САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Авторы статьи характеризуют значение самообразовательной среды вуза как фактора успешного развития самообразовательной деятельности студентов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Самообразовательная среда вуза как фактор успешного развития самообразовательной деятельности студентов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46180 (дата обращения: 08.03.2024).

В настоящее время в рамках развития системы высшего образования значительным аспектом в данной связи предстаёт сформированность у студентов умений и навыков осуществления самообразовательной деятельности. Данный аспект крайне важен, ведь главная цель системы высшего образования состоит в эффективной профессиональной подготовке будущих специалистов, которые должны быть готовы к осуществлению своей непосредственной профессиональной деятельности, принятию важнейших решений в проблемных ситуациях, применению в работе своего активного творческого потенциала, осуществлению своих трудовых функций. Всё это невозможно без развития у будущих специалистов во время обучения в высшем учебном заведении навыков самообразовательной деятельности, ведь данные навыки напрямую взаимосвязаны с такими личностными качествами, как самостоятельность и инициативность. Среда высшего учебного заведения должна непосредственным образом быть благоприятной и предоставлять возможности для развития таких навыков. Ключевую роль здесь также играет педагог, который является проводником для студентов в мир самообразования, самостоятельного освоения различных областей науки.

Проблема развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования должна решаться комплексно, в рамках учебной и внеучебной работы, на этапах планирования и реализации образовательных программ. Достижение поставленной цели становится возможным только при условии специально организованного учебного процесса, целенаправленной деятельности педагогов.

Самообразовательная среда высшего учебного заведения, чтобы она являлась фактором эффективного развития навыков самообразовательной деятельности у студентов, должна основываться на принципах комфорта студентов при освоении образовательной информации, интегративности, открытости педагогов, возможности успешного взаимодействия между педагогом и студентами, вариативности учебных заданий,  эмоциональности, гибкости и целостности учебного процесса,  учёта индивидуальных особенностей студентов, разносторонности учебной программы, возможности саморегуляции студентами собственной образовательной деятельности [2].

Таким образом, образовательной среда представляет собой  некоторое образовательное пространство, в рамках которого осуществляются определенные изменения личности. Это непосредственно означает, что она выступает наиболее значительным условием личностного развития студентов. Задача педагога заключается в применении особенностей и возможностей данной образовательной среды, усилении степени её воздействия на личность студентов.

В свою очередь, информационный характер самообразовательной среды имеет большое значение. С одной стороны, он создаёт определённые предпосылки для универсализации ресурсов и средств учебного процесса, с другой, предоставляет инструмент поиска и отображения необходимой информации студентам. Помимо этого, самообразовательная среда должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, которые протекают в рамках образовательной организации [1].

При таком подходе самообразовательную среду можно рассматривать в качестве системы, которая позволяет:

-                   наиболее эффективно и качественно осуществить дифференцированное и личностно-ориентированное обучение;

-                   повысить мотивацию студентов к получению новых знаний;

-                   обеспечить наглядность представления практически любого материала;

-                   дать возможность обучающимся самостоятельно планировать последовательность учебной траектории с учётом индивидуальных особенностей и потребностей;

-                   самостоятельно формировать ключевые практические умения и навыки, которые определяют личностный рост, профессиональную успешность и востребованность будущего специалиста.

Таким образом, образовательная среда высшего учебного заведения должна выступать как самообразовательная среда, то есть среда, которая интегрирует все ресурсы с целью развития самообразовательной деятельности студентов и полностью применяет имеющийся технический и методический потенциал образовательной организации для повышения её качества [3].


Библиографический список
  1. Маловиченко Р.И. К вопросу о преемственности формирования самообразовательной деятельности. Актуальные проблемы вузовской педагогики : межвуз. сб. науч. ст. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. С. 160-163
  2. Матвеев, В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов / В.В. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. — 2019. — №2. — с. 43-52
  3. Нурулин Р.Н., Суханов П.В. Самообразовательная среда вуза как фактор успешного развития самообразовательной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.


Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: