Педагогическое моделирование как метод и средство продуцирования педагогических средств определяет перспективность построения и уточнения моделей любого направления педагогически обусловленных процессов, процедур, функций, конструктов, конструкторов, условий и прочих составных единиц современного педагогического и профессионально-педагогического знания. В структуре активного поиска оптимальных условий развития личности социализация как функция государства определяется как условие и продукт включенности личности в систему социальных отношений и способов воспроизводства социального знания, данный факт вытекает из процессуальной возможности организации ретрансляции социального опыта от старшего поколения к младшему, который регламентируется нормами морали и устойчивыми условиями и моделями востребованности социального знания в системе социальных отношений и институтов.
Теория и практика изучения социализации [1-2] как процесса – одно из направлений подготовки педагогов. В структуре подготовки педагогов по физической культуре в НФИ КемГУ на факультете физической культуре немаловажное место отводят теоретической составной социализации как педагогического процесса и социального явления. Подготовка педагогов по физической культуре – не единственное направление подготовки, в структуре которого социализация как категория определяется будущими педагогами, в таком понимании работы [2-9] отражают возможность продуктивного становления личности студента-педагога в модели профессиональной подготовки личности.
Качество уточнения и детализации определений и структурно-логических моделей в подготовке педагогов по физической культуре определяется сформированностью потребности в исследовании и измерении изучаемых и организуемых педагогических процессов. Данному направлению деятельности приурочена не одна работа, отражающая возможность продуктивной самореализации личности будущего педагога в структуре исследования особенностей социализации [10-25], что способствует и переопределяет качество формирования культуры самостоятельной работы личности [26-32], являющейся следствием и реализуемой возможностью социализации как процесса и педагогически обусловленного явления.
Разработанное программно-педагогическое обеспечение [33-48] позволяет детализировать особенности педагогического моделирования в выбранном направлении педагогической подготовки. Специфика уточнения категориального аппарата определяется детерминированной плоскостью профессионально-педагогического знания и условиями качественной оценки возможности развития личности в ресурсах словесно-логического и структурно-логического моделирования.
Выделим основные направления для педагогического моделирования в структуре социализации личности: «спорт», «наука», «искусство», «культура» [1]. В структуре профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре все выделенные направления социализации находят своё отражение в практике учебной и внеучебной работы.
Специфика определения направления «спорт» как одного из потенциальных направлений социализации и самореализации личности реализует условия акмеверификации способов развития и самоутверждения в решении личностного и общественного выбора формируемых качеств и перспектив достижения «акме». В данном направлении идет речь не только о здоровой личности спортсмена, но и о личности спортсмена, имеющего дефекты развития и здоровья, определяющего свои возможности в плоскости параолимпийских видах спорта.
Относительность оценки акмеверифицированной и адаптивной практики решения задач развития и саморазвития личности в спорте – сложный, неоднозначный процесс и продукт поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных благ, ценностей, приоритетов развития личности и общества.
Уникальность механизмов социализации и самореализации определяют акмеверифицированное знание в области высоких достижений, получаемых личностью в процессе развития и взаимодействия, а адаптивное знание в области усвоения норм культуры и практики решения задач гуманизации.
Социализация личности через спорт определяет перспективность получения достижений личности обучающегося в определенном виде спорта, раскрывает возможности продуктивного поиска в ресурсах самореализации и самосовершенствования.
Определим понятие «социализация обучающегося в хоккее», «социализация тренера по хоккею».
Социализация обучающегося в хоккее – процесс верификации усвоения норм и ценностей, опыта социальных отношений и способов решения задач развития личности и общества в модели реализуемых условий сотрудничества и сотворчества, в структуре которых хоккей является катализатором формируемых условий развития личности и способов самоутверждения и самореализации обучающегося в команде, определяющей перспективность ведения игры и способов достижения наивысших результатов (Петросян Д. А., 2015).
Социализация тренера по хоккею – процесс реализации условий социально значимого развития команды спортсменов и ее способов самоутверждения в модели современной культуры и спорта, определяющей перспективность занятий хоккеем, оптимальность формирования педагогической тактики управления качеством учебно-тренировочных занятий и прочих возможностей командного вида спорта в решении задач и выполнения функций современного спорта (Петросян Д. А., 2015).
Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации условий и возможностей продуктивной социализации личности осуществляется через два направления – акмеверифицированное развитие и адаптивное развитие личности.
Под продуктивной социализацией личности будем понимать оптимально верифицированное развитие личности в модели социальных отношений и способов воспроизводства социального опыта и социального знания, регламентирующего успешность и состоятельность личной практики, реализующей качественное включение личности в поликультурные отношения и продуцирование различных педагогических средств как образцов и ресурсов развития личности и общества.
Акмеверифицированное направление продуктивной социализации обеспечивается за счет качественного решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», системно определяющих и оптимизирующих потенциальные возможности личности в выборе траектории развитии и саморазвитии.
Адаптивное направление продуктивной социализации является в структуре педагогического поиска решением задачи гуманизации, специфически и своевременно реализующей условия воспроизводства норм культуры и опыта отношений в микро-, мезо-, макрогрупповых условиях самоопределения и самоутверждения, самореализации и саморазвития, где все возможности и способности личности позволяют обеспечить в длительном процессе коррекции и фасилитации усвоение всех целенаправленно выбранных возможностей социума.
Оптимизация выбора между акмеверифицированной и адаптивной практикой решения задач – условное деление, специфика воспроизводства ролей и моделей познания и преобразования детализируют возможности педагогической деятельности в выбранном направлении решении задач. Любые грамотно выделенные условия социализации личности определяют перспективность развития личности и педагогической практики.
Педагогические условия продуктивной социализации личности в модели акмеверифицированной и адаптивной практики педагога по физической культуре:
- Развитие личности опирается на позитивный опыт деятельности и потенциально допустимые направления развития и самоутверждения, которые востребованы в системе социальных отношений и общения.
- Способы решения задач развития и саморазвития личности являются продолжением накопленного социального опыта в реализуемой ситуативно модели и форме.
- Процессы самоопределения и саморазвития связаны, специфика взаимосвязи отражается на качестве социализации личности.
- Возможность продуктивной социализации и самореализации личности может быть проиллюстрирована в структуре анализа портфолио или профессионально-педагогического кейса.
- Качество формирования целеполагания личности зависит от выбора возможностей персонификации, обеспечивает выбор акмеверификационной и адаптивных ресурсов развития общества и личности.
- Учет индивидуальных особенностей и норм культуры в определении и решении задач развития личности лежит в плоскости учета нормального распределения способностей и здоровья.
- Все возможности личности определяются в модели развития и социализации, самореализации и взаимодействия.
Выделенные условия являются частью модели социализации личности в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства благ и условий развития личности и общества.
Качество и возможности использования педагогического моделирования в структуре определения моделей социализации – сложный, педагогически верифицируемый процесс, от которого зависит – на сколько личность позитивно принимается обществом, на сколько общество соблюдает нормы морали и нравственности в развитии отношений и способов самосохранения и воспроизводства социальных отношений и ролей, форм и методов решения задач социального генеза, выбора перспектив развития и формируемых качеств в системе социальных институтов.
Библиографический список
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – Ч. 1. Общие основы педагогики. 131 с. ISBN 987–5–85117–354–7.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с. ISBN 987–5–85117–356–1.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 3. Теория обучения. 91 с. ISBN 987–5–85117–358–5.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–304–2.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+CD].
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+CD].
- Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу “Социальная педагогика” : учеб.-метод. пособ. для студ. заочной формы обучения специальности – «031000-Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 49 с.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2008. №3. С.61-69.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819