В ходе проведенной нами работы по адаптации тестов позитивной психологии [1-13] были изучены различные тесты, измеряющие уровень субъективного счастья [3, 6, 11-13]. При этом сравнительный анализ этих тестов позволил выделить два разных подхода к измерению субъективного счастья.
Первый подход реализован в работах М. Фордайса и С. Любомирски и Х. Леппер [3, 9, 11, 14, 15]. Здесь испытуемый просто отвечает на вопросы (или определяет степень своего согласия с утверждениями) о том, чувствует ли он себя счастливым, насколько, какую часть времени он так себя чувствует. Считает ли он себя более счастливым, чем другие и т.п., при этом понимание счастья и счастливости полностью зависит от респондента, авторы этого подхода как бы постулируют, что у респондента есть понимание счастья или благополучия и он может оценить свою счастливость или благополучность. В таком подходе счастье является абсолютно субъективным понятием, также абсолютно субъективны и оценки счастья. Поэтому такой подход можно назвать подходом субъективной оценки. Отличительными особенностями тестов, относящихся к этому подходу является прямое использование слов, означающих оцениваемые респондентом позитивные параметры – например, слов «счастливый», «счастье».
Второй подход реализован в работах М. Аткинсона [6, 12, 13, 16]. Измеряются психологические свойства или способности, которые, согласно концепции автора являются составляющими счастья, факторами счастья. В концепции «истинного» счастья М. Аткинсона это эмоциональная зрелость (emotional maturity) и способность к осознанию настоящего (текущего) момента (present moment awareness). М. Аткинсоном разработаны отдельные опросники для измерения этих параметров. Таким образом, уровень счастья оценивается по двум этим опросникам интегрально. Однако собственно эмоциональная зрелость или хорошая способность к осознанию настоящего (текущего) момента у человека не являются признаками его счастливости, признаками того, что он ощущает или считает себя счастливым. Эмоциональная зрелость и способность к осознанию настоящего момента здесь не показатели уровня счастья, а факторы, обеспечивающие возможность счастья (и поэтому коррелирующие с счастьем). По мнению М. Аткинсона, только эмоционально зрелый и способный к осознанию настоящего человек может быть истинно счастливым. Этот подход к измерению счастья можно назвать подходом оценки обеспечивающих факторов.
В первом подходе связанное с измеряемым качеством понятие используется так, как сам испытуемый это понятие понимает (например, понятие «счастье»), так, например, в тесте С. Любомирски и Х. Леппер респондент оценивает степень своего согласия с утверждением «В целом, я считаю себя человеком: не очень счастливым/очень счастливым», а в тесте М. Фордайса нужно ответить на вопрос «Насколько счастливым или несчастным Вы чувствуете себя в целом?». Во втором же подходе связанное с измеряемым качеством понятие напрямую не используется, поэтому оценка оцениваемого в итоге качества не зависит от понимания связанного с измеряемым качеством понятия респондентом.
Интересно, что результаты измерений по шкалам, относящимся к двум описанным подходам, очень хорошо коррелируют между собой, хотя в утверждениях тестов М. Аткинсона слова «счастье» или «счастливый» даже не встречаются. Проведенный нами на материале 361-го человека (средний возраст 26,68±0,48 года; 91 мужчина и 270 женщин) корреляционный анализ обнаружил значимые корреляции уровня субъективного счастья/благополучия по тесту С. Любомирски и Х. Леппер с уровнем эмоциональной зрелости по М. Аткинсону на уровне 0,50 (метод Спирмена, p<0,0000001), а с уровнем способности к осознанию нестоящего (текущего) момента – на уровне 0,51 (метод Спирмена, p<0,0000001). Оценка своего субъективного счастья по тесту М. Фордайса (первый вопрос) коррелирует с уровнем эмоциональной зрелости по М. Аткинсону на уровне 0,47 (метод Спирмена, p<0,0000001), а с уровнем способности к осознанию нестоящего (текущего) момента – на уровне 0,38 (метод Спирмена, p<0,0000001). Самооценка же количества времени, которое респондент ощущает себя счастливым, по тесту М. Фордайса, коррелирует с уровнем эмоциональной зрелости по М. Аткинсону на уровне 0,39 (метод Спирмена, p<0,0000001), а с уровнем способности к осознанию нестоящего (текущего) момента – на уровне 0,38 (метод Спирмена, p<0,0000001).
Необходимо также отметить, что в исследовавшейся выборке в целом уровень показателей субъективного счастья был высоким. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на достаточно высокий уровень субъективной враждебности и деструктивности социальной среды [17], наличие в ней множества неблагоприятных факторов [18-29], значительной доле популяции удается сохранить позитивные личностные качества и позитивные переживания.
Библиографический список
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7 (39). – С. 245-248.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 92-98.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7 (35). – С. 136-139.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). //Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10 (49). – С. 85-96.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9 (53). – С. 444-458.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона. //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10 (54). – С. 547-558.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 10 (50). – С. 154-161.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека. //Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием «Реабилитация и профилактика – 2015» (в медицине и психологии), 14-16 октября2015 г. Сборник тезисов. – М.: Первый МГМУ им. М.И. Сеченова. – С. 76-77.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. //Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7 (34). – С. 56-60.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. //Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. – С. 23-30.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностика в позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона. //Alma mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 3. – С. 43-49.
- Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.
- Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. //Social Indicators Research. – 46(2). – P.137-155.
- Atkinson M. True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health. London: Piatkus books, 2012. – 336 p.
- Елшанский С.П., Семенов Д.В. Социально-деструктивное поведение в современной России. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 97-107.
- Елшанский С.П. Проблема социокультурной детерминации психической патологии: патологическая зависимость от нехимических агентов. //Вопросы наркологии. –2005. – № 2. – С. 59-62.
- Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., Елшанский С.П. Учет социально-психологических «пронаркотических» факторов при разработке модельной городской целевой программы «Профилактика наркологических заболеваний». //Вопросы наркологии. – 2004. – № 1. – С. 47-53.
- Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.
- Елшанский С.П. Некоторые этические и психологические проблемы реализации программ «снижения вреда» среди потребителей наркотиков. //Вопросы наркологии. – 2003. – № 2. – С. 36-51.
- Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 1999. – 205 с.
- Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ, 1999. – 24 с.
- Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2005. – 322 с.
- Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). – М.: Научный мир, 2004. – 348 с.
- Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: Московский научно-исследовательский институт психиатрии. – Москва, 2005. – 48 с.
- Елшанский С.П. Коммуникативная дефицитарность при зависимостях от психоактивных веществ. //Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. – С. 93-95.
- Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Сургут, 2001. – 130 с.
- Семенов Д.В. Социально-психологические причины и профилактика употребления подростками токсических и наркотических веществ //Наркология. – 2004. – №10. – С. 76-80.