РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ЭЛЕКТРОНИКОЙ В РОССИИ

Смирнова Екатерина Владимировна
Балтийский гуманитарный институт
студент

Аннотация
В статье анализируется сложившаяся ситуация на рынке бытовой техники и электроники. Отмечается разнонаправленная динамика по отдельным компаниям, выделяется общий тренд, направленный на сокращение потребительского спроса. Формируется конкретные предложения по улучшению финансовых показателей магазинов, направленные на привлечение новых покупателей.

Ключевые слова: магазин, метод, покупатель, сеть, спрос, техника, управление, эффективность


RETAIL TRADE IN HOME APPLIANCES AND ELECTRONICS IN RUSSIA

Smirnova Yekaterina Vladimirovna
The Baltic humanitarian institute
student

Abstract
In the article the present situation on the market of home appliances and electronics is analyzed. Different dynamics of the separate companies is marked, the general trend directed on reduction of a consumer demand is allocated. It is formed specific proposals on improvement of financial parameters of the shops, directed on attraction of new buyers.

Keywords: buyer, demand, efficiency, management, method, network, shop, technics


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова Е.В. Розничная торговля бытовой техникой и электроникой в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/12948 (дата обращения: 26.02.2024).

За последние 10 лет российский рынок бытовой техники в значительной степени сформировался и четко структурировался. Основными факторами, определяющими рост рынка, в последние годы являлись благоприятная экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения, формирующий спрос на товары, не относящиеся к категории первой необходимости, и на продукцию высоких ценовых сегментов [1, 2]. Среди благоприятных факторов, стимулирующих спрос на бытовую технику и электронику, можно выделить относительно низкую склонность граждан России к сбережениям и развитие потребительского кредитования. Данная тенденция обусловлена несколькими факторами: небольшая часть населения не доверяет национальной валюте, большинство стремится как можно скорее получить желаемые блага, не дожидаясь факта накопления необходимых для этого средств, что и определяет наличие большой массы долгов.

Кроме того, на рост рынка влияют такие тренды, как рост жилищного строительства, активное открытие торговых центров и высокая лояльность населения к технологическим новинкам, зачастую носящая отчасти иррациональный характер, заключающийся в желании обладать тем или иным устройством, а не пользоваться им [3, 4, 5].

Однако мировой финансово-экономический кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота рынка бытовой техники. Несмотря на спад, российский рынок бытовой техники продолжает считаться достаточно перспективным, что определяет наличие на нем внушительного количества участников в данном сегменте [6, 7].

В 2013-2014 годах произошло существенное снижение экономического роста России, определяемое сильной зависимостью от природных богатств и слабой промышленностью (реального сектора экономики) [8, 9]. В 2013 году экономический рост России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция составила 6,5 %, рост промышленности составил 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд. Стагнация экономики в первой половине 2014 года продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4%, рост промышленного производства составил 1,7%. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 миллиардов [10, 11].

В декабре 2014 года после обвального падения курса рубля по отношению к доллару и евро, в России произошел финансовый кризис. Покупательская способность россиян в 2014-2015 годах падает вслед за стремительно дешевеющим рублем, сокращением доходов граждан нашей страны, что разумеется, негативно сказывается на доходах торговых сетей. Россияне в этом и последующем годах будут меньше покупать товары длительного пользования, поскольку у них уже имеются кредиты на различные товары, в том числе бытовую технику [12, 13].

Оборот российского рынка электроники в 2014 году, несмотря на все сложности и нестабильную экономическую ситуацию, достиг исторического максимума и составил рекордные 818 миллиардов рублей. Лидерство сохраняет IT-сегмент, за ним идет бытовая техника и замыкает рейтинг фототехника. Это связано с покупательским всплеском, вызванным стремительно дешевеющим рублем в конце 2014 года, что привело к массовому ажиотажу [14, 15]. Он был обусловлен опасениями россиян за свои сбережения вследствие ожиданий крайне стремительного падения рубля, что не подтвердилось на практике.

Первая половина 2015 года показывает негативную динамику рынка: IT-сегмент рынка упал на 18%, пользовательская электроника – на 31%, фото – на 30%, и только телекоммуникационный сегмент продолжил расти на 8%. Рынок просел на 15% по сравнению с 2014 годом. В то же время продажи через Интернет растут значительно быстрее, чем за его пределами, и рост обратно пропорционален численности населения [16, 17]. В 2015 году онлайн-продажи в Москве и Петербурге увеличились на 17% при росте традиционных каналов продаж на 11%, в 13 городах с населением более 1 миллионов жителей – на 45% при 3% роста в физическом ритейле, а в городах с населением до миллиона – на 103% при 2% роста в обычных магазинах [18, 19]. Основные участники российского рынка бытовой техники: «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Media Markt».

Крупнейшая в России сеть магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» сохранила положительную динамику роста по всем направлениям бизнеса 2014 году. По состоянию на 31 декабря 2014-го сеть включала, в частности, 374 гипермаркета и 31 пункт для получения Интернет-покупок. Ключевые показатели 2014 г.:

- продажи выросли на 16,2%, достигнув 131,7 млрд рублей (с НДС);

- онлайн-продажи выросли на 61,6%, достигнув 17,8 млрд рублей (с НДС);

- рост выручки розничных магазинов на квадратный метр торговой площади на 20,2%;

- рост выручки на магазин на 15,4%;

- торговые площади сокращены на 10 тыс. квадратных метров [20, 21].

В 2015 году логическим продолжением стратегии компании «Эльдорадо», которая работает во всех каналах продаж, стало дальнейшее последовательное введение новых товарных категорий. Ассортимент сети пополнился товарами для детей и мам, товарами для дома, сада и ремонта. Таким образом, компания следует по пути мультикатегорийного ритейлера как онлайн, так и в розничных магазинах, что является неплохим ходом на фоне сокращения потребительской активности. В конце первого квартала доля продаж новых товарных категории в Интернет-магазине достигла 2,3% [22, 23].

«М.Видео» – крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России. В 2014 году финансовые показатели «М.Видео» значительно улучшились. Продажи выросли на 16,3%, чистая прибыль – на 39,4%. В 2015 году продажи «Эльдорадо» в Интернете по итогам всего 2014-го выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб., а у конкурента – «М.Видео» – сразу на 90%, до 18 млрд руб. Высокий рост онлайн-продаж компания «М.Видео» объясняла запуском новой интернет-платформы, которая стала серьезным конкурентным преимуществом [24, 25].

«Техносила» – один из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники с 1993 года. Компания предлагает современный сервис и качественные товары от мировых брендов по отличным ценам 24 часа в сутки, 365 дней в году. Компания «Техносила» сегодня позволяет осуществлять онлайн продажи на официальном сайте www.tehnosila.ru, ежемесячная посещаемость которого превышает 7 млн. пользователей, а также приобрести высококачественную продукцию в любом из 117 магазинов в 71 городе Российской Федерации. Согласно отчетности компании за 2014г., выручка компании в 2014 году составила 27,5 млрд. р., что на 4% выше предыдущего года [26, 27].

В сентябре 2014 году «Техносила» и «Техношок» объявили о слиянии. Объединенная компания работает под брендом «Техносила», магазины «Техношок» ребрендированы. Ретейлер расширил ассортимент и модернизировал существующие магазины. Сеть также может начать работу над новым форматом, ориентированным на Интернет-продажи.

«Media Markt» – немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники. «Media Markt»  работает по принципу «магазин-склад», когда практически весь товар выставлен в торговом зале. Как и многие другие крупные ритейлеры, под влиянием Интернета Media Markt развивает многоканальные продажи (Интернет-магазин, мобильные приложения). В 2013 году Media Markt совместно с Московским метрополитеном и Департаментом транспорта города Москвы запустил пилотный проект первого в России виртуального магазина бытовой техники и электроники на станции «Выставочная». Для покупателей предусмотрены 4 способа заказа: считывание QR-кода, NFC-метки, заказ по SMS или по телефону.

В 2015 году компания начинает сокращение торговых площадок части магазинов и наращивание доли Интернет-продаж. Компания также развивает услугу доставки товаров в пункты выдачи. Партнерами ритейлера являются несколько профильных игроков, включая DPD и Qiwi. В будущем «Media Markt» может заняться развитием собственной сети пунктов выдачи.

Доля «Media Markt» относительно невысока, у него есть огромный потенциал для роста.  Выручка «Media Markt» в 2013 г. выросла на 0,4% до 44,02 млрд руб., чистый убыток составил 729,7 млн руб. против прибыли в размере 1,3 млрд руб. в 2013 г. Тем не менее замедление российской экономики затормозило рост выручки компании в 2014 году: он был ниже, чем в 2013 г., однако динамика оставалась выше рыночной. Частично замедление роста выручки компенсировано высоким ростом Интернет-продаж, который ускорился по сравнению с 2013 годом [28, 29].

Крупнейшие ритейлеры в качестве антикризисной стратегии выбрали развитие Интернет-продаж и расширение ассортимента. «М.Видео» делает упор на онлайн-продажи, все активнее развивая этот сегмент и возлагая на него большие надежды в будущем. Устойчивые перспективы развития, которые демонстрирует компания, сильный бренд позволяют М.Видео оставаться на плаву в эти сложные времена и открывать при этом новые торговые площади. «Эльдорадо», «Техносила», «Media Markt» также всё больше ориентируются на Интернет [30, 31].

Например, сеть «Эльдорадо» с начала 2015 года начала активно открывать собственные универмаги. В таких точках продаются не только бытовая техника и электроника, но и инструменты, кухонные принадлежности и даже детские игрушки. Имея широкую географию, «Эльдорадо» старается точечно заполнить ту нишу в регионах, которая представлена наименее слабо федеральными игроками, получая тем самым дополнительную выручку за непрофильные товары. Ее доля в 2015 году может составить уже 4%, а к 2016 году и вовсе вырасти до 7% [32, 33].

Стоит отметить, что доля онлайн-продаж у «Эльдорадо» находится на уровне 15% от общей структуры продаж уже довольно длительное время, в то время как у М.Видео только этот показатель достигает порядка 10%.
Любой рынок, в том числе и бытовой техники тесно связан со многими социально-экономическими показателями страны. Чем выше доходы населения, тем выше оборот рынка бытовой техники и наоборот [34, 35].

Четыре крупнейших сети гипермаркетов «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и «Медиа Маркт» пока сохраняют первые позиции по оборотам. Каждый пытается сформировать свое конкурентное преимущество, но стратегически все идут за лидером («М-Видео»), развивая Интернет-продажи, сокращая площади магазинов в регионах и осуществляя активный поиск более выгодного формат бизнеса [36, 37].

Прогнозы на весь 2015 год неутешительны: исследователи ожидают падение рынка на 11%. Больше всего, считают специалисты, пострадает сегмент фототехники – на 45%, следом будет следовать бытовая техника с падением на 30% и сегмент ИТ, который опустится на 20%. При этом, телеком-сегмент останется на том же уровне, либо вырастет на 5%. Рынок опять начнет расти только в 2018 году, а на докризисный уровень вернется не ранее, чем в 2019 году [38, 39]. В подобной ситуации необходимо активнее сокращать цены, развивать систему лояльности покупателей: стимулировать их к совершению новых покупок, при условии наличия предыдущих, привлекать новых клиентов купонами, дающими право либо на получение бесплатного товара с незначительной стоимостью, либо на скидку на дорогостоящий товар. Расширение сферы деятельности может служить инструментом компенсации сокращения оборота, однако требует дополнительных инвестиций и подготовки персонала.


Библиографический список
  1. Ананишнов В.В., Ананишнова О.В. Экономика и логистика ресурсных циклов. СПб.: СПбГУТ, 2008. – 182 с.
  2. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  3. Борисова А.С. Эффективность функционирования государственных структур при привлечении инвестиций в регион // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/09/3366.
  4. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  5. Чанышева Э.Ф. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12441.
  6. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  7. Романенко И.В. Концепция и модели инновационно активного предприятия // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 3. С. 33-72.
  8. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  9. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  10. Мололкина Т.А. Использование инновационных технологий как основное конкурентное преимущество организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9646.
  11. Карпушин Е.С., Леонова К.В. Проблемы реализации социального проекта // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 541-544.
  12. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  13. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  14. Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57370.
  15. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  16. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  17. Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
  18. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  19. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  20. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  21. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  22. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  23. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  24. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  25. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  26. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  27. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  28. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  29. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  30. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  31. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  32. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  33. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  34. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  35. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С.  23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
  36. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  37. Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
  38. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  39. Ананишнов В.В. Логистика. СПб: СПбГУТ, 2013. – 99 с.


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: