Подготовкой будущих педагогов и учителей в системе непрерывного профессионального образования определяются дальнейшие возможности развития личности обучающегося и общества в целом. Качеству современного профессионального образования в системе среднего и высшего профессионального образования отдают должное на протяжении многих десятилетий, не исключение работа [1], отражающая особенности использования метода педагогического моделирования в практике профессионального обучения и образования будущего педагога, работа которого строится в соответствии с нормами научно-педагогического исследования [2]; спецификой разработанной педагогической технологии – технологии системно-педагогического моделирования [3]; возможностями организации самостоятельной работы [4], продуктивность которой обусловлена практикой использования технологии системно-педагогического моделирования; определения и уточнения педагогических условий включения будущего педагога в систему продуктивного становления и научно-педагогического исследования [5-6]; возможностями использования новейших достижений в определении и решении задач продуктивности в визуализации и оптимизации возможностей педагогической рефлексии [7-8], предопределяющей в конечном счете успешность личности и ее конкурентоспособность.
В структуре исследования возможностей уточнения понятия «педагогическая деятельность» в НФИ КемГУ можно выделить несколько этапов, которые взаимосвязано предопределяют качество педагогического моделирования [9-10] в определении и решении задач развития личности педагога и обучающегося. В структуре бакалавриата (направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование) это могут быть следующие ступени изучения курсов современной педагогики: 1) изучение курса «Введение в педагогическую деятельность» [11-15] с включением заданий на уточнение понятийного аппарата, в ресурсах которого в различных формах и видах используется понятие «педагогическая деятельность», 2) изучение курсов «Теоретическая педагогика» [16-20] и «Практическая педагогика» [21-28], в системе единства которых определяется понятие «педагогическая деятельность» через моделируемые и апробируемые продукты педагогической теории и практики [29-30] и 3) определение адаптивной и акмеверифицированной практики решения задач, содержащих в своей формулируемой основе феномен «педагогическая деятельность», визуализируемый в различных составных модели непрерывного профессионального образования, – имеется в виду, что разработка адаптивных учебных пособий [31-32] и адаптивных программ подготовки, начиная от бакалавриата, заканчивая аспирантурой [33] имеет востребованность и реализуемость в системе педагогического образования, гарантирующего личности осознанное усвоение опыта деятельности и решения задач развития и саморазвития, самосохранения и персонификации основ взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве.
Итак, специфика продуктивного поиска качественного, персонифицированного изучения категории «педагогическая деятельность» определяется в работе со студентами, в первую очередь, в реализации возможности использования и уточнения нюансов и модели понятия «педагогическая деятельность», в конечном счете сводимых к проектированию, уточнению, оптимизации и детализации возможностей технологии системно-педагогического моделирования, фасилитирующей процессы самодетерминации, самосовершенствования, социализации и самореализации, развития и саморазвития обучающихся в модели непрерывного профессионального образования.
Опыт продуктивного становления будущего педагога уникален. Каждый продукт, определяемый в ресурсах и моделях технологии системно-педагогического моделирования, адекватно визуализирует специфику постановки и решения задачи развития личности, не исключение и практика подготовки будущего педагога в Новокузнецком училище олимпийского резерва [34-45].
Уточним понятие «педагогическая деятельность» в многообразии смыслов, ценностей и продуктов современной культуры и образовании, затем определим понятие в широком, узком и локальном смысле, определим возможности педагогической деятельности в структуре уточнения и оптимизации технологии системно-педагогического моделирования.
Педагогическая деятельность – продукт современной культуры и образования, верифицирующий истинность реализации идей гуманизма в двух формах или направлениях педагогической практики – акмеверифицированной, направленной на поиск оптимальных условий и возможностей развития здоровой личности, и адаптивной, направленной на поиск персонифицированных возможностей социализации личности, имеющей отклонения в развитии и здоровье, в единстве своем предопределяющих успешность развития всего общества, реализующего идеи целостности и сопричастности каждого к проблеме развития личности и общества, востребованности продуктов культуры, спорта, науки, искусства и дополнения новыми продуктами высокого качества и эргономической продуктивности как механизма оптимизации всей антропосистемы и ноосферы.
Педагогическая деятельность – результат длительной эволюции идеи развития личности и общества, определяющий в практике постановки и верификации качества задачи развития личности обучающегося и общества в модели и реализуемой практике воспроизводства социального знания и опыта в ресурсах деятельности субъекта (педагога), фасилитирующего в своем самовыражении и научно-практической, методико-методологической, коммуникативно-деловой работе возможность качественного, персонифицированного решения задач современного образования и педагогики как науке о человеке взаимодействующем.
Педагогическая деятельность – механизм самосохранения ноосферы, определяемый в практико ориентированной постановке задачи поиска оптимальных условий развития личности и воспроизводства, дополнения и модификации социального опыта, обеспечивающего личность и общество уникальными связями и продуктами культуры, науки, искусства и спорта, предопределяющими результативность описываемого механизма и конкурентоспособность субъектов ведущей деятельности, непосредственно включенных в реализацию описываемого механизма.
Педагогическая деятельность – процесс уникальной, персонифицированной практики определения и оптимизации возможностей продуктивного поиска решений в модели «хочу – могу – надо – есть», непосредственно связанных с системой образования и обществом в целом, результативность решения переопределяет устойчивость развития личности и системы образования, конкурентоспособность личности и продуктов системы образования, гибкость и гуманизм, здоровьесбережение и мобильность личности и общества, определяющих границы возможностей и оптимальные функции, методы, ресурсы, продукты, объекты самоутверждения и самосохранения личности и социума в целом.
Педагогическая деятельность – деятельность, непосредственно связанная с решением задач профессионально-педагогической практики субъекта, предлагающего согласованный законодательно перечень образовательных услуг современного образования, реализующего многовариативные функции (в том числе и профессионально-трудовые), предопределяющие выполнение педагогически целесообразных процедур и сопутствующих им явлений в качественном решении задач и противоречий, детерминируемых и решаемых им единолично и коллегиально (коллективно) в микро-, мезо-, макромасштабах.
Педагогическая деятельность – категория современной педагогики, определяющая возможности педагога и обучающегося в единстве детерминируемых и решаемых задач развития и саморазвития, системно визуализирующих особенности субъектности, объективности, субъективности педагогически детерминируемых, визуализируемых, оптимизируемых, верифицируемых, модифицируемых и обновляемых объектах и ресурсах педагогически обусловленных процессов и процедур (воспитание, обучение, развитие, образование, саморазвитие, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение, самореализация и пр.).
Педагогическая деятельность в широком смысле – вид деятельности, детерминируемый в макро- и мегадетерминантах современного социокультурного пространства в выборе оптимальной траектории выполнения трудовых функций педагога, фасилитирующего и оптимизирующего возможности включения обучающегося в систему образования и социального взаимодействия, предопределяющих в своей оптимальной модели функционирования самосохранение личности и общества с ресурсах продуктивности и гуманизма.
Педагогическая деятельность в узком смысле – вид деятельности, детерминируемый в мезодетерминациях, направленный на определение и решение задач развития личности обучающегося в системе и практике мезоресурсов образования, определяющих на региональном уровне особенности и специфику решения противоречий и задач, непосредственно связанных с педагогикой как наукой об образовании.
Педагогическая деятельность в локальном смысле – вид деятельности, детерминируемый в микромасштабах деятельностного подхода возможность качественного решения задач развития личности обучающегося, включенного в образовательный процесс через образовательное учреждение определенного уровня и типа, определяющего возможности личности и общества определять и оптимизировать условия развития, предопределяющие самореализацию и самоутверждения личности в модели ведущей деятельности, общения и хобби.
Педагогическая деятельность в структуре использования технологии системно-педагогического моделирования – это практика уточнения модели педагогической технологии, определяющей особенности и возможности развития личности в модели современного образования (способности которой можно априори отнести к способностям, соотнесенным со способностями, определяемыми в генеральной совокупности в модели нормального распределения способностей), результативность которого иллюстрируется в продуктах культуры, науки, искусства, спорта.
Выделенные детерминации являются ресурсом дальнейшего педагогического моделирования у будущих педагогов, включенных в систему основания основ педагогической деятельности и педагогического мастерства, системно позволяющих личности педагога быть объективным в определении и решении задач адаптивной педагогики и акмепедагогики, в единстве своем предопределяющих дихотомию выбора оценки качества решения педагогических и профессионально-педагогических задач.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62). С.63-67.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–457–5.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–300–4.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–357–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учеб. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.