РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ РОССИИ В РАМКАХ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Коваленко В.С.1, Лобов А.В.2
1Кубанский государственный университет, студентка экономического факультета, специальность "Экономическая безопасность"
2Кубанский государственный университет, студент экономического факультета, направление "Мировая экономика"

Аннотация
В статье рассматривается состав ОЧЕС и основные проекты, реализация которых запланирована в ближайшее время. Рассматриваются особенности развития Черноморского Экономического Сотрудничества в периоды председательства России. ЧЭС - важная международная интеграционная группа, которая позволит повысить экономическую эффективность всех государств, которые входят в состав союза.

Ключевые слова: Интеграция, председательство РФ в ЧЭС, проекты ОЧЭС, экономическое сотрудничество


IMPLEMENTATION OF RUSSIAN PROJECTS IN THE FRAMEWORK OF THE BLACK SEA ECONOMIC COOPERATION

Kovalenko V.S.1, Lobov A.V.2
1Kuban State University, student of the Economics faculty, specialty "Economic security"
2Kuban State University, student of the Economics faculty, the direction of "World Economy"

Abstract
The article discusses the structure of the BSEC and the main projects that is planned in the nearest future. The authors reviewed the features of the Black Sea Economic Cooperation during the chairmanship Russia. BSEC - the important group of international integration, which will increase the economic efficiency of all states that are members of the Union.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко В.С., Лобов А.В. Реализация проектов России в рамках Черноморского экономического сотрудничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12339 (дата обращения: 21.02.2024).

Черноморское экономическое сотрудничество(ЧЭС) – объединение 12 стран, входящих в Черноморский регион. Начало деятельности данной организации ведется с момента подписания Декларации о создании ЧЭС государствами-учредителями 25 июня 1992 года. Данное объединение создано с целью улучшения экономической ситуации в странах-членах ЧЭС, преодоления различий в способах формирования нормативно-правовой базы, развития товаро-денежных отношений и транспортной инфраструктуры в регионе, решения глобальных проблем современности, устранения препятствий во взаимодействии с иными международными организациями.  Инициатива создания данного объединения принадлежит президенту Турции Тургут Озалу. Изначально его проект был рассчитан на сотрудничество СССР, Турции, Румынии и Болгарии, однако, к моменту подписании Декларации распался СССР. В итоге членами данного сотрудничества стали Россия, Турция, Украина, Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния.  В 2004 году в состав  организации вошла Сербия [1].

Трудности трансформационного периода и нехватка ресурсов в первые годы существования ЧЭС не позволяли России активно участвовать в деятельности сотрудничества. К 1995 году произошла существенная активизация роли РФ в этом союзе, а  председательство нашей страны в организации подтолкнуло к  проведению ряда мероприятий и выдвижения значимых инициатив как экономического, так и политического характера [2-4].

Россия четырежды председательствовала в ЧЭС: май – октябрь 1996 г., ноябрь 2000 г. – апрель 2001 г., май – октябрь 2006 г., июль-декабрь 2011 г. Главным итогом российского председательства в ЧЭС (ноябрь 2000 г. – апрель 2001 г.) стало принятие “Экономической повестки дня ЧЭС на будущее” – документа, определяющего стратегические направления деятельности ЧЭС на перспективу [5]. Основными итогами российского председательства в 2006 г. стали подготовленные проект Меморандума о взаимопонимании о скоординированном развитии кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря и о развитии морских магистралей, проект создания Черноморского электроэнергетического кольца, проект установления новой регулярной судоходной линии, восстанавливающей регулярное пассажирское сообщение между портами Черного моря [6]. Идею объединения в единое кольцо электросетей реализовать непросто, поскольку государства имеют различные стандарты электросетей. Инициатором данного проекта выступило РАО “ЕАС России”, которое намеревалось увеличить экспорт электроэнергии в Турцию. Кроме этого, в 2007 г. российская сторона выдвинула предложение по определению перспектив регионального развития энергетики на основе сопоставительного анализа энергостратегий стран-членов ЧЭС. В период Российского председательства в 2011 г. проведена Рабочая группа по энергетике (г. Стамбул, декабрь 2011 г.) и научная конференция “Черноморский электроэнергетический рынок: основные вызовы и перспективы развития интеграционных процессов” (г. Москва, декабрь 2011 г.). В ходе конференции рассмотрены вопросы внедрения инноваций и новейших технологий на рынки электроэнергии стран ЧЭС, привлечения инвестиций в развитие технологической инфраструктуры, интеграции экономических механизмов и рыночных моделей в электроэнергетике Черноморского региона [7].

В 2011 г. во время председательства России в ОЧЭС Минтрансом РФ было сформировано предложение по принятию дополнительного “Меморандума о взаимопонимании по развитию мультимодального паромного сообщения в регионе ЧЭС”. Данный документ должен быть направлен на упрощение осуществления паромных сообщений на Черном море, путем устранения узких мест в действующей системе транспортно-экономических связей [8]. Принятие в действие этого предложения позволит уменьшить количество перегрузок и время хранения грузов в портах, устранить инфраструктурные ограничения в Черноморском регионе, разгрузить кружные автомобильные маршруты и пункты пересечения границ, содействовать решению проблем труда и отдыха водителей в рамках действия положений Европейского соглашения ЕСТР, содействовать развитию туристической инфраструктуры. В этом же году по инициативе России на Деловом Совете ЧЭС была принята программа по развитию “зеленого бизнеса”. Это деятельность по производству экологически чистых продуктов питания и посуды. Проек “Экопосуда НАМАСТЕ” является частью данной программы. Экологическая посуда, созданная из материалов органического происхождения, легка и удобна в пользовании и быстро разлагается, не нанося ущерба экологии. Огромные экономические затраты на утилизацию пластиковых отходов могут быть использованы эффективно на необходимые нужды.

Россия активно участвует в формировании рынка энергоносителетей в Черноморском регионе. Развитие данного сотрудничества способствует расширению экспорта российской электроэнергии.  В апреле 2014 г. в г. Софии проходило заседание министров транспорта. В ходе встречи представители стран рассмотрели вопросы реализации региональных проектов в сфере транспорта: координированное развитие Черноморской кольцевой автомагистрали, развитие морских магистралей и облегчение перевозок грузов автомобильным транспортом [9]. Заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.А. Олерский сообщил партнерам о состоянии транспортного комплекса Российской Федерации и об основных приоритетных направлениях его развития в рамках ЧЭС – формировании комплексной системы железнодорожно-паромного сообщения в Черноморском регионе, развитии паромных линий для перевозки грузовых автомобилей, пассажирских/круизных паромных линий, образовании и развитии туристско-рекреационных зон на Черноморском побережье [10]. Он также вынес на рассмотрение ряд приоритетных проектов по развитию морских портов в Российской Федерации на период до 2030 г., предусматривающих рост суммарного объема перевалки грузов до 1 млрд. тонн. В Черноморском бассейне наиболее значимым проектом станет строительство сухогрузного района порта Тамань. Выход на проектную мощность – годовой объем свыше 93 млн. тонн – запланирован в 2025 году. Начало функционирования первой очереди – 2018 г. Результатом встречи стало принятие Софийской декларации о развитии транспорта в Черноморском регионе, отражающей намерения сторон и основные направления сотрудничества по обеспечению устойчивого развития транспорта в регионе. Скоординированы действия по развитию российского предложения о подготовке к подписанию “Меморандума о взаимопонимании по развитию мультимодального паромного сообщения в Черноморском регионе” [11]. Участники заседания отметили важность продолжения работы по облегчению автомобильных перевозок в регионе ЧЭС, включая возможность применения Международного весового сертификата транспортных средств, предусмотренного Приложением 8 Международной Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов через границу 1982 г., а также развитие дорожной инфраструктуры в черноморском регионе[12].

Россия, как и другие страны ЧЭС, задействована в формировании Логистических инфраструктурных коридорах в черноморском регионе. Следствием данное взаимодействия является повышение конкурентоспособности транспортного и логистического обслуживания поставок товаров в страны-ЧЭС; рост деловой и инвестиционной активности, продаж транспортных и логистических услуг на территории содружества [13].

В конце декабря 2014 Российский Национальный Комитет по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНК ЧЭС) выступил c инициативой создания «Международного центра дружбы» для молодежи стран Черноморского региона. Создание центра разумно, поскольку, в современных геополитических условиях борьба за молодое поколение обострилась на всех уровнях -  межгосударственном, общественном, конфессиональном.  Девиз будущего «Международного центра дружбы» определяет его главную цель – «Образованная молодежь – сильное Государство» [14]. Партнерами нового проекта стали профильные Министерства и ведомства России, а также – профильные Комитеты и Комиссии интеграционных структур, Россотрудничество, Международный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ, наукограды России, ведущие вузы и научные организации. Квартира центра будет расположена в Крыму. Организаторы «Международного центра дружбы», возлагают надежды на то, что в этой творческой лаборатории идей, мнений, общей работы над новыми инициативами будут формироваться взаимовыгодные межгосударственные контакты,  будет проходить взаимообогащение духовных межкультурных связей, что в конечном итоге и способствует эффективному международному сотрудничеству.  Различные формы сотрудничества позволяют повысить уровень экономической эффективности взаимодействия государств, что отражается и на конкурентоспособности национальной валюты РФ [15].

В 2016 г. Россия в пятый раз станет председателем в рамках ЧЭС, и уже сейчас можно говорить о проектах, на реализацию которых будет направлена деятельность РФ в период следующего председательства. На прошедшем в Кишиневе заседании министров экономики участники обсудили состояние торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках Организации, в том числе были обсуждены вопросы упрощения торговых процедур, создания сетевых систем обмена информацией в черноморском регионе, достижения в области формирования национальных систем «единого окна», а также дальнейшее развитие электронной торговли между странами ОЧЭС. Российская сторона пригласила партнеров принять участие в первом Экспертном диалоге ОЧЭС по вопросам электронной торговли и обсудить состояние электронной торговли в странах ОЧЭС, аналитику и стандарты в этой области, а также доверие и безопасность при обмене электронными документами в торговле. Проведение мероприятия запланировано в первой половине 2016 года в период российского председательства в ОЧЭС. По итогам Экспертного диалога будет сформирован перечень рекомендаций в целях содействия сотрудничеству стран ОЧЭС в данной области.

Вместе с тем, для обеспечения преемственности экономической повестки дня ОЧЭС российская сторона предложила зарубежным партнерам принять участие в семинаре по реализации национальных проектов по созданию системы «единого окна» в целях упрощения торговых процедур. Мероприятие запланировано на 2016 год при участии представителей Евразийской экономической комиссии.

Сотрудничество  с зарубежными странами в основном осуществляется через субъект Российской Федерации – Краснодарский край [16-18]. При этом предполагается, что реализация проектов в целом позитивно отразится на конкурентоспособности России [19].

Председатель РНК ЧЭС Виктор Архипов говорит о том, экологические проблемы в Черноморском регионе остаются наиболее важными вопросами как в деятельности правительств ЧЭС, так и общественных объединений стран-участниц организации. На заседание Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам ОЧЭС в 2014 г. В. Архиповым был выдвинут план мероприятий, которые будут реализованы в период председательства  РФ в 2016 г.[20]:

— заседания Делового Совета ЧЭС;

— выставка инноваций и инвестиционных проектов  «Черное море 2016»;

— научно-практическая конференция «Экологическая безопасность Черного моря»;

— научно-практическая конференция по вопросам санаторно-курортного отдыха граждан (или семейного туризма);

—  молодежный кинофестиваль «Самшитовая ветвь»;

— плановые  встреч с послами и торгово-экономическими советниками посольств стран-участниц, стран-партнеров и стран-наблюдателей по актуальным вопросам образования,  экономического и культурного сотрудничества для достижения целей устойчивого развития  регионов.

Безусловно, Россию можно считать ведущим звеном Черноморского экономического сотрудничества. Политика нашей страны на Черном море  и реализация проектов, инициатором которых выступает Российская Федерация, позволяют говорить о ЧЭС, как о развитом, перспективном содружестве, из года в год привлекающем внимание Европейских стран. России необходимо и дальше продвигать проекты, которые вносят существенный вклад, как в развитие Черноморского региона, его экологической обстановки, так и в экономику страны в целом.


Библиографический список
  1. Структура ЧЭС. – URL.: http://www.rncbsec.org/bsec/bsec.html.
  2. Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.
  3. Кизим А.А., Козырь Н.С., Пятков В.С. Интернационализация бизнеса: транснациональные корпорации, эволюция подходов // Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 8-13.
  4. Листопад М.Е. Экономическая безопасность страны: вопросы теории и методологии: монография. М.: Магистр, 2010. 240 с.
  5. Черноморское Экономическое Сотрудничество: курс на инвестиции. - URL.: https://interaffairs.ru/news/show/9024.
  6. Шевченко И.В., Алексеева Е.А. Регионализация и ее формирование на юге Европы // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 9. С. 2-7.
  7. Сотрудничество с ОЧЭС. – URL.: http://www.minenergo.gov.ru/activity/co-operation/oches/.
  8. Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 85. С. 480-490.
  9. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1062-1085.
  10. Страны ЧЭС намерены развивать мультимодальное паромное сообщение в Черном море. – URL.: http://portnews.ru/news/199805/.
  11. Старкова Н.О., Успенский А.В. Проблемы и перспективы современной российской логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 38. С. 45-50.
  12. Пономаренко Л.В. Применение логистики для формирования региональных инновационных кластеров // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 275–279.
  13. Толстова А.З., Мусоян М.М. Тенденции автомобильного рынка РФ // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 43. С. 183-188.
  14. Народная дипломатия РНК ЧЭС. - URL.: https://interaffairs.ru/news/show/12341.
  15. Козырь Н.С., Злыденко Н.И. Валютные войны или конкурентная девальвация: сценарные перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 30 (315).
  16. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2015. 30 (405). C. 13-24.
  17. Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит. 2015. № 23 (647). С. 52-64.
  18. Шевченко И.В., Алексеева Е.А. Внешнеэкономический потенциал Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 2. С. 13-18.
  19. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
  20. Заседание Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 27.03.2014. – URL.: http://www.rncbsec.org.


Все статьи автора «Коваленко Виктория»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: