Подготовке педагогов в модели современного образования уделяется немаловажное значение. Приоритеты и последовательность формирования компетенций в структуре среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) и подготовки кадров высшей квалификации (44.06.01 Образование и педагогические науки, уровень подготовки кадров высшей квалификации) определяются качеством постановки и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося. Качество формирования общих, общекультурных и универсальных компетенций являются фундаментом для развития и формирования личности обучающегося, выключенного в систему непрерывного профессионального образования. В такой практике организация продуктивной самостоятельной работы [1] и формирование культуры самостоятельной работы [2-4] представляют интерес с различных компонентов детализации учебного процесса в образовательном учреждении. Одной из форм повышения качества организации продуктивной самостоятельной работы является научно-педагогическое исследование [5], системно определяющее проблемы и возможность их решения в различных плоскостях профессионального знания. В таком понимании важность использования метода педагогического моделирования [6-7] и педагогической рефлексии [8] в моделировании педагогической технологии [9-16, 19, 21, 24-25] представляет комбинированное задание, фасилитирующее возможность продуктивного поиска условий и возможностей продуктивного становления обучающегося в модели учета нормального распределения способностей, потребностей и здоровья.
Специфика подготовки педагогов в модели специалитета и бакалавриата содержит общие элементы формирования продуктивного усвоения профессионально-педагогического знания. Одной из форм формирования потребности в качественном решении задач развития и саморазвития личности является модель формирования культуры самостоятельной работы, определяемой через сформированные условия и ресурсы личности, способной определять, модифицировать и решать своевременно и точно задачи профессионально-педагогического и внутриличностного генеза.
Разработанное программно-педагогического обеспечение курсов современной педагогики [16-27] для организации занятий с использованием технологии системно-педагогического моделирования содержит задачу разработки разноуровневой технологии изучения определенной темы из раздела «Теория обучения». Данное направление подготовки широко апробировано и в структуре изучения курса «Теория обучения» (специалитет), и в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» (бакалавриат), определяющих возможность решения данной задачи в структуре организации как семинарских занятий, так и в структуре выполнения лабораторных работ по педагогике [21-27].
Определим возможности и нюансы изучения темы «Разноуровневая технология изучения темы <<…>>» в подготовке учителей.
Выбор темы определяется способностями и особенностями развития личности будущего педагога. Наиболее целесообразными в моделировании разноуровневой технологии изучения темы являются следующие темы:
- Дидактика и ее категории.
- Процесс обучения: сущность и исторические особенности организации построения процесса обучения.
- Движущие силы процесса обучения (противоречия) и его закономерности.
- Дидактические принципы: историческое становление и развитие.
- Моделирование системы дидактических принципов в структуре подготовки учителей.
- Цель обучения и образования. Таксономия целей обучения.
- Виды и модели обучения: сущность, принципы, методы и их взаимосвязь в учебном процессе.
- Репродуктивное обучение в структуре современного профессионально-педагогического знания.
- Проблемное обучение в подготовке будущего педагога.
- Развивающее обучение.
- Модульное обучение.
- Компьютерное обучение.
- Суггестивное обучение.
- Адаптивное обучение.
- Игровое обучение.
- Дистанционное обучение.
- Урок – основная форма организации обучения.
- Стандартные уроки.
- Нестандартные уроки.
- Формы обучения: сущность, виды, историческая и экономическая обусловленность выбора.
- Формы обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
- Общие требования к современному уроку.
- Общие требования, предъявляемые к современным формам организации занятий.
- Самостоятельная работа: виды и формы самостоятельной работы.
- Методы обучения: определение, классификации.
- Средства обучения. Классификация средств обучения.
- Контроль: понятие, функции контроля, принципы, методы, виды и формы.
- Понятие и функции контроля.
- Принципы контроля.
- Методы контроля.
- Формы контроля.
- Виды контроля (письменный, устный, компьютерный; диагностический, предупреждающий (предварительный), текущий, тематический, итоговый и поститоговый контроль).
- Дидактическое тестирование: основные понятия, методика составления тестовых заданий.
- Понятия «оценка» и «отметка». Способы оценивания знаний, умений, навыков.
- Неуспеваемость учащихся: причины, средства и методы преодоления.
- Обученность и обучаемость: сущность, способы определения и изменения.
- Содержание образования: понятие, основные компоненты (базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования).
- Теории формирования содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт. Основы законодательства о труде и школе.
- Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты, пособия, учебники.
- Общение: сущность, принципы, стили и модели, виды, методы.
- Педагогическая культура.
- Педагогическое общение.
- Типология и многообразие образовательных учреждений.
- Авторские школы.
- Конфликты: определение, причины возникновения, классификации, принципы, методы и технологии устранения.
- Модели обучения.
- Концепции обучения.
- Технологии обучения. Классификации технологий обучения.
- Проектирование технологий обучения.
Самой популярной темой является тема «Методы обучения», при сложностях организации самостоятельной работы у будущих педагогов рекомендуется выбирать именно данную тему, выполнение всех уровней необходимо осуществлять во фронтальном режиме изучения, т.к. продуктивное знание может быть сформировано только при достаточном уровень сформированности потребности в самостоятельной работе.
Первый уровень технологии можно назвать репродуктивным, т.е. в готовом виде обучающийся должен получать знания от педагога, а педагог должен уметь грамотно преподносить репродуктивный материал для обучающегося. Для качественного усвоения возможностей моделирования репродуктивного уровня предлагается будущим педагогам создать опорный конспект и по готовому опорному конспекту составить контрольные вопросы. В структуре изучения темы «Методы обучения» опорный конспект и контрольные вопросы легко определяются в своем оформлении и качественном самовыражении будущих педагогов, кроме того, использование ресурсов традиционной и электронных библиотек, доступ к сети Интернет позволяет качественно решить поставленные задачи перед будущим педагогом.
В системе моделирования уровневой технологии изучения темы «Методы обучения» необходимо провести систематизацию данных об использовании средств и возможностей оценивания знаний обучающихся. В такой практике легко усваивается модель, что в каждом последующем уровне оценка должна быть выше по балльному определению, нежели в предыдущем. Самым легким вариантом является модель (1):
Qi+1=2* Qi. (1)
Qi.- оценка i-того уровня технологии.
Для облегчения моделирования можно заложить 10-15 контрольных вопросов, за каждый правильный из которых дается 1 балл.
Если количество контрольных вопросов принять равным 10, то и будет равным 10, т.е. Q1=10. Тогда Q2=20, Q3=40, Q4=80.
На втором уровне моделирования разноуровневой технологии изучения темы <<…>> будущие педагоги моделируют дидактический тест, оценка тестовых заданий осуществляется в соответствии с предлагаемыми вариантами оценки, налагается в такой работе ограничение общего количества баллов, т.е. Q2=20.
На втором уровне (репродуктивно-вариативном) будущие педагоги могут использовать конструктор оценки, определяемый в следующей форме:
1 балл: Один вариант ответа верен из списка предлагаемых ответов.
……………………… – уточнение реализуемой деятельности или процедуры, определения или функции, объекта или предмета исследования.
А. Детализация
В. Оптимизация
С. Коррекция
D. Адаптация
Правильный ответ: А.
2 балла: «Выберите два и более правильных ответов».
Выделите типы шкал, используемые в структуре дидактического тестирования.
А. наименований
В. порядковая
С. отношений
D. интервальная
Правильные ответы: В, С, D.
3 балла: «Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок)»
А. | деятельность педагога, относящая к профессиональной, обеспечивающая развивающейся личности (обучающемуся) усвоение всех возможностей воспитательно-образовательных, учебно-образовательных, учебно-тренировочных занятий, направленных на оптимизацию и верификации задачи развития личности в модели нормального распределения способностей и здоровья. | 1. | педагогическая технология |
В. | совокупность педагогических методов и средств, фасилитирующих повышение качества современных педагогически обусловленных процессов и процедур (обучение, развитие, социализация и пр.). | 2. | педагогическая рефлексия |
С. | ресурс современного образования, обеспечивающий педагогу качественный самоанализ деятельности. | 3. | педагогическая культура |
D. | соблюдение всех норм и правил взаимоотношений и деятельности при выполнении трудовых функций педагога в поликультурном пространстве. | 4. | педагогическая деятельность |
Правильные ответы: А – 4, В – 1, С – 2, D – 3.
В структуре решения задачи педагогического моделирования необходимо ограничить будущих педагогов, что они должны использовать по одному из трех групп, а все остальные задания – по их усмотрению, но не надо забывать, что общее количество баллов должно быть 20, т.к. справедлива формула (1).
Третий уровень (поисковый уровень) определяется практикой моделирования тематики рефератов и тематики докладов. Необходимо акцентировать внимание студентов-педагогов на качестве оценки рефератов и докладов, на отличии доклада от реферата. И еще раз уточнить, что формула (1) справедлива и на третьем уровне моделирования педагогической технологии.
Четвертый уровень (творческий уровень) определяется заданиями «занимательные задачи». Все составляемый занимательные задачи по выбранной теме должны лежать в плоскости профессиональных интересов учителя-предметника. На 4-м уровне необходимо напомнить студентам, что справедлива формула (1).
Специфика моделирования разноуровневой технологии изучения темы <<…>> обеспечивает связь различных дидактических единиц курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика», определяет целостность профессионально-педагогического знания, обеспечивает формирование заявленных ФГОС компетенций, а также впоследствии качественного выполнения трудовых функций.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 91 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–302–8.
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 111 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–355–4.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов пед. специальностей. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.