Подготовке будущих педагогов по физической культуре к самостоятельной активной, творческой профессионально-педагогической работе уделяется немалое внимание в современной научной и учебной литературе. Однако в модели прохождения педагогической практики нет единого подхода к определению и решению противоречий, возникающих у студентов-педагогов в целостной системе образовательных и здоровьесберегающей отношений, выбора и реализации форм, методов и технологий сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося. Качество определения и решения задач педагогической практики – уникальный продукт мультисредовых многовариативных преобразований, т.к. судьба педагогической деятельности всегда определяется ситуативно и целостное определение образа, а также личностно верифицируемое становление педагога-профессионала складывается индивидуально, в различные промежутки профессионального становления и модификации модели профессиональной карьеры.
Летняя педагогическая практика в подготовке педагога по физической культуре (летняя практика проводится в детско-юношеских спортивных школах и в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва) обеспечивается в модели компетентностного подхода следующими компетенциями и составными триединого профессионально-педагогического знания, детерминируемого в цепочке «знать – уметь – владеть»:
- ОПК-4 (способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности), определяется в составных следующей совокупностью дидактических единиц: знать нормативные основы образования; уметь работать с нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс; владеть представлениями об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности; владеть навыками разработки учебно-методических материалов, необходимых для организации образовательного процесса;
- ПК-6 (готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами), может быть представлена компетенция в следующей системе дидактических компонентов профессионально-педагогического знания: знать способы построения межличностных отношений, уметь взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса; уметь учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся; владеть способами взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
- ПК-7 (способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности), – знать основные идеи педагогики сотрудничества; знать технологии обучения и воспитания в сотрудничестве и в партнерстве; уметь использовать идеи педагогики сотрудничества на практике; владеть способами организации сотрудничества в обучении и в воспитании.
Выделенные ФГОС компетенции летней педагогической практики и программой педагогической практики, определяют в нашей работе систему оценки сформированности компетенций по классической шкале оценивания результатов (таблица 1).
Таблица 1. Качество освоенности компетенции
Код компетенции |
Результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) |
Оценка |
|||
ОПК-4 | способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4) |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПК-6 | готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6) |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПК-7 | способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7) |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оценка может быть переведена в другие системы детерминации и визуализации качества обученности студентов, например в уровневую модель представления качества обучения и образования студента-педагога:
- Высокий уровень – «отлично»
- Средний уровень – «хорошо»
- Допустимый уровень – «удовлетворительно»
- Низкий уровень – «неудовлетворительно»
Кроме того, из представленных в таблице 1 компетенций и качества их формирования можно вывести итоговую оценку летней педагогической практики самым примитивным методом – вычислить среднее арифметическое и путем округления вывести уровневую, качественную оценку.
Продолжительность летней педагогической практики 10 дней, из них необходимо выделить 2-3 дня на адаптацию студента, знакомство с образовательным учреждением и оформление результатов педагогической практики, поэтому выделяем три периода летней педагогической практики: 1) адаптация, знакомство с ОУ (2 дня), 2) основной период (7 дней), 3) заключительный период (1 день). В соответствии с данной типологией приводим модель паспорта фонда оценочных средств по летней педагогической практике (таблица 2).
Таблица 2. Паспорт фонда оценочных средств по практике
№ п/п |
Контролируемые этапы практики |
Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | Наименование оценочного средства |
Этап I. Изучение особенностей ОУ в определении и решении задач дополнительного образования детей и юношества, определение плана работы на 7 дней | ОПК-4
ПК-6 ПК-7 |
Составление и утверждение плана работы в ДЮСШ на 7 рабочих дней | |
Этап II. Основной этап | ОПК-4
ПК-6 ПК-7 |
Работа по созданному плану, организация отчетной нестандартной формы организации взаимодействия (праздник спорта, современное многоборье и пр.) | |
Этап III. Заключительный этап | ОПК-4
ПК-6 ПК-7 |
Дневник педагогической практики |
Составленный план работы студента-практиканта подписывается в ДЮСШ методистом, отвечающим за педагогическую практику студента в ДЮСШ. Данный план работы входит в отзыв руководителя
Отзыв руководителя
Летней педагогической практики
За время прохождения Летней педагогической практики в
название образовательной организации
с «___» ____________20___ г. по «____»____________20___ г.
обучающийся ____________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
______курса _______ группы _______ формы обучения (очной, заочной)
ФФК направления/профиля подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль подготовки «Физическая культура», степень (квалификация) выпускника: бакалавр
продемонстрировал следующие результаты:
1 день:
2 день:
3 день:
4 день:
5 день:
6 день:
7 день:
8 день:
9 день:
10 день:
2. Проведено итоговое мероприятие (название мероприятия, краткое описание, приложение подтверждающих документов):
3. Сформированность компетенций по выделенным этапам летней педагогической практики:
Код компетенции |
Результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) |
Этапы практики |
Оценка |
|||
ОПК-4 | способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4) |
Этап I (1, 2 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Этап III (10 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
ПК-6 | готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6) |
Этап I (1, 2 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Этап III (10 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
ПК-7 | способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7) |
Этап I (1, 2 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Этап III (10 день) |
2 |
3 |
4 |
5 |
Краткая характеристика практиканта
Итоговая оценка _____________________________________________________________________
Руководитель практики
от образовательной организации
_________________________ ________________
Ф.И.О. подпись
МП
_____________________
дата
В структуре прохождения студентом летней педагогической практики можно определить в качестве средства фасилитации педагогической деятельности «Дневник педагогической практики», состоящий из титульного листа (отражены сроки прохождения практики, наименование образовательного учреждения, руководители практики от ОУ и вуза, данные студента-практиканта), содержание практики: 1) знакомство с ДЮСШ (СДЮСШОР), 2) плана работы на летнюю педагогическую практику, 3) отчет по плану работы, 4) внеурочное мероприятие с анализом и подтверждающими документами (фото, видео и пр.), 5) отзыв руководителя от образовательной организации.
Аналогичная структура по педагогической практики 2, в модели которой выделяются задания по теории и методике физической культуре, психологии, педагогике.
Этапы педагогической практики выделяются по неделям (7 недель, из них 1-ая неделя – вводная неделя и 7-ая неделя – итоговая неделя, на которых происходит соответственно – адаптация и оформляются результаты прохождения педагогической практики). Создаются по аналогии таблица 1 и таблица 2. Макетируется отзыв руководителя, в котором отражаются все задания, выносимые на контроль в структуре подготовки образовательной программы студента.
Библиографический список
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.