Всем известно, что учащиеся много времени проводят за школьной партой в сидячем положении. Мало того, что детям с трудом даётся усидеть на месте все уроки, кроме этого они принимают неестественную, закрепощенную позу и сгибаются над тетрадью. Если учителя делают замечание, просят выпрямиться и занять правильную посадку, эти просьбы не имеют долгого эффекта. Спустя несколько минут ребенок опять сжимается и расстояние между тетрадью и глазами становится меньше.
Эта проблема привлекала внимание ученых. В середине ХIХ века на Западе с целью предупреждения чрезмерного наклона спины были предложены костыли-упоры, устанавливающиеся между лбом или подбородком и партой. Однако через несколько лет у детей замечали деформации лицевой части черепа, поэтому от данного метода отказались [1].
Со временем сгорбленное положение учащегося стало обычным явлением, которое не привлекало особого внимания взрослых. Но все понимают, как это может повлиять на развитие и здоровье детей. Сгорбленность как стресс-напряженность и мышечная судорожность, истощает вегетативные и духовно-психические ресурсы [2].
Эта проблема не была решена ни совершенствованием освещения, ни партами. Между тем, исследования по школьной психофизиологии и эргономике, показали, что большинство распространенных болезней образованных людей, приводящих к снижению трудоспособности, преждевременной инвалидизации и смертности, возникают из-за стресс-напряженной учебной позы детей.
Ганс Сельс определил состояние напряжения организма как стресс-синдром, то есть явление стрессовой реакции. Также ученый выяснил следующее: реакция стресс-синдрома начинает осуществляется по одному и тому же пути, без разницы была ли она спровоцирована мышечными напряжениями или токсическим агентом (ядом). Этот факт демонстрирует, что стресс-синдром разворачивается по зафиксированной в эволюции биогенетической программе, которая способствует мобилизации всех нейромышечных ресурсов организма для совершения спасительного усилия-действия [1].
Стресс объясняется как психомоторная ловушка, а при письме ученики выполняют тонко координированные действий на фоне глубокой незрелости осуществляющих их систем. Положение усугубляется если учащиеся выполняют задание н скорость в ограниченных временных рамках. Мобилизация нейромышечных систем сопровождается «коротким замыканием» в нервной энергетической цепи. В этом состоянии энергии нервной системы растрачивается «в никуда», происходит энергоинформационное «выгорание», которое вызывает нарушения в системах жизнеобеспечения. Г. Селье заметил, что увеличение щитовидной железы и истощение надпочечников являются проявлениями реакции стресс-напряжения. При частом истощении всех энергоинформационных потенциалов жизнеподдержания организм погибает [2].
Изучение стресс-напряжения учащихся, внешне проявляющиеся сгорбленностью, показало, что если детей с неоформленными произвольно-волевыми и координаторными способностями (речь, письмо, чтение и т. д.) принудительно в техническоскоростном режиме заставить учиться, то они оказываются в ситуации того же истощающего стресса, описанного Г. Селье. Кроме того, с каждым учебным годом стресс-напряженность и сгорбленность детей при обучении растёт.
Для анализа ситуации стресс-синдрома учащихся при выполнении тонко-координаторных актов был проведен ряд исследований. Объектом исследования выступали системы организма, в наибольшей степени реагирующие на стресс-синдром. Это межполушарные отношения мозга, [1].
Были изучены и последствия различных уровней стресснапряжений детей в учебном процессе на развитие основополагающих систем жизнеобеспечения (центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой системы, системы органов дыхания, качества телесного, психомоторного и духовно-психического развития и т. д.). Ниже кратко остановимся на некоторых выборочных результатах данных исследований [3].
Обратимся к исследованию, в котором участвовали учащиеся первого класса в количестве 35 человек. Было замечено, что мышечная напряженность при письме влияет на межполушарные отношения. Чем больше сжимались дети за партой и склонялись над учебниками, тем больше были замечены нарушения в кровоснабжении левого и правого полушария. Степень мышечной напряженности соответствовала степени межполушарной диссоциации. Мышечная напряженность детей выражалась напряженностью между левополушарной сферой (кодирующей чувственные сигналы в духовные) и правой (непосредственно воспринимающей чувственно-образный сценарий мира) [1].
Таким образом, глубоко проникающее нейромоторное стресс-напряжение, внешним выражением которого является согбенный учебно-динамический стереотип (СУДс) взывают психические расстройства. Внутренним содержанием внешней телесномышечной напряженности (согбенности) является вегетативное стресс-напряжение и, как следствие, угнетение и истощение нейровегетативных ритмов (энергоинформационных алгоритмов), подведенных под функционирование систем жизнеобеспечения, в том числе сердечно-сосудистой системы [2].
Малоподвижный образ жизни учащихся и проведение большего времени за партой сказывается на функционировании систем организма. Замечено, что дыхание становится менее глубоким из-за этого замедляется обмен веществ и возникает застой крови в нижних конечностях. Работоспособность и внимание учащихся снижается, нарушается координация движений. Кроме того, падает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Библиографический список
- Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. – М., 2009. – 328 с. – ISBN 978-5-904539-04-7
- Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / под. ред. А.Г. Хрипковой и М.В. Антроповой. – М.: Просвещение, 1982.
- Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников. // Педиатрия: журн. им. Г.Н. Сперанского. – 2002. – № 6.