Социальная педагогика [1-2] как отрасль современного профессионально-педагогического знания обеспечивает определение и решение задач развития личности в модели социальных отношений и способов оптимизации условий самореализации и самоутверждения. Курс «Практическая педагогика» [3-9] определяет возможность качественного поиска будущего педагога в системе моделирования и реализации условий социально-педагогической деятельности, что доказывается с теоретической стороны работами [10-23], с практической – работами [24-37]. Определим в конструктах социальной педагогики понятия «социализация» и «самореализация».
Социализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс решения задачи оптимального, персонифицированного формирования социального опыта у субъекта современного образования, определяющего своё развитие в плоскости адаптивных отношений и адаптивной педагогики, где фасилитация и педагогическая поддержка преобладают во всех направлениях реализации условий развития «хочу – могу – надо – есть», предопределяя качество реализации идей гуманизма и продуктивности.
Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс поиска акмеверифицированных условий развития личности в социальном пространстве, обеспечивающих учет способностей и здоровья всех групп на кривой нормального распределения способностей и здоровья, системно модифицирующий педагогическую деятельность в русле конструктивных решений задач «хочу – могу – надо – есть», определяющих социальный опыт, социальные отношения, социальные роли, социальные связи и приоритеты развития базовыми конструктами становления личности обучающегося в модели ведущей деятельности и общении, хобби досуге.
Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс верификации качества формирования социального опыта в модели современного образования, гарантирующего личности и обществу своевременность в развитии и продуктивном обогащении социальных отношений и сотрудничества (партнерства) всевозможными ресурсами фасилитации и акмеверификации описываемого явления и процесса.
Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования опыта социальных отношений, в структуре которых ценность образования и ценность гуманизма переопределяют все составные определяемых противоречий «хочу – могу – надо – есть», системно детерминирующих возможности развития личности в обществе и общества с личностью, реализующей целостную программу сотрудничества и саморазвития, сотворчества и самоутверждения через продукты деятельности и общения, обеспечивающие самосохранение личности и общества в различных конструктах описания и коррекции качества реализации описываемого процесса.
Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования условий и возможностей детерминации ценностей ЗОЖ (здоровый образ жизни), реализующих многомерную практику верификации качества формирования социальных и образовательных отношений, обеспечивающих выявление и ситуативно реализуемую коррекцию приоритетов и возможностей развития и самоутверждения личности в моделях становления и самореализации личности в ведущей деятельности и общении, хобби и досуге, качество которых персонифицировано, социально корректируемо, исторически регламентировано и законодательно защищено.
Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования смыслов и возможностей развития личности в культуре, определяющей качество и уровень современного образования и продуцирования ресурсов воспроизводства системы социальных институтов и образования, являющего составной частью любого государства, охраняющего качество жизни и развития как приоритетов самосохранения и системной самоорганизации антропосреды, реализующей через описываемый процесс все составные условия и возможности оптимальной детерминации и самоидентификации, саморазвития и продуцирования необходимых ресурсов надлежащего качества, количества и возможностей использования.
Социализация обучающегося с точки зрения мультисредового подхода – процесс поиска решений задачи «хочу – могу – надо – есть» в многомерной матрице микро-, мезо-, макро- и комбигрупповых отношений, определяемых ситуативно, персонифицировано, в соответствии со всеми условиями развития личности и социума, предопределяет возможность достижения высоких результатов в развитии и формировании социального опыта, социального воспроизводства уровня жизни и культуры, многомерности поиска личности и общества общечеловеческих ресурсов взаимодействия и самоутверждения.
Социализация обучающегося с точки зрения поликультурного подхода – процесс формирования смыслов и целей, ценностей и компетенций личности в поликультурном образовательном пространстве, определяющем на протяжении всей жизни человека возможность ситуативного развития и самореализации благодаря непрерывности и персонифицированности современного профессионального образования как гаранта стабильности и защиты личности и общества, эволюционирующих в конструктах идей современной ноосферы и антропологии.
Социализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс формирования социального опыта личности, реализующей в личной практике и конструктах современного образования программы, фасилитирующие достижение высоких результатов в модели ведущей деятельности, системно модифицирующей сознание личности и средства самовыражения, самореализации и самоутверждения в поле социально значимых и конкурентоспособных возможностей развития и сотрудничества.
Социализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора условий и особенностей решения задач формирования опыта социальных отношений и приоритетов развития в конструктах современного образования и культуры, располагающих общество и личность к рекурсивному определению и решению задач «хочу – могу – надо – есть», детально визуализирующих практику описываемого процесса.
Социализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования полного набора словесно-логического моделирования, фасилитирующего самовыражение личности в модели современного образования и культуры социальных взаимоотношений, особенности которых можно идентифицировать и корректировать в микро-, мезо-, макромасштабах описания и изменения результативности сформированного социально-образовательного опыта деятельности и взаимоотношений.
Самореализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс формирования потребности личности обучающегося в модели персонифицированного, адаптивного развития, стимулирующих личность к объективному определению и ситуативному решению задачи саморазвития и самоутверждения через продукты деятельности и общения, оцениваемые в соответствии с условиями и возможностями оценки качества производимых услуг и определяемых продуктов современного общества.
Самореализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс формирования смыслов, ценностей, уровня притязаний, способов решения задач в иерархии социальных соотношений и формируемого социального опыта, предопределяющих успешное включение личности в систему микро-, мезо-, макрогрупповых отношений за счет качественного организованного и неустанно корректируемого описываемого процесса, где вершина всех преобразований определяется в конструктах возможных решений задач развития личности в социуме «хочу – могу – надо – есть».
Самореализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования условий и особенностей решения задач развития «хочу – могу – надо – есть», верификация качества которых определяется системой формируемых в обществе ценностей, смыслов, особенностей достижения продуктивного решения определяемого явления и процесса.
Самореализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс реализации развития личности в модели современного непрерывного профессионального образования, гарантирующего получение определенно высоких результатов в единоличной и коллективной деятельности, продукты которой востребованы в социальном пространстве и системе образования, качество продуктов и услуг деятельности определяется нормами этики, культуры, права и организуемого процесса.
Самореализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс решения задач продуцирования объектов и услуг, определяемых в конструктах деятельности и общения, системно верифицирующих практику ЗОЖ и условий оздоровления личности в системе социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений за счет ресурсов самовыражения и арт-терапии, продуктов НТП и патентования продуктов деятельности и сотрудничества.
Самореализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс верификации идей культурообусловленного развития обучающегося в моделях продуктивных отношений и способов решения задач, предопределяющих успешность становления и самовыражения в различных плоскостях социального знания, пролонгирующего социальную востребованность личности в микро-, мезо-, макрогруппах.
Самореализация обучающегося с точки зрения мультисредового подхода – процесс продуктивного самоутверждения личности через качественно решаемые задачи развития «хочу – могу – надо – есть», специфика мультисредового уточнения реализует целостность и объективность оптимизации формирования уровня притязаний и качества определяемых в деятельности продуктов, предопределяющих успешность личности выделенной плоскости отношений.
Самореализация обучающегося с точки зрения поликультурного подхода – процесс многомерного анализа, оценки и оптимизации условий продуцирования всех антропологически обусловленных и конкурентоспособных продуктов развития человечества в решении задач развития «хочу – могу – надо – есть», определяющих успешность личности базовым ресурсом и продуктом описываемого процесса.
Самореализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самокоррекции и самоорганизации выбора способов и ресурсов продуцирования конкурентоспособных товаров и услуг, непосредственно связанных с системой непрерывного образования и профессионально-трудовыми отношениями, определяющими в различных плоскостях антропознания свои возможности и перспективы развития, продукты и средства воспроизводства уровня развития антропосистемы.
Самореализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс качественного, персонифицированного самовыражения личности в идеальных и материальных продуктах деятельности и общения, возможности которых оптимизированы в специальном выборе личности и общества, предопределяющих успешные отношения и конкурентоспособные условия сотрудничества и взаимодействия личности и общества.
Самореализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс обогащения мировой культуры и внутреннего мира личности всеми языковыми ресурсами полного состава науки или научной области деятельности, предопределяющими успешность личности в выбираемых конструктах продуктивного самоутверждения и жизнедеятельности.
Выделенные определения могут быть использованы в моделировании программно-педагогического обеспечения основ социального воспроизводства уровня образования, культуры и эволюционирующей антропосреды.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66866
- Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14859
- Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
- Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Власкина С.И., Зубанов В.П., Тютченко В.Н. Социализация как модель реализации гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5603
- Власкина С.И., Тютченко В.Н., Зубанов В.П. Возможности детерминации современного воспитания в моделях педагогической методологии // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5602
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
- Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5588
- Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
- Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559