СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В АРКТИКЕ

Баирцынгуева Дари Гындыновна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена определению основных стратегических интересов Китая в Арктике. Проведенное исследование показывает, что у страны нет официальной арктической стратегии, но осуществлена попытка сформулировать ее из заявлений официальных лиц КНР. Также выявлены главные инструменты в проведении внешней политики в данном регионе.

Ключевые слова: Арктика, арктическая стратегия, Арктический совет, внешняя политика, изменение климата, Китай, Северный морской путь., стратегические интересы


CHINA’S STRATEGIC INTERESTS IN THE ARCTIC

Bairtsyngueva Dari
Transbaikal state university

Abstract
The paper contemplates China’s strategic interests in the Arctic. Basing upon the undertaken study the author shows, that the country still has no official arctic strategy, but the author tries to represent it basing on official statements of Chinese politicians. There are also main tools in conducting arctic foreign policy of China.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Баирцынгуева Д.Г. Стратегические интересы Китая в Арктике // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13881 (дата обращения: 22.02.2024).

Изменения в Арктике приносят новые возможности и новые вызовы как для арктических государств, так и для всего мирового сообщества. Как никогда прежде Арктика стала частью сложного комплекса политических и экономических отношений внутри и за пределами региона. С одной стороны, проблема таяния льдов и изменения климата становится серьезней, с другой, богатые запасы природных ресурсов и появление новых, более коротких судоходных путей также привлекли внимание всего мира. Среди всех неарктических государств именно Китай за последние десять летпоказал свой растущий интересв данной области.

Наиболее серьезной глобальной проблемой нашего времени является изменение климата и как следствие таяние льдов Арктики. Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах. Общая масса арктического льда с каждым годом уменьшается, по сравнению с уровнем 1980 -х гг., она уменьшилась на 70% [23]. Для Китая эта проблема также актуальна, согласно исследованиям китайских ученых, изменения в климате Арктики представляют прямую угрозу наводнения в прибрежных городах страны. Например, по результатам пятой арктической экспедиции 2012 г., китайский исследователь Ма Дэи пришел к выводу, что увеличение таяния льда в 2007 г. вызвало сильный шторм с резким похолоданием на Юге Китая в начале 2008 г. [8].

Однако, в последние годы скорость уменьшения общей массы льда значительно снизилась, и эта тенденция может привести и к положительным последствиям. Ученые ожидают, что температура на Крайнем Севере вырастет на 3-4 градуса Цельсия в течение 50 лет. В одной из статей 2004 г. датского научно-популярного журнала Иллюстрированная наука сообщалось, что поэтому Северо-Западный и Северный морские пути станут судоходными без использования ледоколов в следующие 5-10 лет [3]. К тому же, согласно различным прогнозам,большая часть арктических вод не позднее 2060 г. в будет свободна ото льдов, что приведет к появлению новых, более коротких морских путей [4].

Открытие новых судоходных путей на севере является важной частью арктической политики Китая. Таяние льдов привело к заметному увеличению перевозок через Северный морской путь. Севморпуть сократит маршрут между Роттердамом и Иокогамой на 4700 морских миль, с 11 200 м. миль по Суэцкому каналу до всего 6500 м. миль через СМП, и это разница в 40%. Точно так же Северо-Западный проход уменьшит путь из Сиэтла в Роттердам на 2000 м. мили, сделав его на 25% короче нынешнего маршрута через Панамский канал [5].

Олав Скрам Стокке, профессор норвежского Института им. Фритьофа Нансена, подсчитал, что судоходство по СМП сократит путь из Европы в Южную Корею на 3000 м. мили и 10 дней, почти на 25%, по сравнению с южным маршрутом по Суэцкому каналу. Также на основе этих подсчетов северный маршрут сэкономит 600 тыс. долл. США, включая российские транзитные сборы [6]. Тем не менее, несмотря на значительный рост грузоперевозок по СМП, до 34 судов в 2011 г., многие специалисты сомневается, что Северный морской путь заменит южный маршрут по Суэцкому каналу, так как последний насчитывает 18 тыс. судов в год [16].

Что касается природных ресурсов Арктики. По данным исследования Геологической службы США от 2008 г. в арктических недрах может быть сосредоточено около 30% мировых запасов природного газа, 20% – газоконденсата и 13% – нефти [7]. С тех пор, как Пекин ведет глобальную стратегию, такие запасы природных ресурсов должны привлечь его внимание.

Таким образом, следует выделить основные факторы, доказывающие рост интереса к арктическому региону не только КНР, но и мирового сообщества в целом. Во-первых, проблема изменения климата и таяния льдов. Во-вторых, появление новых судоходных маршрутов, позволяющих сэкономить время и деньги. В-третьих, богатые запасы природных ресурсов.

Следует отметить, что КНР имеет свою историю с данным регионом уже с 1925 г., когда стала участником Шпицбергенского трактата, который был подписан 9 февраля 1920 г. Норвегией, США, Данией, Францией, Италией, Японией, Нидерландами, Великобританией и Швецией. СССР присоединился к нему в 1935 г. Договор устанавливает суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицбергеном, также известный, как Свальбард, а государствам-участникам договора предоставляет равное право на эксплуатацию природных ресурсов и его территориальных вод, что прописано в статье 3 договора [11]. Данное положение, сформулированное в трактате, лежит в основе претензий Китая о своих правах в регионе и юридически доказывает законность присутствия КНР в Арктике.

Другим инструментом в осуществлении арктической политики Китая является Конвенция ООН по морскому праву. В части 7 статье 87 по вопросам открытого моря Конвенция дает в частности: a) свободу судоходства; e) свободу рыболовства и f) свободу научных исследований [1]. Но в то же время, КНР признает суверенитет и юрисдикцию арктических государств в регионе.

Согласно исследованиям Линды Якобсон из Стокгольмского Института исследования проблем мира[2, с. 3], первая явная активность в вопросах Арктики у Китая началась в 1995 г., когда китайские ученые и журналисты отправились в экспедицию на Северный полюс, и проблема изменения климата встала на повестку дня внешней политики страны.

Затем в 1996 г. Китай присоединился к Международному Арктическому научному комитету, негосударственная международная организация, созданная для обеспечения и продвижения сотрудничества по всем аспектам Арктических исследований [12]. Для расширения научных исследований китайских ученых, правительство страны провело 5 арктических экспедиций совместно с учеными других стран [13]. 28 июля 2004 г. Китай открыл свою исследовательскую станцию «Хуанхэ» на территории Шпицбергена. С 2005 г. Китай является членом Комитета научных менеджеров Ню-Олесунна (населенный пункт на архипелаге Шпицберген), который был создан в 1994 г. для укрепления сотрудничества между научно-исследовательскими центрами Ню-Олесунна.

В период с 2007 по 2010 г. КНР принимал участие в проекте Международный полярный год, это международная научная программа, которая призвана объединить международные усилия в исследовании арктического и антарктического полярных регионов [9, с. 357]. С 2007 г. Китай является специальным наблюдателем в Арктическом совете, международном форуме, созданном в 1996 г. и представляющий восемь арктических государств (Россия, Норвегия, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Швеция и США) для защиты уникальной природы северной полярной зоны [14].

Деятельность в Арктическом совете играет важную роль в осуществлении арктической политики КНР. Долгое время Пекин добивался статуса постоянного наблюдателя в АС. На всех министерских встречах форума с 2007 г., Китай заявлял о своем желании понять статус. Но члены совета неохотно отзывались об этом, особенно Норвегия из-за похолодания в отношениях с Китаем после скандалавокруг вручения Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо в 2011 г. Однако в 2013 г., когда трудности с Осло были преодолены и заручившись поддержкой других стран-участников, КНР вместе с Индией, Италией, Японией, Республикой Корее и Сингапуром получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете [15].

Еще одним интересным фактом является то, что у Китая все еще нет официальной арктической стратегии, но ее элементы можно вывести из выступлений трех представителей МИД КНР на арктических форумах. Все три источника упоминают одинаковых три интереса Пекина в Арктике, которые касаются следующих областей: изменение климата, научные исследования и судоходство.

Первый источник от 30 июля 2010 г. когда помощник министра иностранных дел Китая Лю Чженьминь выступил на форуме Исследования Крайнего севера в Норвегии [17]. Лю, выступая от имени Китая, объявил стратегические интересы КНР в Арктике. Первый заключается в том, что из-за географического положения страны последствия изменения климата серьезно повлияют на Китай. Второй, что необходимо подробнее изучить этот регион и третий – заинтересованность в северных маршрутах. Он подчеркнул, что проблемы Арктики являются для Китая и национальными, и международными [17].

Все три упомянутых интереса были подтверждены заявлением посла Лань Лицзюня на встрече Арктического Совета в Швеции 6 ноября 2012 г. [14]. В третий раз эти же заявлениеподдержал посол в Норвегии Чжао Цзюнь на конференции Арктические рубежи в 2013 г. [18].

Таким образом, Китай видит себя государством, которое имеет правоприсутствовать в Арктике, опираясь на положения Конвенции ООН по морскому праву и Шпицбергенского договора [14]. Основные интересы страны в регионе: последствия изменения климата, освоение арктических месторождений и свободное маневрирование по новым морским путям. К тому же растущая мощь государства и вес на международной арене заставляют соответствовать своему новому международному статусу, расширяя свое политическое влияние в международных организациях, выходящих за рамки своего региона.


Библиографический список
  1. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: БЕК, 2010.
  2. Якобсон Л. Китай готовится к безледной Арктике // СИИПМ. – Стокгольм, 2010.
  3. Нельсен Р. Путь к Тихому океану // Иллюстрированная наука. 2004. № 7.
  4. Spears J. A Snow Dragon in the Arctic // Asia Times. 2013.
  5. Borgerson, Scott G. Arctic Meltdown: The Economic and Security Implications of Global Warming // Foreign Affairs. 2008. № 2.
  6. Stokke О.Regime interplay in Arctic shipping governance: explaining regional niche selection // International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2013. № 1.
  7. Robertson J., Pierce В.90 Billion Barrels of Oil and 1,670 Trillion Cubic Feet of Natural Gas Assessed in the Arctic // U.S Geologcial Survey. 2008.
  8. 北极科考团首席科学家马德毅谈科考’ [Ведущийученый экспедиции Ма Деи говорит о результатах] // Bandao Dushi Bao. 2012.
  9. Чжан С.‘我国科考队踏上北极之旅将首次穿越俄北方航道’ [Китайские ученые впервые поплывут через Северный морской путь] //Синьхуа. 2012.
  10. Dodds K. Flag Planting and Finger Pointing: The Law of the Sea, the Arctic and the PoliticalGeographies of the Outer Continental Shelf // Political Geography.2010. № 29.
  11. Шпицбергенский трактат 1920 г. [Электронный ресурс]:http://www.admin.ch/ch/f/rs/i1/0.142.115.981.fr.pdf
  12. AboutIASC [Электронный ресурс]:http://www.iasc.info/home/iasc
  13. Chinese Arctic and Antarctic Administration confirms the first four expeditions [Электронный ресурс]: http://www.chinare.gov.cn/en/ (accessed 12.08.2013) .
  14. Meeting between the Swedish Chairmanship of the Arctic Council and Observers[Электронный ресурс]: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2013/05/20130520147690.html#axzz3uOfRcgoH
  15. Кирунская декларация[Электронный ресурс]:http://www.mid.ru/foreign_policy/ecology/-/asset_publisher/9jm0ASADm3qm/content/id/110270
  16. “Snow Dragons,” The Economist, 01.09.2012. [Электронный ресурс]: http://www.economist.com/node/21561891
  17. China‟s View on Arctic Cooperation[Электронный ресурс]:http://www.fmprc.gov.cn/eng/wjb/zzjg/tyfls/tfsxw/t812046.htm
  18. China and the High North  [Электронный ресурс]:http://webtv.uit.no/Mediasite/Play/67ece414ec0a4e5384d4df60365c11b61d
  19. Площадь льдов в Арктике достигла рекордно низкого уровня [Электронный ресурс]: http://www.bbc.com/russian/science/2012/08/120827_arctic_ice_record_low.shtml


Все статьи автора «Борисенко Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: