Фолк-метал — одна из разновидностей метала, включающая в себя элементы этнической музыки. Жанр предполагает собой широкое использование традиционных народных инструментов и, в большинстве своем, особые для каждого отдельного региона стили пения. Если говорить о непосредственном возникновении фолк-метала, то первым делом следует упомянуть появившуюся в 1990 году английскую группу Skyclad. Именно ее принято считать первооткрывателем данного жанра. Следом за Skyclan отправились многие группы и, далеко не только европейские. Они все больше совершенствовали жанр и придумывали новые звучания. Но для начала, следует рассмотреть специфику фолк-метал групп, на примере некоторых конкретных стран. Зачастую, народные составляющие в жанре связаны и с этническим происхождением самих музыкантов. Поэтому хотелось бы остановиться на особенностях фолк-метал исполнителей Финляндии, Германии, США и Израиля, как на самых ярких представителях данного музыкального направления.
Финляндия всегда славилась своей любовью к тяжелой музыке. В стране существует бесчисленное множество метал-групп, абсолютно разных направленностей. Важно отметить, что финские группы почти всегда добиваются колоссального успеха не только на родине, но и далеко за ее пределами. Затронутые нами коллективы считаются самыми известными и яркими представителями фолк-метал сцены. Начнем с Finntroll. В своей музыке они сочетают элементы язычества и финской хумппы [2]. Основой для текстов группы служат скандинавские легенды о царе троллей, который воюет с христианами и их богом. Finntroll утверждают, что в их текстах очень глубокий смысл: борьба древних сил природы с человеком [2]. Следующая финская группа, на которой мы остановимся – Korpiklaani. Музыка представляет собой смесь хэви-метала с саамской и финской народной музыкой. В первых альбомах группы преобладает традиционный саамский йойк [3, c. 300-310].
Разумеется, фолк-метал коллективы появлялись не только в Финляндии, но и в остальных скандинавских странах. Помимо Скандинавии развитию нового, тогда еще только растущего жанра, помогли и многие другие страны европейского континента. Особенно тщательно стоит присмотреться к немецкому фолк-металу. Кстати, благодаря уникальности исполнения фолк-метала в этой стране зародился даже особый поджанр – средневековый метал. Одной из самых первых немецких групп оказавших воздействие на данный поджанр, считается коллектив Ougenweide, возникший в семидесятых годах. Для своих композиций музыканты использовали тексты Титмара Мезербругского и многие другие средневековые тексты [6].
Говоря о том, кто еще повлиял на становление поджанра средневековый метал, следует упомянуть коллектив Corvus Corax, образованный в 1989 году. Для исполнения своих песен, Corvus Corax играют на музыкальных инструментах собственного изготовления, воссоздавая их по образам средневековых инструментов. Следующая группа, о которой мы будем говорить – Subway to Sally. Когда музыканты говорят, на кого они опираются в своем творчестве, то обязательно упомянут коллектив Skyclad. О нем уже было неоднократно сказано, и остается бесспорным тот факт, что он оказал колоссальное воздействие и на средневековый метал. Группа Subway to Sally была сформирована в 1992 году на востоке Германии как англоязычная фолк-рок-группа. Она включала в себя много элементов ирландской и шотландской традиционной музыки, но впоследствии музыканты стали исполнять песни на родном немецком языке. Именно под влиянием Skyclad они смешивают тяжелый рок и метал со средневековыми мотивами, дополняют звучание волынкой, шарманкой, лютней, мандолиной, скрипкой и флейтой и, помимо всего прочего, широко используют немецкоязычную романтическую поэзию в лирике. В 1995 году возникает еще одна интересная группа, исполняющая свои композиции в жанре немецкий фолк-метал – In Extremo. На раннем этапе формирования своего собственного самобытного стиля, творчество группы представляло собой переработку старинных средневековых баллад и песен на калейдоскопе живых и мёртвых европейских языков [5, с. 35-38]. В настоящее время, In Extremo все больше отдают предпочтение написанию собственных текстов на родном немецком языке. Конечно, это не значит, что группа полностью отошла от использования средневековых текстов. Они по-прежнему имеют место быть в творчестве коллектива, но уже в несколько меньшем количестве. В музыке представлено превосходное сочетание современных музыкальных инструментов со всевозможными старинными, такими как волынки, арфы, шалмеи, вистлы, лютни, колесные лиры, флейты и многие другие.
За пределами Европы фолк-метал все еще недостаточно развит, но включает, например, американскую группу Agalloch. В своем творчестве они сочетают дарк-метал и фолк-метал. Группа создала уникальный стиль, в котором идеально сочетаются жёсткий вокал блэк-метала, продолжительные гитарные риффы и лирические фольклорные тексты, основанные на мифологии коренных американцев.
Рассматриваемое нами направление существует и в Израиле, хоть и представлено не так широко. Здесь фолк-метал нашел новое воплощение в поджанре – ориентал метал. Его основателем считается коллектив Orphaned Land. Музыка данного коллектива содержит элементы арабской и иногда индийской музыки. В 1993 году в Израиле образовался и другой известный ориентал-метал коллектив — Melechesh. Это одна из первых антихристианских групп в Иерусалиме. Основной целью группы стала презентация ближневосточного блэк-метала с ориентацией на Древнюю Месопотамию с оккультными темами в музыке и лирике [1].
Теперь, получив некоторое представление о том, что фолк-метал исполняют абсолютно в разных точках земного шара, мы наконец-то можем перейти к характеристикам отдельных поджанров этого стиля. Разумеется, их огромное множество, поэтому мы остановимся лишь на самых ярких и наиболее распространенных направлениях.
Начать необходимо с поджанра келтик-метал (celtic metal). Ведь именно он считается изначальной формой музыкального направления фолк-метал, поскольку группа Skyclad, о которой мы уже неоднократно упоминали, использовала в своей музыке элементы джиги – танца кельтского происхождения. Именно Skyclad первыми скрестили
метал и аутентичный кельтский фолк. Весьма интересно, что кельтская составляющая может быть обнаружена не только у ирландских групп, но и у некоторых коллективов не-ирландского происхождения, например у Eluveitie. Само собой разумеется, что лирика коллективов данного поджанра, базируется на кельтской мифологии и истории.
Следующий поджанр – ориентал-метал (оriental metal). Он зародился в середине девяностых годов в Израиле, Сингапуре и Армении. Помимо вышеупомянутых групп Orphaned Land и Melechesh, основателями считаются сингапурская Rudra и армянская Ayas. Если говорить о группе Rudra, то весьма любопытно, что она явилась основателем еще одного поджанра фолк-метала – ведический метал (Vedic Metal). Группа Rudra взяла свое название в честь индийского бога разрушения и, надо отметить, название полностью себя оправдывает благодаря собственной весьма агрессивной музыке и, разумеется, вследствие приближенности к ведической культуре. Неподражаемый стиль сочетания индийской мелодичности и тяжелых риффов дэт-блэк-метала сделал их пионерами в подобных музыкальных экспериментах. Очередной уникальной особенностью в их композициях стоит считать и добавление различных песнопений и мантр на санскрите, что, несомненно, добавляет толику загадочности и мистики в творчество коллектива [1]. Разумеется, нельзя не затронуть лирику, ведь именно в ней отражается вся мудрость ведической философии. Возможно, что именно это и привлекает к группе столь пристальное внимание всего мира.
И последний поджанр, на которым мы остановимся – средневековый метал (medieval metal), который также называют немецким фолк-металом. Он сочетает в себе метал со средневековой европейской музыкой. Поджанр появился благодаря различным опытам ярких немецких групп, таких как Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax [6] и характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов, внешний вид участников группы стилизован под средневековье, а творчество звучит на средневековых языках.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что жанр фолк-метал возник как уникальное явление только с появлением британского фолк-метал коллектива Skyclad в 1990 году. На основе анализа данной группы и многих других, родственных ей коллективов, четко прослеживаются следующие особенности жанра: применяются всевозможные вокальные техники; в своей лирике фолк-метал исполнители более всего используют мотивы язычества, мифологии или природы; довольно часто используются средневековые тексты, фольклор и различные баллады; главенствующим признаком остается исполнение композиций на аутентичных языках; наравне с обычными музыкальными инструментами, используются еще и особенные для каждого конкретного этноса.
Библиографический список
- Cohen, N. Folk Music [Электронный ресурс] // Grove Music Online – режим доступа: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/A2241135?q=folk+music&search=quick&pos=1&_start=1#firsthit (дата обращения: 22.05.2015).
- Järvelä, J. Interview by Arto Lehtinen [Электронный ресурс] // Metalrules.com – режим доступа: http://www.metal-rules.com/interviews/Korpiklaani-March2004.html (дата обращения: 4.06.2015).
- Jones-Bammam, R. Saami Music [Текст] / R. Jones-Bammam // Garland Encyclopedia of World Music, edited by Timothy Rice. New York: Garland Publishing, Inc. – 2000. – №8 – 299-308 c.
- Marothy, Y. A music of your own [Текст] / Y. Marothy. – Middleton and David Horn: 1983. – 393 c.
- Muhlmann, W-R. Wir werden niemals knien: Die Geschichte einer unnormalen Band [Текст] / W-R. Muhlmann. – Riva Verlag: 2012. – 250 c.
- Selbfried, M. Corvus Corax о светской музыке средневековья [Электронный ресурс] // GermanFolk.ru – режим доступа: http://germanfolk.ru/articles/corvus-corax-o-svetskoi-muzyke-srednevekovya (дата обращения: 10.04.2015).