ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Мошенчич Василий Васильевич1, Катунова Валерия Валерьевна2
1Нижегородский филиал Университета российского инновационного образования, студент 4 курса психологического факультета
2Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, канд. биологических наук, доцент, соискатель кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
В статье представлена оценка психодиагностики как одного из направлений профессиональной деятельности социального психолога. Приведены результаты психодиагностического исследования особенностей социально-психологической характеристики коллектива на примере профкома производственного предприятия. Результаты позволили определить ценностно-ориентационное единство группы, охарактеризовать особенности взаимодействия в группе, оценить психологическую атмосферу в коллективе и степень социально-психологической адаптации его членов.

Ключевые слова: взаимодействие в группе, психодиагностика, социально-психологическая адаптации, социально-психологический климат, социальный психолог, ценностно-ориентационное единство группы


PSYCHODIAGNOSTICS AS INSTRUMENT OF THE SOCIAL PSYCHOLOGIST

Moshenchich Vasily Vasilyevich1, Katunova Valeriya Valerievna2
1University of the Russian innovative education, Nizhny Novgorod branch, student 4 courses of psychological faculty
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor, Competitor of Department of the general and social psychology

Abstract
The psychodiagnostics assessment as one of the directions of professional activity of the social psychologist is presented in article. Results of a psychodiagnostic testing of features of the social and psychological characteristic of collective on the example of trade-union committee of manufacturing enterprise are given. Results allowed to define valuable and orientation unity of group, to characterize features of interaction in group, to estimate the psychological atmosphere in collective and extent of social and psychological adaptation of his members.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Мошенчич В.В., Катунова В.В. Психодиагностика как инструмент социального психолога // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14384 (дата обращения: 26.02.2024).

Специфика работы социального психолога заключается в том, что его деятельность направлена на исследование малых групп, социализации или социальных установок личности, связанных с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа, то есть на изучение взаимоотношений в коллективе организации [1].

Психодиагностика как инструмент оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности является важной составляющей в изучении психики человека. Психодиагностика как отрасль психологии использует комплекс методических подходов, позволяющих дать объективную оценку психического состояния личности, ее относительно устойчивых интеллектуальных и личностных свойств. В тоже время психодиагностика представляет собой структурированный, сложный и развернутый во времени процесс изучения функционирования психики человека в условиях профессиональной деятельности. Психодиагностику коллектива целесообразно проводить для: оптимизации процессов межличностного взаимодействия сотрудников; выявления источников социально-психологической напряженности; причин излишней текучести персонала и возникновения конфликтов в коллективе; выявления «сильных и слабых мест» в деятельности организации и повышения эффективности ее функционирования; формирования корпоративной культуры и оценки эффективности проводимой кадровой политики [2, 3].

Выбор конкретных методик психодиагностики определяется характером проблем и задач, поставленных перед социальным психологом, организационным уровнем, на котором в настоящий момент решается та или иная диагностическая задача, временем, отпущенным на этап диагностики и т.д. Любой метод может давать ложную информацию, если он неправильно употребляется. Выбор метода должен определяться тем, насколько он позволяет ответить на релевантные в данном случае вопросы. Проведение диагностического обследования, как правило, требует использования ряда методик, формирование которого определяется целями диагностики, контингентом обследуемых, ситуацией обследования, трудоемкостью методик и квалификацией социального психолога [3].

Изучение данной темы исследования рассматривается в работах многих исследователей – М.К. Акимовой, А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, Л.И. Вассермана, А.Г. Шмелева и многих других, однако эти исследования не содержат углубленного анализа современного состояния и перспектив развития психодиагностики на промышленных предприятиях, носят разрозненный характер, не предполагают интеграции психодиагностических знаний в практику лечения.

На современных промышленных предприятиях крайне медленно происходит осознание роли психодиагностики в работе с персоналом. Руководители организаций подобного типа не уделяют должного внимания психологическому здоровью трудовых коллективов, не привлекают к сотрудничеству социальных психологов для решения возникающих кадровых проблем, соответственно, редко и не в полном объеме используют потенциал психодиагностики в своей управленческой деятельности. В связи с этим возникает потребность в изменении роли и места психодиагностики как инструмента социального психолога на промышленном предприятии.

Профсоюзная организация (далее – профком) является самостоятельной общественной организацией, объединяющей на добровольной основе членов Профессионального союза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, работающих на нижегородских предприятиях, предприятиях социально-бытовой, спортивной, культурной сферы, общественных организациях, медицинских учреждениях, муниципальных, других предприятиях и организациях, учащихся базовых учебных заведений, принятых на профсоюзное обслуживание в профкоме.

Структуру персонала профкома предприятия составляют 14 человек. Наибольший удельный вес составляют работники в возрасте от 31 года до 50 лет (в сумме они составляют 82%). Доли мужчин и женщин в структуре персонала профкома предприятия приблизительно равны: 43% и 57% соответственно. Большинство сотрудников профкома предприятия имеют высшее образование (69%). Распределение работников профкома предприятия по стажу показывает наибольший удельный вес лиц со стажем от 1 до 5 лет (55%).

Предметом эмпирического исследования профкома предприятия выступили ценностно-ориентационное единство, взаимодействие в коллективе, психологическая атмосфера и социально-психологическая адаптация. Для психодиагностики сотрудников профкома предприятия были использованы следующие методики: «Определение ценностно-ориентационного единства группы» (В.С. Ивашкин, В.В. Онфриева); «Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах» (А.С. Чернышов, С.В. Сарычев); методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) и «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд).

Ценностно-ориентационное единство группы – это отношения каждого члена группы к самой деятельности, ее целям и задачам, а в процессе группового взаимодействия они дополняются развитием определенной мотивации членов группы и эмоциональной идентификации с группой. Выявление ценностно-ориентационного единства коллектива профкома предприятия осуществлялось с помощью методики В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» [5]. Данная методика нацелена на выявление ценностно-ориентационного единства на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка. Наиболее популярными ценными для успешной совместной работы качествами оказались: трудолюбие (58,3% ответов), приветливость (58,3% ответов), общительность (58,3% ответов), честность (50,0% ответов), дружелюбие (41,7% ответов). Наименее популярные качества – принципиальность, веселость, обаяние, правдивость и деловитость (по 8,3% ответов). Среди данных качеств также только одно является деловым – деловитость. Для сотрудников профкома предприятия характерно разнообразие взглядов и оценок по вопросам реализации цели, форм деятельности, целесообразности методов реализации цели.Результаты диагностики показали, что в профкоме предприятия среднее (взаимоадаптационное) ценностно-ориентационное единство, которое определяет ситуационный подход коллектива к решению производственных задач.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Особенности взаимодействия в коллективе профкома предприятия выявлялись с помощью методики А.С. Чернышова и С.В. Сарычева «Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах» [5]. Половина испытуемых (50%) оценивает взаимодействие в коллективе как средне успешное. 41,7% испытуемых считают, что уровень группового взаимодействия является низким. Только 8,3% сотрудников оценивают его как высокий (рис. 1). 

Рисунок 1. Уровни группового взаимодействия по оценкам сотрудников профкома производственного предприятия

Для обобщения экспертных оценок индивидуальные показатели были суммированы (43,6 баллов), а затем определен усредненный результат, равный 3,6 баллов. Этот показатель соответствует средне эффективному уровню группового взаимодействия.

Формирование благоприятной психологической атмосферы – это одна из долгосрочных и насущных практических задач, стоящих перед руководителем производственной группы и психологической службы предприятия. Социально-психологический климат в коллективе профкома производственного предприятия изучалась с помощью методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) [4]. На основании индивидуальных профилей был создан средний профиль (24,08 баллов), который характеризует психологическую атмосферу в коллективе профкома производственного предприятия как благоприятную (рис. 2).

Рисунок 2. Психологическая атмосфера в коллективе профкома производственного предприятия по оценкам сотрудников

С точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Оценка социально-психологической адаптации членов коллектива профкома производственного предприятия осуществлялась с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации, предложенной в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом [6]. Анализ полученных данных (табл. 1) показал, что в коллективе профкома не наблюдается особо ярких конфликтных ситуаций.

Таблица 1 – Результаты диагностики социально-психологической адаптации в коллективе профкома производственного предприятия

Показатели

Среднее значение

Показатель нормы

Адаптивность

131

68-170

Дезадаптивность

66

68-136

Лживость –

16

18-36

Лживость +

17

18-36

Приятие себя

41

22-42

Неприятие себя

10

14-28

Приятие других

23

12-24

Неприятие других

12

14-28

Эмоциональный комфорт

25

14-28

Эмоциональный дискомфорт

11

14-28

Внутренний контроль

43

26-52

Внешний контроль

13

18-36

Доминирование

9

6-12

Ведомость

18

12-24

Эскапизм (уход от проблем)

15

10-20

Показатели оценки уровня приятия других являются высокими, что свидетельствует о низком уровне конфликтности в группе. О качественном процессе адаптации в коллективе свидетельствует высокая эмоциональная комфортность. Стремление к доминированию, напротив, не высоко. В целом можно отметить, что все показатели находятся в пределах нормы.

Проведенное исследование выявило ряд проблем: отсутствие стратегических и тактических целей развития организации, отсутствие плана развития организации; недостаток, а иногда и полное отсутствие внутриструктурных, горизонтальных и вертикальных коммуникаций, несовершенность оплаты труда, кадровой политики, деятельность по улучшению взаимопонимания и гармонизации между звеньями протекает самопроизвольно, у персонала нет чувства принадлежности к единой команде. Для оптимизации социально-психологического климата в коллективе профкома возможно проведение психологических тренингов, направленных на улучшение способности к эффективному межличностному взаимодействию, уменьшению стремления к избегающему поведению и групповой разобщенности, улучшать сплоченность коллектива. Необходимо также разработать условия премирования работников. В положении о премировании должна содержаться информация, какие категории работников будут получать премии, а также за какие заслуги они будут премироваться.

Результаты психодиагностики, проведенной в профкоме рассматриваемого производственного предприятия, позволили определить ценностно-ориентационное единство группы, охарактеризовать особенности взаимодействия в группе, оценить психологическую атмосферу в коллективе и степень социально-психологической адаптации его членов. Психодиагностика коллектива является существенным фактором, повышающим эффективность работы персонала, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на поведение персонала, работоспособность и уровень творческой личностной самореализации. Высокая ее значимость обусловлена, прежде всего, тем, что ее целью является повышение эффективности работы персонала за счет профилактики трудовых конфликтов, повышения мотивации, командной сплоченности и поддержания основных элементов корпоративной культуры организации.


Библиографический список
  1. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России, 2013. № 3. С. 186-190.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2012. 351 с.
  3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 542 с.
  4. Козлов В.В., Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. 339 с.
  5. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М. Наука, 1988. 200 с.
  6. Мельникова Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации. Подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов. Челябинск: ЮУрГУ, 1998. Т.1. С. 31-49.


Все статьи автора «Катунова Валерия Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: