ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Гумель Е.Б.1, Петушкова А.А.1
1Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Аннотация
В статье описываются особенности самоактуализации акцентуированных подростков.

Ключевые слова: акцентуированные подростки


FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF ACCENTED TEENAGERS

Gumel E.B.1, Petushkova A.A.1
1North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva

Abstract
Article is about features of self-actualization of accented teenagers.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гумель Е.Б., Петушкова А.А. Особенности самоактуализации акцентуированных подростков // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1506 (дата обращения: 21.02.2024).

Современный этап общественного развития характеризуется ускорением темпа жизни, которая в свою очередь сложна и обогащена разнообразными техническим средствами, что с одной стороны облегчает деятельность человека, а с другой стороны усложняет и затрудняет процесс социализации.

Общественное и техническое развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности. Основной опорой развития личности является раскрытие ее способностей и потенциала. А. Маслоу называл такое самосовершенствование самоактуализацией.

Понятие самоактуализации впервые появилось в гуманистической психологии. Этот термин ввел К. Гольдштейн, рассматривавший самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К. Гольдштейну, организм управляется тенденцией актуализировать в набольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом – самоактуализацией (самореализацией). К. Роджерс, в свою очередь, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически [1].

Воплощение потребности в самоактуализации отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще она найдет выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. [2].

Путь самоактуализации индивидуален и уникален для каждой отдельной личности, и зависит не только от ее способностей, талантов, но и от качественной, содержательной составляющей: особенностей темперамента, черт и свойств характера.

Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. В этом возрастном периоде существует ярко выраженная потребность в глубоком осознании логики происходящих событий собственной жизни, в создании ясной и целостной картины жизненного пути. Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма являются провоцирующими факторами личностного кризиса, обостряя тем самым, проявление пограничных состояний, например, акцентуированных черт личности [3].

Несмотря на достаточную теоретическую разработанность содержания понятия «акцентуация характера», существует проблема выявления влияния акцентуированных черт на общее психическое развитие личности, на особенности ее самоактуализации. Выше обозначенное положение обуславило актуальность исследования особенностей самоактуализации акцентуированных подростков.

В рамках обозначенной проблемы на базе ГУ школа-комплекс эстетического воспитания № 8 г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение специфики зависимости особенностей самоактуализации от акцентуированных черт личности подростков. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов в количестве 62 человека.

В качестве методов исследования нами использовались:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- психодиагностический метод, а в его рамках: методика «САМОАЛ», апробированная  А.В. Лазукиным; характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека (акцентуации характера);

- метод математико–статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона).

На основании проведенного эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:

1.      В выборке подростков, принимавших участие в нашем эмпирическом исследовании, доминирующими акцентуациями характера являются гипертимная, демонстративная, циклотимная и тревожно-боязливая. Это означает, что психологический портрет современного подростка может выглядеть следующим образом: подвижный, общительный, болтливый, энергичный, жизнерадостный. Потребность в установлении контактов со сверстниками объясняется ведущим видом деятельности данного возрастного периода – интимно-личностным общением. Отмечается стремление к лидерству, склонность к  смене настроения в зависимости от внешних событий. Могут проявлять беспокойство по поводу своего будущего, что также объясняется возрастными особенностями подросткового периода: становлением самосознания и мировоззрения.

2. В структуре самоактуализации подростков более всего проявляются такие параметры, как ориентация во времени, контактность и   автономность. Современные подростки предпочитают жить настоящим, им свойственна способность к установлению  прочных   и   доброжелательных  отношений  с  окружающими, а также потребность к профессиональному и личностному самоопределению.

3. Специфические проявления самоактуализации подростков обуславливаются акцентуированными чертами характера.

 

Таблица 1

Результаты расчета значений коэффициента корреляции гэмп  между показателями акцентуаций характера и шкалами самоактуализации подростков, (n=62)

Типы акцентуаций характера

Шкалы самоактуализации

rэмп.

Уровень значимости  rэмп.

Принятая гипотеза

гипертимная

креативность

0,35

()

Н1

аутосимпатия

0,28

()

Н1

контактность

0,36

()

Н1

возбудимая

гибкость в общении

-0,28

()

Н1

эмотивная

взгляд на природу человека

0,27

()

Н1

ценности

0,44

()

Н1

тревожно-боязливая

спонтанность

-0,40

()

Н1

экзальтированная

взгляд на природу человека

0,31

()

Н1

педантичная

самопонимание

0,28

()

Н1

демонстративная

контактность

0,29

()

Н1

застревающая

креативность

-0,44

()

Н1

гибкость в общении

-0,35

()

Н1

 

Имеется статистически достоверная прямая корреляция между гипертимной акцентуацией характера подростков и показателем самоактуализации – креативность гэмп =  0,35 > rкр (а ≤0,01), то есть чем более выражена гипертимность подростков, тем более выражена их креативность. Данный факт можно объяснить тем, что гипертимных подростков отличает высокий жизненный тонус, самостоятельность, склонность к риску и изобретательность, что является основой любой творческой деятельности. Их бесстрашие и авантюризм позволяют создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем.

Выявлена статистически достоверная прямая корреляция между гипертимной акцентуацией характера и показателем самоактуализации – аутосимпатия, гэмп = 0,28 > rкр (а ≤0,05), то есть, чем больше в характере подростка проявляются гипертимные черты, тем больше выражена аутосимпатия. Почти всегда повышенное настроение, хорошее самочувствие, завышенная самооценка подростков являются залогом уверенности в себе. Позитивная Я-концепция, способность принимать себя такими, какие они есть, обуславливают выраженную аутосимпатию.

Помимо этого гипертимная акцентуация характера прямо взаимосвязана с таким показателем самоактуализации, как контактность, гэмп = 0,36 > rкр (а ≤0,01), что свидетельствует о том, что, чем более выражены гипертимные черты характера подростков, тем больше проявление в структуре самоактуализации такого показателя, как  контактность. Это объясняется общительностью, болтливостью подростков, их потребностью во взаимодействии со сверстниками, стремлением командовать ими. Неспособность длительное время переносить одиночество толкает подростков  к установлению  прочных   и   доброжелательных  отношений,  делает их контактными.

Имеется обратная корреляция между возбудимой акцентуацией характера и показателем самоактуализации – гибкость в общении, гэмп = -0,28> rкр (а ≤0,05). Это означает, что, чем более в характере подростка проявляются возбудимые черты, тем менее они способны к гибкости в общении. Так как для возбудимых подростков характерны такие черты, как ригидность, грубость, занудство, низкая контактность, тяжеловесность поступков, им трудно отступать от выработанных стереотипов поведения, а, следовательно, быть лабильными.

Статистически достоверная прямая корреляция обнаружена между эмотивной акцентуацией характера и показателем самоактуализации – взгляд на природу человека, гэмп = 0,27 > rкр (а ≤0,05. Это означает, что чем более в характере подростков выражена эмотивность, тем в большей степени им присущ положительный взгляд на природу человека. Эмоциональность, чувствительность, глубокие реакции в области тонких чувств, мягкосердечность, способность радоваться успехам чужих людей вселяют в них веру  в человеческие возможности, дают им уверенность, что и другие люди способны на отзывчивость и  доброту. Эта вера в могущество человеческих возможностей объясняется феноменом «аутической проекции», в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями и особенностями собственной личности.

Помимо этого эмотивная акцентуация характера прямо взаимосвязана с таким показателем самоактуализации, как ценности, гэмп = 0,44 > rкр (а ≤0,01). То есть, чем более подросток проявляет эмотивные черты характера, тем более у него выражен показатель самоактуализации – ценности. Любовь ко всему живому, эмпатийность и гуманность обуславливает стремление подростков к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, неспособность манипулировать ими в своих интнресах.

Дальнейший анализ Таблицы 1 показал, что существует обратная корреляция между тревожно-боязливой акцентуацией характера подростков и показателем самоактуализации – спонтанность, гэмп = -0,40> rкр (а ≤0,01). Это означает, что чем более в характере подростков проявляется тревожность, тем в меньшей степени им присуща спонтанность. Робость, пугливость, неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих препятствует адекватному самовыражению в общении, обуславливают неспособность к самораскрытию, делает их поведение ригидным и ориентированным на оценки других людей.

Имеется статистически достоверная прямая корреляция между экзальтированной акцентуацией характера и показателем самоактуализации – взгляд на природу человека, гэмп = 0,27 > rкр (а ≤0,05). Это свидетельствует о том, что чем более в характере подростков выражена экзальтированность, тем в большей степени им присущ положительный взгляд на природу человека. Их альтруистичность, способность к привязанности, выраженное чувство человеколюбия и сострадания, искренность обуславливают веру в людей и принятие их такими, какие они есть.

Педантичная акцентуация характера статистически достоверно прямо взаимосвязана с таким показателем самоактуализации, как самопонимание, гэмп = 0,28 > rкр (а ≤0,05). То есть, чем более подросток проявляет педантичные черты характера, тем более у него выражен показатель самоактуализации – самопонимание. Аккуратность, скрупулезность, склонность к сомнениям и рефлексии обеспечивают им активное развитие самосознания, сензитивность к своим желаниям и потребностям.

Исходя из анализа данных Таблицы 1 видно, что существует прямая корреляция между демонстративной акцентуацией характера и показателем самоактуализации – контактность, гэмп = 0,29> rкр (а ≤0,05). Это свидетельствует о том, что чем более в характере подростков выражена демонстративность, тем в большей степени им присуща контактность. Потребность в признании, жажда похвалы и внимания, стремление всегда быть на «сцене» делает их зависимыми от общения с людьми, именно поэтому для них представляется очень важным устанавливать прочные и доброжелательные отношения. Они всегда готовы к контакту.

Застревающая акцентуация характера статистически достоверно обратно взаимосвязана с таким показателем самоактуализации, как креативность,  гэмп = -0,44 > rкр (а ≤0,01). То есть, чем более подросток проявляет «застревающие» черты характера, тем менее у него выражен показатель самоактуализации – креативность. Жесткость установок и взглядов, инертность, стереотипность мышления, «зацикливание» на ситуации или идеи препятствует открытому самовыражению, поиску новых путей и средств решения задачи, а, следовательно, и творчеству.

Помимо этого застревающая акцентуация характера обратно взаимосвязана с таким показателем самоактуализации, как гибкость в общении, гэмп =-0,35 > rкр (а ≤0,01). Это свидетельствует о том, что чем более в характере подростков имеется склонность к «застреванию», тем в меньшей степени им присуща гибкость в общении.  Склонность к аффектам, обидчивость, подозрительность, стереотипность мышления, недоверчивость к людям препятствуют адекватному самовыражению в общении и делают их ригидными.

Полученные результаты исследования позволяют нам составить следующие практические рекомендации психологам и педагогам, работающим в сфере образования с подростками:

  1. Необходимо проведение просветительских мероприятий для педагогов учреждений образования и родителей, направленных на повышение психологической компетентности относительно знаний о возрастных особенностях подросткового периода.
  2. Необходимо учитывать рекомендации по психологическому сопровождению акцентуированных подростков, в зависимости от конкретного типа акцентуации.
  3. Необходимо проведение тренинговых мероприятий, направленных на личностный рост подростков, а через это достижение более высокого уровня самоактуализации.

Библиографический список
  1. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. – М., 1998. – 478 с.
  2. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сборник научных трудов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 29 – 36.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1990. – 212 с.


Все статьи автора «Елена Гумель»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: