МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ

Шапкина Елена Александровна1, Урутина Татьяна Михайловна2, Агеева Людмила Геннадьевна3
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
3Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация
В данной статье нами рассмотрены мотивы выбора профессии, влияние всевозможных факторов на личность старшеклассника и на его профессиональное самоопределение, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивы, старшеклассники, факторы


MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION STUDENTS GRADES 10-11

Shapkina Elena Aleksandrovna1, Urutina Tatyana Michailovna2, Ageeva Ludmila Gennadievna3
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
3Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, candidate of psychological Sciences, associate Professor

Abstract
In this article we have considered the motives of choice of profession, the influence of various factors on the personality of the student and on his professional self-determination, and also presents the results of experimental studies on this issue.

Keywords: choice of profession, factors, high school students, motives


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шапкина Е.А., Урутина Т.М., Агеева Л.Г. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12596 (дата обращения: 21.02.2024).

Десятый и одиннадцатые классы приходятся на возраст ранней юности. Это возраст открытия своей личности, своего «Я». Учащийся начинает познавать свой внутренний мир, пытаясь понять, на что он способен. На данном этапе развития все действия старшеклассника направлены на будущее, в том числе на выбор профессии и осознание своей значимости. Проблема выбора профессии в этот возрасте выходит на первый план среди других.

К сожалению, в наше время внимания на данную проблему уделяется мало, а в некоторых населенных пунктах и вовсе ученик брошен на произвол судьбы. Хотя многими учеными давно уже доказано, что если молодому человеку удастся верно, выбрать профессию, то он со временем приобретет не только знания, умения и опыт, но так же счастье, удовлетворенность и, конечно же, ощущение своей полезности обществу.

По мнению Л. С. Выготского, выбирая профессию, человек должен не только выбрать свою профессиональную деятельность, но и выбрать свой жизненный путь, найти себя. Совершая этот серьезный шаг, молодой человек обязан досконально изучить себя, свои способности, знания, возможности, а так же способность принимать решения в той или иной ситуации.

Такого же мнения был и К. Д. Ушинский. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», – писал он.

Из этого следует вывод, что выбор профессии является одним из главных выборов в жизни, но есть старшеклассника во время не оповестить в этом вопросе, то в дальнейшем этого человека могут преследовать трудности, неудовлетворенность жизнью и своей личностью. На почве неудачного выбора у молодого человека может произойти ранняя профессиональная деформация. Следовательно, больше шансов, к примеру, что человек, вероятно, может попасть в списки первых на увольнение. А причиной этому послужил – неправильный выбор профессиональной деятельности в юности.

В профессиональном самоопределении старшекласснику могут оказать помощь родители, педагоги и психолог.

Безусловно, каждому из них (особенно психологу) необходимо овладеть информацией, которая бы смогла помочь направить «еще совсем зеленого» ученика на правильный путь. Психологу необходимо изучить саму личность ученика, его физиологические и психологические особенности, насколько он готов сделать профессиональный выбор на данный момент, так же должен определить, что же движет старшеклассником при выборе своей жизненной дороги. И уже на основе результатов психодиагностики возможно проведение полноценной работы со старшеклассником по профессиональному самоопределению.

Причин, которые движут учеником, существует великое множество. Е. М. Павлютенковым были выделены следующие профессиональные мотивы [2, c.59]:

- социальные;

- моральные;

- этические;

- познавательные;

- творческие;

- связанные с содержанием труда;

- материальные;

- престижные;

- утилитарные.

Как выяснилось, существует множество причин, почему человек выбирает ту или иную профессию и для каждого они свои. К примеру, это может быть: личный выбор или решение, основанное на совете родителей, главное, чтобы старшеклассник осознанно для себя сделал этот шаг, чтобы в будущем он не пожалел о выборе своей «дороги жизни». Безусловно, на этом пути будет еще много дорог, куда можно свернуть. А может так повезет, что и сворачивать не придется.

Естественно, что мотивы не возникают беспричинно, «из воздуха». Они рождаются благодаря результатам влияния всевозможных факторов на личность.

Одним из таких обстоятельств является социальный фактор. По результатам различных исследований можно сделать вывод, что социальный фактор делится на ступени [2, c.75]:

1. Друзья;

2. СМИ;

3. Педагогический коллектив;

4. Влияние семьи;

5. Учебные предметы;

6. Внеклассная работа;

7. Организации;

8. Работа вне школы.

Безусловно, выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика. Выбирая профессию самостоятельно, по своим предпочтениям, ученик имеет больше шансов работать с удовольствием и без напряжения.

Экономический фактор также воздействует на мотивы выбора профессии. Проводя исследование, А.И.Ходаков заметил, что многие старшеклассники выбирают профессии, для того, чтобы иметь возможность зарабатывать неплохую сумму денег и уже, потом смотрят на совместимость с профессией, а также на свои возможности [4]. Лишь некоторые учащиеся, судя по его исследованиям, всерьез задумываются о своей будущей жизни, профессии и понимают сложность процесса ее выбора. Следует сделать вывод, что учащиеся не серьезно относятся к данному вопросу, основываются лишь на материальном благополучии.

Изучая научную литературу, результаты исследований по данному вопросу, было принято решение провести собственное исследование, связанное с изучаемой проблемой.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила МБОУ Бутурлинская СОШ им. В. И. Казакова Нижегородской области. В исследовании принимали участие 21 учащийся 10-х классов, в возрасте 16-17 лет, 3 юношей, 18 девушек.

Диагностика сформированности профессионального самоопределения включала в себя следующие методики: «Анкета профориентации для старшеклассников» [3], методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [3].

«Анкета профориентации для старшеклассников» предусматривает ряд вопросов, касающихся профессионального самоопределения старшеклассников. В ходе анкетирования были получены следующие результаты.

После окончания школы работать и учиться планируют 33% учащихся, такое же количество учащихся еще не решили, куда им стоит пойти после обучения в школе; учиться дальше собирается 15% учащихся; 19% учащихся предполагают, что после окончания школы пойду работать.

На данный момент уже определились с профессией 57% учащихся, однако 43% учащихся затрудняются с выбором.

По мнению 33% учащихся, профессия должна быть престижная, а также интересная. 19% учащихся считают, что профессия должна быть востребована на рынке труда, и только 15% учащихся выберут профессию, потому что она высокооплачиваемая.

Среди учащихся 43% предполагают, что выбор надо осуществлять, опираясь на свое мнение. 28,5% учащихся ответили, что на профессиональный выбор наибольшее влияние оказали родители. Материальное положение семьи повлияло на выбор профессии у 9,5% учащихся. Мнение друзей стало решающим для 14% учащихся. И только на выбор профессии 5% респондентов повлияло состояние здоровья.

Было выявлено, что четверть учащихся нуждаются в помощи психолога в решении проблемы выбора профессии, а остальные 76% учащихся готовы сами определиться.

Методика Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения преобладающего типа мотивации при выборе профессионального пути [1]. В данной методике выделяется 4 типа мотивов: внутренние индивидуальные, внешние социальные, внешние положительные и внешние отрицательные. Под внутренними мотивам выбора профессии понимается общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Анализ результатов исследования показал, что у некоторых учащихся 10 класса присутствуют два мотива одновременно. В профессиональном выборе старшеклассников пересекаются такие мотивы, как: внутренние индивидуально-значимые и положительные – 5%, внутренние социально-значимые и отрицательные – 5%, внутренние индивидуально-значимые и отрицательные – 5%, внутренние индивидуально-значимые и социально-значимые мотивы – 5%.Это свидетельствует о том, что учащийся для себя еще точно не решил, какая именно профессия ему подходит.

У остальных учащихся в основном преобладает по одному мотиву: внутренние индивидуально-значимые преобладают у 23,5%, внутренние социально-значимые – у 28,5%, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы проявляются у равного количества учащихся – 14%.

Обобщая результаты исследования по мотивам выбора профессии, можно сделать вывод, что чуть больше половины старшеклассников способны самостоятельно сделать профессиональный выбор, опираясь на свое мнение и внутренние мотивы (57% учащихся). При этом в данной категории респондентов присутствуют учащиеся, которым необходима психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении. Для успешного выбора профессии очень важно, чтобы учащийся сделал выбор сам, а также, чтобы выбранная профессия соответствовала его способностям и склонностям. В перспективе ошибочный профессиональный выбор может приводить к серьезным внутриличностным конфликтам из-за несоответствия трудовой деятельности характеру, способностям и склонностям человека.

Результаты исследования можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1 Результаты исследования мотивов выбора профессии

К сожалению, не всегда профессиональное самоопределение протекает гладко. Существуют и другие примеры, когда ученик после окончания школы идет туда, куда возьмут, а не туда – куда хотелось бы ему, или, к примеру, его родителям. Естественно, что причиной этому может стать отсутствие оказания помощи старшекласснику в нужный момент. Будь то помощь психолога или педагога.

Конечно же, данная проблема должна очень широко рассматриваться всеми участниками образовательного процесса в этом возрасте. Школьный психолог на этом этапе просто обязан прослеживать состояние каждого ученика в плане профессионального самоопределения и при выявлении каких-либо трудностей сразу же «бежать на помощь», чтобы направить ученика в «нужное русло».

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс профессионального самоопределения – процесс не из легких, и что достичь наилучшего результата можно только во взаимодействии психолога со старшеклассником.


Библиографический список
  1. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
  2. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
  3. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию – М.: «Академия», 1991. – 210 с.
  4. Ходаков А. И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. — 2001. — № 1. – С. 43.


Все статьи автора «Урутина Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: