УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЕГО СТОИМОСТИ

Толстихина Татьяна Борисовна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В статье рассмотрены сдерживающие аспекты внедрения системы управления бизнесом на основе оценки его стоимости, показана важность внедрения данной системы на основе проектного подхода, обозначены основные этапы и результаты проекта.

Ключевые слова: оценка стоимости бизнеса, проектный подход к управлению бизнесом., управление бизнесом, управление стоимостью бизнеса


BUSINESS MANAGEMENT BASED ON AN ASSESSMENT OF ITS VALUE

Tolstikhina Tatiana Borisovna
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
Ph. D., associate Professor, Department of Economics and management

Abstract
The article discussed the introduction of constraining aspects of business management based on an assessment of its value, shows the importance of the introduction of this system on the basis of the design approach outlines the key stages and results of the project.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Толстихина Т.Б. Управление бизнесом на основе оценки его стоимости // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11816 (дата обращения: 25.02.2024).

В настоящее время многими предпринимателями и руководителями предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности осознана важность и необходимость в принятии управленческих решений ориентироваться ни на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, хотя такая задача тоже может стоять, а на увеличение стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе. Достичь этой цели непросто в силу ряда причин. Во-первых, на каждом предприятии сложился свой набор управленческих рутин, смена которых всегда проходит достаточно сложно, прежде всего, из-за сопротивления  персонала предстоящим изменениям. Во-вторых, новая парадигма управления на основе стоимости компании требует высокой квалификации управленческого персонала в таких сферах, как стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, управление проектами. И в третьих, переход на обозначенную систему управления требует значительных затрат во временном аспекте, так как связан с изменением парадигмы мышления всего персонала компании при лидирующей и направляющей роли топ менеджеров.

При этом существует множество методик оценки стоимости бизнеса, выбор наиболее соответствующей тому или иному бизнесу, его целям является еще одной непростой самостоятельной задачей, требующей решения.

Практический опыт компаний, использующих оценку бизнеса для управления им, в качестве базовой методики выбирают определение стоимости бизнеса на уровне стоимости чистых активов.[1,3,4] Почему именно этот подход – простота и прозрачность. Но при его использовании не учитываются темпы роста бизнеса, наличие устойчивых темпов роста, перспективы развития бизнеса и отрасли. Бизнес рассматривается по сути как имущественный комплекс. То есть не реализуются такие принципы оценки, как принцип ожидания, принципы обусловленные действием рыночной среды и принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Это чревато занижением стоимости бизнеса или её завышением, например, при наличии большой величины активов у предприятия стагнирующей отрасли.  При такой позиции очень высок риск принятия неверного управленческого решения.

Управление стоимостью бизнеса должно строится на системе, охватывающей все аспекты деятельности, возможности и угрозы бизнеса. А этого можно достичь через использование всех подходов к его оценке – рыночного, доходного, имущественного. Как это реализовать на практике? Хорошую эффективность дает разработка и внедрение системы сбалансированных показателей, представляющая собой пронизывающую всю организацию и охватывающую всех сотрудников систему целевых показателей, при достижении которых обеспечивается устойчивый рост стоимости бизнеса. При этом нет универсального решения для всех бизнесов. Есть лишь четко выстроенная логика разработки и внедрения такой системы на основе проектного подхода, следование которой даст желаемый эффект. Какие элементы являются её составляющими или с чего начать?

Прежде всего, нужно начинать с создания Проекта, целью которого является внедрение системы управления компанией на основе оценки её стоимости. Статус данного проекта должен быть высоким, поддерживаться он должен и собственниками и руководителями всех уровней, начиная с топ менеджеров. Первоначально необходимо определить ресурсное обеспечение проекта, его основные вехи, сроки реализации и бюджет.[2,5,6] Сложность создания и реализации Проекта заключается в том, что он пронизывает все сферы деятельности компании – операционную, инвестиционную и финансовую и продуктом его реализации является действующая система управления на основе определения стоимости бизнеса. В её основе – система мониторинга сбалансированных показателей деятельности компании с её привязкой к системе мотивации сотрудников. Промежуточные результаты проекта – это:

  • система бюджетирования с четко выделенными центрами ответственности за каждую доходную и расходную статьи бюджета;
  • сбалансированная система показателей деятельности компании, охватывающая все сферы её деятельности;
  • система мотивации сотрудников на основе ключевых факторов успеха;
  • система управления по целям на основе проектного подхода.

Таким образом, это сложный комплексный проект, длительностью порядка 1,5 – 2 года, в зависимости от специфики деятельности и имеющихся на момент старта проекта действующих систем, обозначенных выше, с вовлечением всего персонала компании. В то же время, его пошаговая реализация позволит создать высокоэффективную систему управления, устойчивую к внешним рискам.


Библиографический список
  1. Зеленина Н. Л. Трансформация государственной собственности в экономике России: Дис. … канд. экон. наук. М., 2004
  2. Пахотин С.К.Рыбакова О.И.Шлафман А.И. Обеспечение устойчивости развития добывающих предпринимательских структур в условиях поглощений -Чита: ЧитГУ, 2009.-196 с.
  3. Соколов Д.В.Мотышина М.С. и др. Управление организационными изменениями: реструктуризация предприятия: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  4. Фейгин Г.Ф. Прямые иностранные инвестиции: значение для развития экономики России//Экономика и управление. 2009, № 1.
  5. Хольнова Е. Г. Составляющие финансового механизма отечественного банковского менеджмента//Финансы и кредит. 2008. № 28.
  6. Шлафман А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования предпринимательской деятельности//Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 250-253.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: