КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Дедюлина Марина Анатольевна
Южный Федеральный университет
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Аннотация
В данной статье исследуются проблемы компьютерной этики. Ее основная цель: интегрировать компьютерные технологии и ценности человека так, чтобы технология продвигала и оберегала ценности человека, а не наносила им ущерб. Основные дискуссии в этой области вращаются вокруг конфликта между теми, кто руководствуется принципом свободного доступа к информации и теми, кто считает, что этот доступ нужно ограничить.

Ключевые слова: Интернет этика, информационная этика, компьютерная этика, компьютерные технологии, ценности человека


COMPUTER ETHICS PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

Dedyulina Marina Anatolevna
Southern Federal University
PhD in Philosophy Science, Associate professor of the Department of Philosophy

Abstract
This paper investigates the problem of computer ethics. Its main purpose is to integrate computer technology and human values so that technology advances and protect human values, and not to inflict damage. The main discussion in this area revolve around the conflict between those who are guided by the principle of free access to information and those who believe that this access should be restricted.

Keywords: computer ethics, computer technology, human values, information ethics, the Internet Ethics


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Дедюлина М.А. Компьютерная этика: философское осмысление // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13416 (дата обращения: 23.02.2024).

Развитие современного общества привело к переходу от индустриального к информационному обществу . Эта трансформация является многомерной так как затрагивает все аспекты жизни социума. В то время как технологическое развитие продолжается, есть риск, что осознание ее последствий становится менее выраженным. Уже сегодня социум воспринимает компьютер как «посредника для моделирования философских теорий и идей» [1, p. 6] и не только теорий. Появилось целое поколение людей, которые не представляют свою жизнь без современных технологий.

Впервые проблемы воздействия технологий на человека и общество начинают осмысливаться Н.Винером, однако термин «компьютерная этика появляется только в 70-е годы ХХ века.

Компьютерная этика возникает из практических проблем, возникающих в связи с воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на социум. Так называемая дигитальная революция вызвала новые и в значительной степени непредвиденные проблемы, таким образом, опережая этические, теоретические и правовые проблемы.

Она рассматривает влияние компьютерной и информационной технологии на ценности человека, используя концепции из философии, социологии, права, психологии и т. д. Специалисты-практики компьютерной этики нынешнего дня – будь они философами, программистами, социологами и другими учеными – имеют одну цель: интегрировать компьютерную технологию и ценности человека так, чтобы технология продвигала и оберегала ценности человека, а не наносила им ущерб.

Компьютерная этика является разделом прикладной этики, которая рассматривает этические вопросы, поднятые компьютерными технологиями. Иногда ее отождествляют такими дефинициями, как «киберэтика» «информационная этика», «этика информационно-коммуникативных технологий», «глобальная информационная этика» и «Интернет этика».

В 1985 году Джеймс Мур опубликовал эссе под названием «Что такое компьютерная этика»[2]. В этом эссе философ утверждает, что она включает следующее: идентификацию компьютерно-генерируемого вакуума; разъяснение концептуальных путаниц; разработку политики для использования компьютерных технологий и этическое оправдание такой политики.

Компьютерная этика интересна философски, не просто, потому что вычислительные технологии широко используются, а потому что программные приложения поднимают интригующие концептуальные вопросы и серьезные этические проблемы для общества. Это случается часто, потому что компьютеры логически покорны и могут изменяться, чтобы выполнять старые задачи новыми способами и решать новые задачи. Когда вычислительная технология развернута новыми способами, этические руководящие принципы для ее использования являются часто неясными или несуществующими. Это создает вакуум политики, который может сопровождаться концептуальным замешательством в том, как понять компьютеризированную ситуацию соответственно. Компьютерные технологии «заставляют нас открыть для себя новые нравственные ценности, сформулировать новые моральные принципы, разрабатывать новые теории и искать новые пути, чтобы думать о вопросах, представленных к нам» [3].

Этические вопросы по данной проблеме могут быть организованы по крайней мере различными способами в зависимости от типа технологии; в соответствии с сектором, в котором используется технология; и, в соответствии с этическими понятиями и темами[4].

Так, изучая смысл человеческого существования в цифровом измерении, в рамках теории цифровой онтологии, Р. Капурро вводит понятие «этоса» или, иначе, «бытия-в-мире с другими». В результате чего для него основной этический вопрос начинает звучать следующим образом: «Что следует улучшить в инфосфере для бытия-в-мире с другими?»[5]

Изучая компьютерную этику как прикладную науку, Р. Капурро [5] также выделяет ее актуальные вопросы, требующие своего разрешения: проблемы моральной регуляции в сети Интернет, интернет-мифы; вопросы, возникающие в области использования компьютерной технологии; этическое регулирование деятельности средств массовой информации; морально-нормативное регулирование в информационной бизнес-среде и т.д.

А Л. Флориди [6] исследует проблемы компьютерной этики опираясь на ее метафизические основы. Для него термины «компьютерная этика» и «информационная этика» понятия близкие по значению. Он утверждает, что информационная этика является частью экологической этики. Информационные технологии и информационные системы также включены в окружающую среду через систему ценностей. Ученый выделяет следующие три составляющие информационной этики: информация как ресурс, информацию, как продукт и информация как среда.Флориди приписывает ценность информации для каждого объекта в информационной среде. Это цель экологического контроля информационной среды, чтобы вырастить информационные объекты и сделать их процветающими в информационной среде. Задача такой этики, объяснить основы и критически осмыслить нравственные ценности использования информации, а также критически интерпретировать и эмпирически изучать этические вопросы, связанные с информацией.

Компьютерную этику, таким образом можно изучать на двух уровнях: макроуровне и микроуровне. На первом уровне она исследует этические дилеммы, возникающие в информационном обществе, например, проблемы цифрового неравенства, а на втором уровне занимается проблемами человеко-компьютерного взаимодействия. Эти два уровня между собой взаимодействуют, когда мы рассматриваем такие проблемы как как мониторинг и контроль окружающей среды, интеллектуальную собственность, авторские права, фильтрацию, цензуру и т. д.

Хотя и Капурро, и Флориди изучают информационную этику опираясь на онтологический подход, однако они по-разному рассматривают аксиологические проблемы использования информации. Если Флориди предлагает экологический подход, то Капурро анализирует проблемы информационной этики через онтологию информационной среды. Для последнего компьютерная этика должна изучаться в связи с появлением проблемы цифрового неравенства. Информационная этика это не только нормы, но и критическая рефлексия на возможности лучшей жизни в цифровом веке.

Этические вопросы в области информационной этики часто группируются в следующие категории: Р (конфиденциальности), А (точность), Р (имущество), А (доступ). Эти принципы относятся также к разработке и использованию информационных систем. Фактически информационную этику по существу, интересует вопрос о том, кто должен иметь доступ к информации и какой информации. В этическом плане это вопросы морали и аморальности в информационном пространстве, связанные с сохранением свободы выражения мнений, интеллектуальной собственности, конфиденциальности и т.д.

Компьютерные этика совпадает с информационной этикой, разница в том, что в центре ее внимания вопросы: стандартов информации в системе проектирования, управления безопасностью системы, целостность и точность данных, защиты частной жизни и т. д.

Основные дискуссии в этой области вращаются вокруг конфликта между теми, кто руководствуется принципом свободного доступа к информации и теми, кто считает, что этот доступ нужно ограничить. Таким образом, компьютерная этика является полем комплексных исследований. Исследования в этой области продолжают расти и развиваться, так же как проблемы, связанные с информационно-коммуникативными технологиями(ИКТ) продолжают активизироваться. 


Библиографический список
  1. Bynum T. W. Moor J. How Computers are Changing Philosophy // In The Digital Phoenix: How Computers are Changing Philosophy. T. Bynum and J. Moor, eds., Blackwell, 1998. – P. 6
  2. Moor J. H. What is computer ethics? //Metaphilosophy. 1985. № 16(4).P. 266–275.
  3. Mariarosaria Taddeo Information Warfare: The Ontological and Regulatory Gap .//Philosophy and Computers. 2014.VOL. 14. N1. P 13-18.
  4. Johnson, D.G. Computer ethics, 3rd Edition. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2001. Johnson, D.G. and Helen Nissenbaum (eds.), Computers, Ethics and Social Values, Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1995
  5. Capurro R. Intercultural information ethics // Paper presented at International ICIE Symposium 2004: Localizing the Internet: Ethical issues in intercultural perspective. 2004. Vol. 4. Р. 21-38.
  6. Floridi L. The Philosophy of Information: Ten years Later // Metaphilosophy / ed. By A.T. Marsoobian. Oxford, UK. Vol. 41. № 3. April 2010. Р. 420-442.


Все статьи автора «Дедюлина Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: