возникновения дистанционного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 8. – с. 58 – 65.
- Harper Collehe, Library [Электронный ресурс] URL: http://dept.harpercollege.edu/library/archives/williamraineyharper.html (дата обращения: 20.06.2016)
- History of distance education [Электронный ресурс] URL: http://www.aect.org/edtech/ed1/13/13-02.html (дата обращения: 20.06.2016)
- Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. – №3.
- Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. , РГПУ им.А.И Герцена [Электронный ресурс] URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/ (дата обращения: 20.06.2016)