Социальная педагогика [1-5] в структуре профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в модели среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат) определяют задачи практико ориентированной подготовки педагогов к решению задач научного исследования в конструктах современной культуры и образования, гарантирующих успешное развитие личности и системы непрерывного образования [6-25].
Возможности теоретического построения и уточнения моделей социализации и самореализации личности в системе развития социально-педагогического знания определяют возможность уточнения категории «социализация обучающегося» и «самореализация обучающегося», что частично описывается в практике решения задачи моделирования категориального аппарата в работах [26-39].
Определим в конструктах современной педагогической методологии понятия «социализация обучающегося» и «самореализация обучающегося».
Социализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс включения в социальные отношения и социальное познание личности, имеющей адаптивные потребности в решении задач становления и самореализации, фасилитирует формирование социального опыта и мировоззрения, качество решения задач продуктивного самовыражения и самосовершенствования.
Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения акмереализуемых условий развития личности, учитывающий нормальное распределение способностей и здоровья, персонифицированные потребности в качественном решении задач развития и самоутверждения, самоопределения и самоактуализации, сотрудничества и взаимодействия, сотворчества и общения, специфика которых непосредственно связана с условиями и возможностями развития личности и антропосреды, гибко синтезирующих и самоорганизующих все функции и резервы системы для оптимизации качества постановки и решения задач развития личности и антропопространства.
Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс социально значимого формирования обучающегося в модели образования, культуры и этики, выявляющих и определяющих ценности и нормы антропосреды в конструктах профессионально-педагогического знания ресурсами и механизмами развития и саморазвития, сохранения и самосохранения личности и антропосреды.
Социализация обучающегося с точки зрения антропологического подхода – процесс социального воспроизводства норм культуры и образования в решении задач формирования социального опыта и мировоззрения, специфика и качество которых обусловлены системным пониманием антропосредовых изменений.
Социализация обучающегося с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения способов и форм, методов и технологий формирования социального опыта обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего успешность выбора и решения задач социального воспроизводства опыта и ресурсов антропосреды.
Социализация обучающегося с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания возможностей обучающегося в социальном воспроизводстве уровня знаний и ценностей, культуры и опыта деятельности, системно визуализирующих и оптимизирующих возможности развития и самосохранения антропосреды и личности, генерирующих потенциальные пути решения проблем и задач антропологического генеза.
Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования социального опыта в модели гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и креативности, гибкости и устойчивости развития в детерминируемых условиях и объективной практике решения задач развития и самосохранения персонифицированных условий сосуществования личности и социума.
Социализация обучающегося с точки зрения деятельностного подхода – процесс верификации идей развития личности в модели деятельности и общения, системность продуктивного поиска в которых является механизмом развития, продуктивность и креативность личности – средовом самосохранения, возможность сотрудничества и сотворчества – ресурсом социально-коллективного воспроизводства уровня знаний и культуры деятельности.
Социализация обучающегося с точки зрения диалектического подхода – процесс решения задач развития личности в полисистемном поиске диалектически верифицируемых условий воспроизводства уровня культуры и самосохранения антропосреды, гарантирующей личности качественное формирование социального опыта и мировоззрения.
Социализация обучающегося с точки зрения диалогического подхода – процесс включения развивающейся личности (обучающегося) в систему социальных норм и приоритетов развития, обеспечивающих в конструктах диалога успешное решение проблем и дилемм современного воспитания и образования, развития и саморазвития, самосовершенствования и самоутверждения.
Социализация обучающегося с точки зрения дихотомического подхода – процесс дуалистического определения и решения задач социального воспроизводства опыта деятельности и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения личности в моделях деятельности и общения, гарантирующих успешное освоение личностью перспектив продуктивного становления в реализуемой практике гуманизации и демократизации всех сфер деятельности человека.
Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования основ культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего успешное освоение социального пространства и норм взаимоотношений в микро-, мезо-, макрогруппах.
Социализация обучающегося с точки зрения информационного подхода – процесс информационного обеспечения личности, определяющей приоритеты и возможности формирования социальных отношений социального опыта и мировоззрения в системе непрерывного развития и образования, гарантирующих обучающемуся современность решения проблем и задач самоутверждения и самоактуализации.
Социализация обучающегося с точки зрения исторического подхода – процесс социального развития личности в историко-культурных приоритетах и моделях самореализации, определяемых в системе адаптивного и акмепедагогического знания, особенностей визуализации и решения задач учета нормального распределения способностей и здоровья, персонификации качества получения образования, гарантирующего личности конкурентоспособность на рынке труда и социальных отношений.
Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования социального опыта личности в модели доминирующей культуры и этики решения конфликтных ситуаций в развитии личности и общественных отношений, гарантирующих соблюдение прав и свобод личности и государства в определении и решении задач самосохранения и развития, культивирующих новые продуктивные возможности антропосреды и личности.
Социализация обучающегося с точки зрения лексического подхода – процесс обогащения словарного запаса личности, включенной в систему социальных отношений и способов решения задач развития личности в социуме, гарантирующий успешное решение противоречий и дилемм современного образования и культуры.
Социализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации качества формирования социального опыта личности обучающегося в конструктах современного научно-педагогического поиска оптимальных возможностей формирования и развития личности, продуктивного научного мировоззрения и основ сотрудничества и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения личности.
Социализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора направления решения задачи формирования мировоззрения и социального опыта в системе приоритетов и норм развития личности и антропосреды.
Социализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования тезауруса, предопределяющего качество самовыражения личности и общества в системе формируемых смыслов и приоритетов, гарантирующих личности и обществу своевременное решение задач развития и самоутверждения.
Самореализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс фасилитации поиска продуктивных способов познания объективного и решения задач продуцирования в системе выделенных приоритетов и норм адаптивного или акмепедагогического сотрудничества.
Самореализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс верификации качества продуктивного решения задач развития личности и общества в конструктах педагогики сотрудничества и сотворчества, продуцирование средств и ресурсов в которых определяются уровнем развития антропосистемы.
Самореализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс решения задач создания продуктов социально востребованных и конкурентоспособных в модели воспроизводства уровня культуры, науки, спорта и прочих направлений обновления антропосреды.
Самореализация обучающегося с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения модели формирования социального опыта в системе современного образования, реализующего права личности и определяющего возможные способы самосовершенствования и самоактуализации.
Самореализация обучающегося с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания закономерностей социального и образовательного развития личности в решении персонифицированных проблем и задач продуктивного становления в выбранном поле социальных и образовательных отношений обучающегося.
Самореализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач современного образования в модели социальных отношений и способов самоутверждения личности, визуально определимых у обучающегося через успешное воспроизводство норм и уровня развитии культуры, науки, искусства и спорта.
Самореализация обучающегося с точки зрения деятельностного подхода – процесс решения задач оптимизации моделей деятельности и общения в конструктах и ограничениях современной культуры и образования, спорта и науки, гарантирующих успешное развитие социума в выделенных эволюцией приоратах и условиях сотрудничества и сотворчества.
Самореализация обучающегося с точки зрения диалектического подхода – процесс развития личности, определяемый в моделях продуктивного становления и решения задач продуцирования идеального и материального в социально-образовательном пространстве, гарантирующий личности и обществу необходимый уровень качества воспроизводства эталонов и продуктов социального знания и средств решения проблем.
Самореализация обучающегося с точки зрения диалогического подхода – процесс решения задач самоутверждения обучающегося через продукты диалога и конструктивные ресурсы общения в модели ведущей деятельности и хобби.
Самореализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования опыта социальных отношений и способов решения проблем, где здоровьесбережение предопределяет выбор оптимальных продуктивных решений задач развития личности и общества в целом.
Самореализация обучающегося с точки зрения информационного подхода – процесс формирования информационного поля, обеспечивающий продуктивное становление личности в выборе условий и возможностей продуцирования различных объектов и продуктов культуры, науки, искусства и спорта в детерминациях и возможностях обучающегося.
Самореализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования личности в решении задач продуктивного самоутверждения через качественно решенные задачи ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, гарантирующих успешное включение в систему социальных отношений и институтов социализации.
Самореализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самоидентификации личности обучающегося в конструктах самоорганизации выбора продуктивных отношений и способов решения задач продуцирования объектов и продуктов науки, искусства, культуры, спорта и прочих направлений социального воспроизводства антропосреды в системе социально востребованных условий и функций самосохранения и развития личности и общества.
Выделанные детерминации являются следствием качественного решения задач использования педагогического моделирования в практике описания особенностей педагогически детерминируемых явлений и приоритетов развития личности в социально-образовательном пространстве.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430