ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ГОСУДАРСТВА

Канкиа Алик Георгиевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
аспирант кафедры финансового менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена влиянию политического элиты Россия на формирование внешнеполитического курса страны на современном этапе в условиях нестабильности как мировой экономики, так и международной безопасности. Описаны основные факторы, влияющие на поведение политической элиты страны. Уделено особо внимание влиянию западной и американской элит на Российскую Федерацию, ее экономику, международную безопасность и культурные ценности страны.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, политическая воля, политическая элита


THE INFLUENCE OF THE POLITICAL ELITE TO FORM THE FOREIGN POLICY OF THE GOVERNMENT

Kankia Alik Georgiievich
Russian Economic University named after G. V. Plekhanov
Post-graduate student of the Department of Financial Management

Abstract
This article is devoted to the influence of the political elite of Russia on the formation of foreign policy of the country at the present stage of the instability of the global economy as well as international security. Describes the main factors influencing the behavior of the political elite of the country. Paying particular attention to the impact of Western and American elites on the Russian Federation, its economy, international security and cultural values of the country.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Канкиа А.Г. Влияние политической элиты на формирование внешнеполитического курса государства // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/10138 (дата обращения: 22.02.2024).

Доверие к власти находится в очередном затяжном кризисе, но этот кризис перерос сам себя настолько, что появилась угроза самому существованию сложившейся в России власти. Позиция недоверия к политике стала доминирующей, что впрочем, было небезосновательным. Во многом этому способствовали действия и заявления самих политиков. Мотивы этой власти редко когда были понятны и обоснованны.

Стоит отметить, что как международная и межнациональная безопасность, так и международные отношения, становятся результатом деятельности политической элиты. У российской элиты, помимо всего прочего, появилась дилемма: менять внешнюю политику ради модернизации или же проводить модернизацию ради сохранности текущего курса внешней политики. Членами элиты рассматривались разные пути решения этого вопроса. Согласно одной из точек зрения, эффективность внешней политики должна в обязательном порядке соизмерятся с ее влиянием на экономику страны и повышать качество жизни населения.

Так родились призывы подчинить внешнюю политику выполнению этих запросов. Но оправдан ли такой подход? Да и возможно ли вообще проводить политику подобного рода? [18, с. 99]

Начнем с того, что это напрямую соотносится с российской экономикой, которая в последние годы лишь ухудшалась.  Дело закончились тем, что бюджет формировался из учета стоимости нефти.

В международных отношениях можно рассмотреть идеологический подход элиты. Точнее, ее латентность. В последнее время это стало называться «прагматизмом», что должно было бы отрицать идеологичность позиции, но это так и осталось декларацией. Идеология была присуща и в начале 90-х годов А. Козыреву, и Е. Примакову, и И. Иванову, и «прагматику» С. Лаврову. [21, c. 39]

Это легко прослеживается в дипломатии, где довольно часто личностные качества политического руководства и его профессионализм порой ценится выше объективной реальности. Возможно, именно благодаря этому свойству дипломатии, оно играло совершенно особую роль в истории человечества, которую можно без зазрения совести назвать выдающейся.

Одним из важнейших требований к дипломатии является полнейшая адекватность лиц, принимающих участие в переговорах и принимающих важные решения. Это же касается и выбора средств. На сегодняшний день крайне важно знать, кто участвовал в формировании политики России в последние двадцать лет.  И дело, тут не в ее успешности, скорее наоборот: она оказалась провальной с точки зрения ведения внешней политики. [9, c. 6]  И признание России сверхдержавой во многом носит инерционный характер – ибо влияние современной России на внешнюю политику носит слабо выраженный характер, по сравнению со временами СССР. Виной тому недальновидность политиков нашей страны в различных международных вопросах. Опять же на первый план выходит статус нашей страны на международной арене, как своеобразного сырьевого придатка.

Ныне правящая национальная элита не способна воспринимать международные реалии абстрактно. Она рассматривает их через призму как национальных интересов, так и политических идей, которые формируются на их основе. Эти положения закреплены в виде реальных документов, таких, как Концепция внешней политики и военной доктрины России, которую утвердил Медведев. Хотя реализация последней и не была проведена последовательно, она стала реальным документом.

Новая военная доктрина была воспринята неоднозначно. В частности, это вызвало неоднозначную реакцию со стороны военно-политических структур Запада, как на международном уровне, так и в кругу экспертов. Судя по оценкам новой редакции российской военной доктрины, она была воспринята, как ответ евроатлантической установке и действиям США в сфере безопасности. Но стоит отметить, что Россия в последние годы не так уж и часто реализовала систему взглядов, изложенных в военной доктрине, хотя та и должна была стать руководством.

Если же рассматривать новую российскую доктрину глубже, становится ясно, что НАТО вновь считается основным противником. Российская доктрина определяет запад как главную угрозу, что, по мнению западных политиков, стало разочаровывающим продолжением старого мышления. [4, c. 2] Со стороны Запада, Россия рассматривается во многом как продолжатель дела СССР и в большинстве своем, многие силы заинтересованы в ослаблении позиций нашего государства на международной арене. Например, знаменитый политолог, социолог и видный государственный деятель, долгое время являвшийся ведущим идеологом внешней политики США Зби́гнев Бжези́нский, являлся и является ярым противником России в вопросах международного характера и в своих русофобских высказываниях резко критикует политику России и в частности называет Путина «анахронизмом».

Что касается современной российской политической  элиты, то она даже не ставит себе задачу «собрать воедино все части», которые оказались в виде диаспор в странах бывшего СССР. Последние десять лет, на какое-то  время стало казаться, что интересы нации вновь стали ставится на первое место. Это следовало как из мюнхенской речи Путина, так и из отношений с Чечней, отношения к бывшим советским республикам и грузино-осетинского конфликта. Но национальные интересы России так и не были полностью осознаны.          Вследствие этого они оказались подчинены другим интересам, в том числе и личным. Недальновидность в выборе союзников – также одна из проблем современного руководства страны, выливающаяся в ослабление военного присутствия в мире. По словам Путина, Россия выстраивает отношения с Европой в противовес США. Немного странно, если учитывать, что Европа стремится избавиться от зависимости от России в топливно-энергетическом плане.

Многие западные аналитики сходятся во мнении в том, что если бы Путина не существовало, то на его месте оказался бы другой президент, но с той же политикой. Владимир Владимирович перестроил аппарат безопасности и заставил Россию двигаться в таком направлении, чтобы добиться полного контроля над страной. Естественным путем оказалось стремление к достижению доминирующего положения на территории СНГ.[23, c. 6]

Это было сделано вполне осознанно. Правящая элита была неспособна определять национальные интересы России. Ведь невозможно поверить в то, что главным национальным развитием России является демократическое развитие страны. Это же касается и такой словесной эквилибристики, как и «обеспечение прав и свобод граждан», которая ныне декларируется, как главная ценность современных западных государств.

Система приоритетов правящей элиты и ее внешней политики никак не учитывала развитие ресурсов НЧК. И, скорее всего, по той причине, что национальный человеческий капитал попросту нельзя продать. Его невозможно сделать своей собственностью, и из-за этого он, по мнению политической элиты, никому не нужен.

Стоит ли удивляться, что состояние российской культуры, науки, здравоохранения, и демографической ситуации стало так стремительно ухудшаться с девяностые годы прошлого столетия? В конце – концов, болезни и самоубийства достигли неслыханных ранее отметок.

Этот подход нанес России невообразимый урон. Причем вред был нанесен как развитию страны, так и ее внешней политике. Дело в том, что в двадцать первом столетии национальный человеческий капитал становится все более ценным, как инструмент ведения внешней политики. Россия по-прежнему может претендовать на роль духовного и идеологического мирового лидера, даже, несмотря на ее технологическую и экономическую слабость.

Но если национальные интересы на каком то этапе оказались подменены групповыми, либо личного характера, то исчезает сама целеустремленность нации. В некоторых случаях эти интересы оказываются навязанными извне, что и происходило с Россией в последние годы.

Такая тенденция, по большей части, сохранилась и во время Путина и во время Медведева. Объективно, внутренняя политика России стабилизировалась, финансовая зависимость от МВФ была уменьшена до минимума, что привело к равновесию на уровне международных отношений и способствовало тому, что политическая элита стала лучше воспринимать национальные интересы.

Если рассматривать с такой точки зрения внешнюю политику Медведева, то она мало чем отличалась от внешней политики Путина. Что отметили и американские дипломаты: «Самостоятельный путь Медведеву к переизбранию становится все уже, так как он избегает шагов, способных дестабилизировать ситуацию – например, смещать со своих постов главных сторонников Путина или вносить изменения в политическую систему».

Этот факт отмечали и российские аналитики, добавляя, что из 75 наиболее влиятельных политиков лишь двое занимают позицию Медведева.[1, c. 9]

Для англосаксонских элит Россия по-прежнему является объектом пристального интереса как источник различных враждебных намерений.    Предпринимаются попутки дестабилизировать обстановку, вызывая взрывы массового недовольства. Не оставляются попытки расколоть страну и лишить ее природных ресурсов, насаждая западные идеологические и культурологические стандарты. Этому в немалой степени способствуют и мало продуманные решения российской правящей элиты, царящая среди чиновников безответственность, коррупция и некомпетентность. Государство действует крайне неэффективно, а народ пассивен. Слишком много прилагается усилий к тому, чтобы втянуть Россию в Западные военные авантюры, как и в противостояние с соседними странами.

Чтобы сохранить свою власть и обеспечить свои неуемные финансово-экономические аппетиты, международные правящие элиты готовы на любое преступление. При этом они прикрываются демагогической риторикой, непрестанно говоря о правах человека, свободе и демократии. Это лишь проявление лицемерия, ведь они по-прежнему продолжают лгать и жить по двойным стандартам.

Мировые правящие элиты безо всякого зазрения совести нарушают моральные нормы, принципы устойчивого развития, как социального, так и общественно-экономического. Они не стесняются нарушать и многие другие законы, которые не все до конца известны человечеству, которые вполне дают о себе знать. Это видно из различных природных изменений, климатических и геологических, которые пагубно сказываются на все большем числе людей. И пока тенденции лишь усиливаются, угрожая разрушить мировую экономику и вызвать всеобщий хаос.

Слишком многое ныне зависит от действия правящих мировых элит. Если они не изменят своей политики, то это вызовет катастрофические последствия, как и для своих стран, так и для всего прочего мира.

То, насколько улучшится ситуация в мировой политике, во многом зависит от того, насколько правящие элиты в состоянии оценить надвигающиеся угрозы и готовности в кратчайшие сроки радикально изменить существующие взаимоотношения со своими конкурентами и своими собственными согражданами. И чем раньше у них хватит на это воли, тем меньше будет потерь.

Естественно, что как российским, так и зарубежным элитам следует пересмотреть свои привычные критерии проводимой политики и практики. И если правящей элите нашей страны предстоит, в первую очередь, приобрести достаточно политической воли, чтобы провести нужные модернизации, то зарубежным элитам предстоит оказать им в этом посильное содействие.

Также следует изменить систему защиты авторских прав, которая безнадежно устарела. Дело в том, что интересах человечества, чтобы любые научные и технические достижения становились всеобщим достоянием. При этом среди целей ведущих мировых держав должно стать оказание посильном помощи тем странам, которые нуждаются в такой помощи.

Но есть и еще одна проблема, которую предстоит решить российской элите. Дело в том, что западные элиты научились жертвовать частью, чтобы сохранить целое. Это потребовалось им, чтобы выжить, несмотря на многовековую историю. Российская же элита настолько молода, что до сих пор не усвоила этого урока.

В наше время Россия может развиваться как революционным, так и эволюционным путем. И если ныне правящая российская элита и дальше будет позорно имитировать развитие, то может произойти такой социальный взрыв, который произошел в свое время в Тунисе, Киргизии и Египте. Он сметет современную российскую правящую элиту, лишив ее всех ее преимуществ и достоинств, и при этом повергнув страну в безудержный хаос.

Такой социальный взрыв имеет и свою альтернативу. Это эволюция политических, экономических и социальных отношений между просвещенной элитой страны и общественностью. Элите предстоит всю неизбежность преобразований, приобрести политическую волю и принять нужные решения.

В первую очередь следует помнить об ответственности просвещенной части правящей элиты, которая основывается на ее готовности к воплощению реформ и нововведений. И в немалой степени, от ее компетентности в осуществлении таких реформ и умении выполнять их в правильной последовательности. Недостаточно лишь перебирать языком правильные слова. Следует овладевать также и политической волей, а с этим нынче у российской правящей элиты крупные проблемы. В наши дни решением проблемы является не самовлюбленный пиар, а реальное осуществление требуемых реформ!

Россия выстоит в любом случае, поэтому вопрос о ее выживании просто не стоит. Она будет и дальше благополучно развиваться. Это видно из конкретных исторических событий, через которые она проходила. Речь идет лишь о выживании ее современной правящей элиты. С ней или же без нее, но развитие России будет продолжаться.

Вот для того, чтобы добиться нужных результатов, правящей элите крайне необходимо защититься как от внешних, так и внутренних конкурентов, и добиться усиления страны. Ведь сильная и процветающая страна – обязательная цель любой здравомыслящей элиты. Для того чтобы Россия была сильной и исправно функционирующей страной, которая в состоянии соответствовать высоким социальным стандартам, она должна обеспечивать такие условия, при которых каждый человек имел бы возможность активно и самосознанием работать на себя, удовлетворяя как свои нужды, так и нужды своей страны.

Чтобы экономика стала эффективной, у каждого гражданина страны должна быть мотивация к тому, чтобы активно, плодотворно и производительно трудится.     Чтобы эта мотивация все же появилась у граждан,  следует так изменить законы, чтобы стимулировать частное предпринимательство, защитить его от необоснованных претензий с какой бы то ни было стороны, защитить их собственность и результаты труда. Кроме того, предстоит обеспечить выполнение принятых законов всеми, без исключения, гражданами страны.

Но вначале требуется настроить и заставить работать основной инструмент элиты – государство. Оно должно быть призвано в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса, защищать его от недобросовестных конкурентов, коррупции, и несоразмерных аппетитов монопольного бизнеса.

Чтобы этот инструмент стал наиболее эффективным, следует установить систему прозрачности и ответственности деятельности органов власти и монополизированного бизнеса. Она позволит полностью искоренить коррупцию и поднять уровень компетентности чиновников и муниципальных служащих.

Для внедрения этого инструмента в реальную жизнь, от современной правящей элиты России понадобится проявить как политическую волю, так и решимость.

В общем и целом, современная внешняя политика России расценивается неоднозначно. На современном этапе фундаментальными интересами  России остаются мир, международная безопасность, стабильность, экономическое развитие. Иными словами, защита российских интересов по всему периметру всеми возможными способами, в рамках существующих международно-правовых норм. Наблюдается снижение антизападной направленности. И, безусловно, российско-грузинский конфликт сыграл важную роль, продемонстрировав, что Россия готова защищать своих союзников. Также появляется еще одно направление внешней политики – это сотрудничество с государствами – участниками Содружества по задачам национальной безопасности страны.     Перезагрузка отношений с США и другие события недавнего прошлого, показывают, что Россия готова вести предметный диалог и готова сотрудничать.             Политическая элита в настоящее время формирует новый курс, как во внешней, так и во внутренней политике, следуя интересам большинства, она постепенно трансформируется и возможно в скором будущем выберет для себя тот единственный и правильный путь, который приведет нашу страну к успеху на мировой арене.


Библиографический список
  1. Андрусенко Л. Медведев и призрак либерализации // Политический журнал – 2011 – №4. – С.8-10. – Режим доступа: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=73&tek=8055&issue=216
  2. Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира // МЭИМО. – 2009. – №2. – С.31-33.
  3. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. – 2011. – №4 -5. – С.36-37.
  4. Воронин Е.Р. О международных оценках новой военной доктрины России и возможных ответах НАТО на нее. Аналитическая записка. ИМИ МГИМО (У). 2010. Апрель. С. 2.
  5. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. – М.: Вагриус, 2010. – 218 с.
  6. Гуревич П. С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 4. – С. 128-138. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/м
  7. Затулин К. Белорусский ответ на евразийский вопрос // Известия. 2011. 19 октября. С. 10.
  8. Кодин М.И. Общественно-политические объединения и формирование политической элиты в России. – М.: Фонд содействия развития социальных и политических наук, 2010. – 368 с.
  9. Коржаков А.В. Борис Ельцин: человек похожий на президента. – М.: Алгоритм, 2010. – 218 с.
  10. Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь. – 2006. – №1-2. http://interaffairs.ru/
  11. Кургинян С. Четвертый вариант // Известия. 2011. 27 октября. С. 10.
  12. Лавелин А.А. Российская элита: опыт социологического анализа. – М.: Экзамен, 2008. – 85 с.
  13. Мельвиль А. Политический атлас современности / А. Мельвиль // Эксперт. – 2011. – № 43. – С.12-14.
  14. Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. – М.: РАГС, 2008. – 254 с.
  15. Понеделков А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. -
  16. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
  17. Пушков А. Внешняя политика России и ее национальные интересы. – М.: МГИМО(У), 2011. – 246 с.
  18. Раковский С. Н. Международные организации в XXI веке // География в школе. – 2009.-№7. – С.8-9.
  19. Рыжков Н. Премьер. Проект 2017 – миф или реальность. М.: Экспо, 2011. – 386 с.
  20. Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис.- 2010. – №6. – С.37-39.
  21. Со­временные международные отношения и внешняя политика / А.В. Ива­нов, А.А. Орлов, Д.Ф. Морозов и др. – М.: Дело, 2010. – 504с.
  22. Фридман Дж. Россия – снова империя, но иная // ИНОСМИ. – 2011. – 19 июля. С.6. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/video/20110719/172192553.html
  23. Шибутов М.М., Собянин А.Д. Российская элита эпохи Владимира Путина в преддверии перемен // Республика. – 2008 – №3. – С.5-7.


Все статьи автора «Канкиа Алик Георгиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: