ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Мажитова Г.З.
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
магистр географии, преподаватель

Аннотация
В статье описываются особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульной технологии обучения.

Ключевые слова: модульная технология обучения


FEATURES OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS IN MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION

Mazhitova G.Z.
North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva
master of geography, teacher

Abstract
This article is about features of professionally significant qualities of students in modular technology education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мажитова Г.З. Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульной технологии обучения // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1395 (дата обращения: 26.02.2024).

Основной проблемой современной образовательной системы является разрешение противоречий между потребностью личности к саморазвитию, удовлетворением запросов общества в активных, мобильных людях, способных конструктивно действовать в многофакторном мире, продуцировать новые идеи, успешно решать нестандартные ситуации, и отсутствием эффективных способов достижения этого. Современная система образования должна соответствовать потребностям экономической и общественной модернизации современного мира и обеспечивать формирование на общенациональном уровне конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни нашей республики.

В стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира особо подчеркивается, что качественное образование – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана в мировом сообществе [1]. Процесс модернизации системы образования сопровождается внедрением в практику новых педагогических технологий подготовки специалистов, в том числе и технологии модульного обучения.

Модульное обучение является комплексной психолого-педагогической технологией, предлагающей оптимальное решение вопросов профессионального обучения, учитывающего личностные особенности обучающихся [2]. Основополагающим средством модульной технологии обучения выступает модуль.

Модуль представляет собой логически завершенную форму части содержания учебной дисциплины, включающую в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль объединяет учебное содержание и технологию овладения им. Его рассматривают как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности [6].

Целью модульного обучения является содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способностей.

Задача модульного обучения состоит в формировании у обучающихся внутренней мотивации учения, развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности, становлении творческой деятельности.

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть.

Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явления, закон, структурный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

В свете вышесказанного, очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений обучающихся.

Модульная технология интегрирует в себе все то, прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, например, из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучащихся, переходящего в самоуправление [1].

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). Из психологии в данной технологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности – все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств [2].

Модуль обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение управлять учебно-познавательной деятельностью. Развитие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом.

Ещё одна важная черта модульного обучения это ориентация на здоровьесберегающий процесс обучения, предполагающий снижение стрессовых ситуаций, связанных с неуспеваемостью. Основным критерием здоровьесберегающего эффекта педагогических воздействий служит распространенность среди обучающихся сильного и выраженного утомления на занятиях. Результаты гигиенической оценки модульной технологии, применяемой на фоне традиционной системы обучения, дают полное право говорить о ее здоровьесберегающем педагогическом воздействии на организм обучающихся, так как она характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося [3].

Меньшая утомляемость на модульных занятиях по сравнению с традиционными и обусловлена рядом факторов:

  • возможность определить и придерживаться темпа работы, удобного и подходящего для обучающегося;
  • наглядный характер учебных элементов с самого начала тренирует образное мышление, позволяющее перекодировать рисунки-инструкции в реальные практические действия;
  • чередование различных форм и видов деятельности развивает активизацию и работоспособность обучающихся;
  • если обучающимся пропущены занятия, есть возможность проработать пропущенные модули и не отстать от сверстников.
  • отсутствие тревожности, страха перед неудовлетворительной оценкой;
  • доверительные отношения в системах «преподаватель – обучающийся» и «обучающийся-обучающийся», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех.

Следует также отметить, что при модульном обучении позиция мастера профессионального обучения в восприятии обучающегося сменяется с “контролёра и подсказчика” на более привлекательные “друг и помощник”. Нагрузка на мастера в значительной мере снижена благодаря тому, что большая часть управляющих функций передана модульной программе. Главным квалификационным требованием для мастера производственного обучения по-прежнему остаётся одно: совершенное владение своими знаниями и умениями.

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий. При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Преимущества модульного обучения перед традиционным профессиональным обучением заключаются в следующем:

  1. Профессиональная направленность:

• Мотивация профессионального выбора у обучающихся по модульной технологии устойчива и носит позитивную направленность.

• Модульное обучение, являясь фактически индивидуальным, не отменяет коллективного принципа комплектации учебных групп.

• В модульном обучении ситуации успеха запрограммированы благодаря значительному резерву времени, отводимого на практические занятия.

  1. Профессиональный опыт.

Индивидуальный темп прохождения практики позволяет способным обучающимся повышать уровень своих знаний, умений и навыков уже в ходе учёбы.

  1. Особенности протекания психических процессов.

Познавательные процессы:

• Проблем с восприятием материала практически не возникает, так как каждый обучающийся сам определяет темп восприятия.

• Усвоение воспринимаемого материала обеспечивается уже на уровне учебного элемента (чтение + иллюстрации).

• Теория и практика разделены в меньшей мере, во всяком случае, обучающийся всегда имеет возможность вернуться к иллюстрациям в учебном элементе, чтобы проверить точность сформированного образа.

• Организация индивидуальной работы позволяет избежать значительного скопления обучающихся в учебном кабинете: в то время как одни сдают практику, другие – знакомятся с теорией.

• Контроль знаний закладывается в модульную программу в виде теоретических программированных тестовых заданий и практического проблемного задания.

Эмоциональные процессы:

• Обучение по модульной технологии сопровождается относительным эмоциональным комфортом обучающихся.

Наглядный характер учебных элементов в модульной технологии с самого начала тренирует образное мышление обучаемых, позволяющее перевести рисунки-инструкции в реальные практические действия. Отметим, что характерной особенностью модульного обучения как раз и является его практико-ориентированный характер: каждый из учебных элементов завершает проблемное задание на отработку практического навыка.

Для примера сопоставим построение практических занятий по модульной и традиционной технологиям на примере профессии продавец непродовольственных товаров. Отработка простейшего навыка – отмеривание хлопчатобумажной ткани способом “в откидку”. При традиционном обучении это выглядит следующим образом. Обступив мастера со всех сторон обучающиеся, каждый со своей точки обозрения, следят за особенностями отмеривания. После ряда фронтальных демонстраций они переходят к самостоятельным упражнениям. Здесь и выясняется, что жёсткий метр один, в лучшем случае – два, и образцов отрезов тканей на всех не хватает, и, кто-то просто тихо стоит в стороне всё это занятие. Обучающиеся, пропустившие ключевые моменты демонстрации нуждались в дополнительных демонстрациях операций мастером.

Формирование того же навыка в модульном обучении. Каждый обучающийся сам читает учебные элементы, описывающие инструменты и навыки. Каждое из утверждений в учебном элементе снабжено иллюстрацией, не нуждающейся в дополнительном комментарии. Сдав теоретические задания, каждый из обучающихся отрабатывает навык отмеривания ткани на образце [5].

Здесь впервые субъективное мнение мастера влияет на профессиональную судьбу обучаемого. Кто-то отправляется отрабатывать навык уже через 40 минут, кто-то через 2 часа, иные – через день, неделю. В традиционном обучении подобное отставание может привести к неприятным последствиям. Задача преподавателя – предоставить обучающимся возможность работы в приемлемом для них темпе, не требуя сверхнормативного ускорения.

Подводя итог по вопросу формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения, можно заметить, что подобная система обучения способствует более эффективному формированию у обучающихся комплекса таких значимых качеств, как самостоятельность и мотивация достижений намеченных целей. Подобный вывод обоснован тем, что, по сути, модульная система представляет собой обучение на основе укрепления блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в средства деятельности.

При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения. Многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности обучающимися способствует постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением соответствующего инструментария [4]. Данная технология обучения способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качества обучения.

На основе выше сказанного, можно сделать следующие выводы: модульная технология обучения обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, эмоциональной устойчивости, постепенно, по мере прохождения практического курса, переходящие в профессиональное мастерство.


Библиографический список
  1. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика, 2001. № 1. – С. 69-74.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. – 314 с.
  3. Караев Ж.А., Кобликова Ж.У. Педагогические технологии как фактор реализации инновационного типа обучения // Творческая педагогика, 2006. № 2. – С. 4-23.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. – 230 с.
  5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998. – 288 с.
  6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. – С. 47-51.


Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: