НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Петросян Данил Арсенович1, Свинаренко Владимир Геннадьевич2, Бойкова Ирина Васильевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, ведущий инженер, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, аспирант

Аннотация
В статье детализируется проблема социализации личности и способы, формы, условия построения и уточнения модели социализации личности в структуре профессиональной подготовки педагога по физической культуре в условиях двухуровневого высшего профессионального образования.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, развитие, саморазвитие, самостоятельная работа студента


SOME POSSIBLE MODELS DEFINITION OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Petrosyan Danil Arsenovich1, Svinarenko Vladimir Gennadievich2, Boikova Irina Vasilievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2National research nuclear University «MEPhI» (MEPhI), Moscow, senior engineer, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, aspirant

Abstract
The article details the problem of socialization of personality and methods, forms, terms of building and refining models of socialization of the person in the structure of vocational training of teachers of physical culture in a two-level higher professional education.

Keywords: competence, development, independent work culture, self-development, students’ independent work, teacher modeling, teaching discipline


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Петросян Д.А., Свинаренко В.Г., Бойкова И.В. Некоторые возможности определения моделей социализации личности в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13061 (дата обращения: 26.02.2024).

Педагогическое моделирование как метод и средство продуцирования педагогических средств определяет перспективность построения и уточнения моделей любого направления педагогически обусловленных процессов, процедур, функций, конструктов, конструкторов, условий и прочих составных единиц современного педагогического и профессионально-педагогического знания. В структуре активного поиска оптимальных условий развития личности социализация как функция государства определяется как условие и продукт включенности личности в систему социальных отношений и способов воспроизводства социального знания, данный факт вытекает из процессуальной возможности организации ретрансляции социального опыта от старшего поколения к младшему, который регламентируется нормами морали и устойчивыми условиями и моделями востребованности социального знания в системе социальных отношений и институтов.

Теория и практика изучения социализации [1-2] как процесса – одно из направлений подготовки педагогов. В структуре подготовки педагогов по физической культуре в НФИ КемГУ на факультете физической культуре немаловажное место отводят теоретической составной социализации как педагогического процесса и социального явления. Подготовка педагогов по физической культуре – не единственное направление подготовки, в структуре которого социализация как категория определяется будущими педагогами, в таком понимании работы [2-9] отражают возможность продуктивного становления личности студента-педагога в модели профессиональной подготовки личности.

Качество уточнения и детализации определений и структурно-логических моделей в подготовке педагогов по физической культуре определяется сформированностью потребности в исследовании и измерении изучаемых и организуемых педагогических процессов. Данному направлению деятельности приурочена не одна работа, отражающая возможность продуктивной самореализации личности будущего педагога в структуре исследования особенностей социализации [10-25], что способствует и переопределяет качество формирования культуры самостоятельной работы личности [26-32], являющейся следствием и реализуемой возможностью социализации как процесса и педагогически обусловленного явления.

Разработанное программно-педагогическое обеспечение [33-48] позволяет детализировать особенности педагогического моделирования в выбранном направлении педагогической подготовки. Специфика уточнения категориального аппарата определяется детерминированной плоскостью профессионально-педагогического знания и условиями качественной оценки возможности развития личности в ресурсах словесно-логического и структурно-логического моделирования.

Выделим основные направления для педагогического моделирования в структуре социализации личности: «спорт», «наука», «искусство», «культура» [1]. В структуре профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре все выделенные направления социализации находят своё отражение в практике учебной и внеучебной работы.

Специфика определения направления «спорт» как одного из потенциальных направлений социализации и самореализации личности реализует условия акмеверификации способов развития и самоутверждения в решении личностного и общественного выбора формируемых качеств и перспектив достижения «акме». В данном направлении идет речь не только о здоровой личности спортсмена, но и о личности спортсмена, имеющего дефекты развития и здоровья, определяющего свои возможности в плоскости параолимпийских видах спорта.

Относительность оценки акмеверифицированной и адаптивной практики решения задач развития и саморазвития личности в спорте – сложный, неоднозначный процесс и продукт поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных благ, ценностей, приоритетов развития личности и общества.

Уникальность механизмов социализации и самореализации определяют акмеверифицированное знание в области высоких достижений, получаемых личностью в процессе развития и взаимодействия, а адаптивное знание в области усвоения норм культуры и практики решения задач гуманизации.

Социализация личности через спорт определяет перспективность получения достижений личности обучающегося в определенном виде спорта, раскрывает возможности продуктивного поиска в ресурсах самореализации и самосовершенствования.

Определим понятие «социализация обучающегося в хоккее», «социализация тренера по хоккею».

Социализация обучающегося в хоккее – процесс верификации усвоения норм и ценностей, опыта социальных отношений и способов решения задач развития личности и общества в модели реализуемых условий сотрудничества и сотворчества, в структуре которых хоккей является катализатором формируемых условий развития личности и способов самоутверждения и самореализации обучающегося в команде, определяющей перспективность ведения игры и способов достижения наивысших результатов (Петросян Д. А., 2015).

Социализация тренера по хоккею – процесс реализации условий социально значимого развития команды спортсменов и ее способов самоутверждения в модели современной культуры и спорта, определяющей перспективность занятий хоккеем, оптимальность формирования педагогической тактики управления качеством учебно-тренировочных занятий и прочих возможностей командного вида спорта в решении задач и выполнения функций современного спорта (Петросян Д. А., 2015).

Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации условий и возможностей продуктивной социализации личности осуществляется через два направления – акмеверифицированное развитие и адаптивное развитие личности.

Под продуктивной социализацией личности будем понимать оптимально верифицированное развитие личности в модели социальных отношений и способов воспроизводства социального опыта и социального знания, регламентирующего успешность и состоятельность личной практики, реализующей качественное включение личности в поликультурные отношения и продуцирование различных педагогических средств как образцов и ресурсов развития личности и общества.

Акмеверифицированное направление продуктивной социализации обеспечивается за счет качественного решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», системно определяющих и оптимизирующих потенциальные возможности личности в выборе траектории развитии и саморазвитии.

Адаптивное направление продуктивной социализации является в структуре педагогического поиска решением задачи гуманизации, специфически и своевременно реализующей условия воспроизводства норм культуры и опыта отношений в микро-, мезо-, макрогрупповых условиях самоопределения и самоутверждения, самореализации и саморазвития, где все возможности и способности личности позволяют обеспечить в длительном процессе коррекции и фасилитации усвоение всех целенаправленно выбранных возможностей социума.

Оптимизация выбора между акмеверифицированной и адаптивной практикой решения задач – условное деление, специфика воспроизводства ролей и моделей познания и преобразования детализируют возможности педагогической деятельности в выбранном направлении решении задач. Любые грамотно выделенные условия социализации личности определяют перспективность развития личности и педагогической практики.

Педагогические условия продуктивной социализации личности в модели акмеверифицированной и адаптивной практики педагога по физической культуре:

- Развитие личности опирается на позитивный опыт деятельности и потенциально допустимые направления развития и самоутверждения, которые востребованы в системе социальных отношений и общения.

- Способы решения задач развития и саморазвития личности являются продолжением накопленного социального опыта в реализуемой ситуативно модели и форме.

- Процессы самоопределения и саморазвития связаны, специфика взаимосвязи отражается на качестве социализации личности.

- Возможность продуктивной социализации и самореализации личности может быть проиллюстрирована в структуре анализа портфолио или профессионально-педагогического кейса.

- Качество формирования целеполагания личности зависит от выбора возможностей персонификации, обеспечивает выбор акмеверификационной и адаптивных ресурсов развития общества и личности.

- Учет индивидуальных особенностей и норм культуры в определении и решении задач развития личности лежит в плоскости учета нормального распределения способностей и здоровья.

- Все возможности личности определяются в модели развития и социализации, самореализации и взаимодействия.

Выделенные условия являются частью модели социализации личности в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства благ и условий развития личности и общества.

Качество и возможности использования педагогического моделирования в структуре определения моделей социализации – сложный, педагогически верифицируемый процесс, от которого зависит – на сколько личность позитивно принимается обществом, на сколько общество соблюдает нормы морали и нравственности в развитии отношений и способов самосохранения и воспроизводства социальных отношений и ролей, форм и методов решения задач социального генеза, выбора перспектив развития и формируемых качеств в системе социальных институтов.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – Ч. 1. Общие основы педагогики.  131 с.  ISBN 987–5–85117–354–7.
  4. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с.  ISBN 987–5–85117–356–1.
  5. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  Ч. 3. Теория обучения. 91 с.  ISBN 987–5–85117–358–5.
  6. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие.  Новокузнецк : КузГПА, 2007.  171 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–304–2.
  7. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [+CD].
  8. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+CD].
  9. Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу “Социальная педагогика” : учеб.-метод. пособ. для студ. заочной формы обучения специальности – «031000-Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 49 с.
  10. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
  11. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
  12. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
  13. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  14. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
  15. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
  16. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  17. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
  18. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  19. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
  20. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  21. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  22. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  23. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  24. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  25. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
  26. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
  27. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2008. №3. С.61-69.
  28. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  29. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  30. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  31. Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
  32. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
  33. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  34. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  35. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  36. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  37. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  38. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  39. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  40. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  41. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  42. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  43. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  44. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  45. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  46. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  47. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  48. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  49. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  50. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  51. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819


Все статьи автора «n-nauka-n»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: