Являясь продуктом рукотворной деятельности русского крестьянства, русский народный костюм также отражает в себе духовную и материальную культуру своего времени. Как и любой народный костюм любой нации, народности или этноса русский народный костюм объединяет в себе эстетические вкусы, чувства и переживания своего создателя. Таким образом, являясь произведением искусства, традиционный костюм русского народа объединяет в себе функциональные особенности и несет образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. По своей сути лишь гармоничное соединение предметов одеяния, украшений и различного рода аксессуаров создает единый ансамбль получивший наименование русского народного костюма. Помимо одеяний и аксессуаров как таковых важной составляющей русского народного костюма выступает художественно-декоративное оформление в виде вышивки, кружевоплетения, аппликации с вплетением множества украшений (бисер, бусы, пуговицы, ленты и т.д.). Народный костюм при соответствующим соблюдении закономерностей объемов, форм и цветовых решений представляет собой единый традиционный комплекс предметов одеяния и художественного декорирования.
Большую роль в развитии и становлении русского народного костюма заложило крестьянство, как социальная группа с присущей ей особенностями быта и воззрений. Декорации используемые в русском костюме несут в себе обозначенную функциональную направленность с учетом религиозных убеждений. Так нижние слои одежды, непосредственно прилегающей к телу, украшались орнаментом на наиболее важных местах (на пазухе, вороте, подоле), выполняя роль оберега от «нечистой силы».
Многослойность одежды, по мнению крестьян, в соотношении с богатством украшений выступала в качестве защиты от «дурного сглаза». Орнаменты, выступающие в качестве оберегов преимущественно имели мелкую геометрическую форму, неся в себе тайнописные знаки и идеограммы, защищавшие владельца от беды. Также одежда обязательно должна была сочетаться с внутреннем убранством крестьянского жилища. Используемые красочные расцветки скатертей, рушников, половиков и прочих обязательных элементов избы, всегда сочетались с костюмом хозяев.
Таким образом ансамбль русского народного костюма представляет собой сочетание в единой форме религиозных, моральных убеждений, а также традиции быта, житейские знания и чувственный опыт русского крестьянина.
Как и другие проявления народного творчества русский народный костюм относится к искусствам с преимущественным использованием материалов естественно-природного происхождения. Натуральные материалы оказывают не только положительный визуальный эффект на воспринимающего их, но также несут определенного рода эстетическую составляющую.
По мнению многих авторов [1,2] одежда, как и любой другой элемент народного костюма несет ряд функций, к которым можно отнести и непосредственную защиту тела от внешних воздействий, так и ряд других. Все функции костюма условно можно разделить на две основные группы: символические и практические [1]. Исходя из этого одежду необходимо рассматривать не только, и не столько как вещь, но прежде всего как знак, характеризующий и описывающий ее владельца. Выполняя практическую функцию защиты тела человека, костюм и одежда различаются по своим понятиям. В понятие «одежда» включается исключительно защитная функция тела и, количество объектов, относящихся к этому понятию значительно меньше, в сравнении с понятием «костюм». Так данный термин включает в себя как одежду, так и обувь, головной убор, прическу, макияж и т.д. Таким образом костюм создает образно-психологическую характеристику его носителя, то есть по своей сути выступает некоторым знаком. Знак в свою очередь несет в себе двойственность, отделяя его носителя от других индивидов, при этом объединяя часть индивидов в определенную социальную группу по принципу схожести знаков.
Семиотический механизм культуры дополняет одежду функцией передачи знаков [3]. При этом знаковые функции одежды понимаются как представителем традиции и культуры так и ее носителем. Отсюда следует, что кодирование знаков происходит не отдельным индивидом, а коллективом, при этом расшифровать данный знак может любой носитель данной культуры или традиции. Одежда как составляющая часть костюма и, соответственно, часть культурного пласта народности несет в себе отражение меняющейся действительности. Поэтому изучение особенностей народного костюма всегда должны сопровождаться изучением пространства в котором происходит ношение данного костюма и самого бытия носителя. Трансформация формы костюма, его структурных элементов во многом зависит от так называемых «культурных кодов», к таковым по мнению разных ученых [4,5] относятся, прежде всего, ритуалы жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны).
Одежда, применяемая в различных ритуалах, представляет собой визуальный план культуры, маркирующий положение человека в пространстве и времени [4,5]. Так, рождение ребенка маркируется ритуальной формой опоясывания (лентой, нитью, поясом). Следующим важным маркером выступает гендерное определение: мужская и женская одежда имеет свои цветовые гаммы и отличные друг от друга элементы (штаны у мальчиков, юбки у девочек). Кульминацией, с позиции наличия маркеров, и, соответственно, элементов одежды выступает возраст достижения половой зрелости и установления контакта с противоположным полом (сватовство, свадьба и т.д.). В дальнейшем происходит уменьшения маркеров в одежде и к концу жизни их количество сводится к минимуму, что также отражается в традиционном погребальном костюме. Русский народный костюм в своем виде несет традиции русского народа, отражая индивидуальность носителя через одежду и другие элементы костюма
Ансамбль народного костюма представляет систему норм и ценностей русского крестьянства, поэтому осмысление особенностей русского народного костюма невозможно без привлечения во внимание событий, явлений, творчества, мифов и обрядов, а также социально-возрастных особенностей групп носителей и создателей народного костюма. Русский народный костюм в полной мере является элементом семиотической сферы культуру русской нации, при этом одновременно являясь, как знаком так и выражением художественно-творческого символа. Композиция костюма содержит в своем образе этнические, этические представления русского народа, а также уровень духовной культуры.
Библиографический список
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.
- Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. 5. Вып. 284. – Тарту, 1971. С. 144 – 166.
- Лысенко О.В. Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX-XX вв. / Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 24-26 февраля 1996 г. – СПб, 1996. – Вып.2. – С.81-100.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.