УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Авторы статьи характеризуют значение урока изобразительного искусства как эффективного и оптимального средства эстетического воспитания школьников.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Урок изобразительного искусства как средство эстетического воспитания // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/42106 (дата обращения: 03.03.2024).

Изобразительное искусство как предмет учебной деятельности является одним из самых древнейших видов  человеческого искусства. Оно является также средством для выражения свих мыслей посредством использования наглядной формы. Изображение предметов, а также явлений и вещей окружающей нас среды при помощи рисунков и картин дают возможность для того, чтобы человек смог выстроить своё представление о них. Также изобразительное искусство как явление человеческого бытия является не только средством познания, но и средством обучения и воспитания. Вместе с уроками физической культуры, музыки и пения, оно активным образом влияет на то, что у личности происходит формирование духовного опыта.

К глубокому сожалению, достаточно полный анализ опыта учителей начальных классов показывает статистику, говорящую о том, что преподаванию, а также организации, проведению и анализу данного вида рабочей деятельности в настоящее время не уделяется внимания должным образом. Кроме этого, опыт передовых педагогических работников, показывает то, что такие занятия вполне могут выступать достаточно сильным средством для выполнения данной цели – эстетического воспитания обучающихся.

Таджикский академик М. Лутфуллоев считает, что в числе учебных предметов, которые преподаются в средней школе и имеют достаточно родственную связь с эстетическим воспитанием, ключевое место принадлежит непосредственным образом изобразительному искусству и труду, правильное и своевременное преподавание которых необходимо в младших классах школы среднего звена [1].

В своей книге «Актуальные проблемы современной педагогики» известный таджикский академик Ф. Шарифзаде говорит о переходе к информационному обществу, который заставляет задуматься о том, готовы ли выпускники образовательных организаций к своей дальнейшей  жизни и к труду в современном обществе, то есть в реалиях настоящего времени [3].

Эти основные задачи в конечном счёте и ставятся перед такой учебной дисциплиной, как Изобразительное искусство. Так, искусство всегда было и будет оставаться одним из наиболее любимых увлечений для человечества. Ещё в самом начале появления человеческого общества, которое происходило в пещерах, где когда-то жили первобытные люди, точнее именно на стенах пещер, можно наблюдать огромное количество искусств, в которых были изображены предметы окружающего древних людей мира. Следует также отметить, что и искусство появилось гораздо раньше, чем письменность. Кроме этого, первые примеры письменности содержали в своей совокупности и рисунки, которые имеют такое название, как иероглифы. Изобразительное искусство в возрасте детей является одним из ключевых в своём значении видов интеллектуальной деятельности.

В.А. Сухомлинский также придавал ключевое значение дисциплине изобразительного искусства. В возрасте детей самым первый объект изобразительного искусства – это предметы природы, потому что природа о своей сути наиболее близка натуре ребёнка, ведь он видит красоту природы гораздо раньше, нежели красоту в других формах проявления. Эстетическая ценность среды природы наиболее удобным образом доступна процессу эстетического воспитания. Осознавая всю красоту природы, ребёнок со временем понимает всю её красоту и в совсем иных формах её эстетического проявления. Следовательно, этот период становления ребёнка необходимо использовать рациональным образом.  Рисование различного рода природных вещей и явлений со временем осуществляет формирование настоящей любви к природе родного края, что по своей сути является также главнейшей причиной нахождения экологической культуры на высоком уровне. Миры растений  и животных неповторимым образом красивы, и являются доступными для детского понимания [2].

Таким образом, изобразительное искусство является умственным освоением окружающей среды. С этого аспекта рассмотрения вопроса искусство представляет собой результат ознакомления с предметами и явлениями окружающей среды. Любой человек воспринимает предметы и явления окружающей среды по-своему, то есть индивидуально. И дети не являются исключением. У них также имеется свое видение предметов, а также явлений окружающей среды. Их возрастные особенности оставляют свой отпечаток в изобразительном искусстве. Для рационального использования изобразительного искусства в духовном развитии ребенка, нужно вооружить его методикой изобразительного искусства.

Так, по сути почти любым видом деятельности людей можно заниматься рациональным образом и при этом добиваться значительных результатов в этом деле. Но это представляется возможным лишь только в том случае усвоения техники, то есть технологии данного вида деятельности людей. Кроме этого, обучение различного рода элементам основ профессиональной культуры нужно осуществлять с детского возраста. С такой точки воззрения изобразительное искусство является своеобразным сочетанием формы и содержания. Здесь конечно же речь идёт о непосредственно форме и содержании вещей и явлений окружающего нас мира. Следовательно, сначала надо ознакомлять ребёнка с ключевыми средствами изобразительного искусства. Сознательное применение средств искусства ребенку даёт прекрасную возможность наиболее разумно и серьёзно относиться к изображению. Знание и умение в искусстве находится в прямой зависимости от усвоения техники изображении. Таким образом, основными средствами изобразительного искусства являются знание и умение использования каждого из данных видов средств, которые позволяют профессионально оформить изображение предмета искусства. Крайне важно с дидактической точки зрения, чтобы дети усваивали сущность и формы проявления средств и методов изобразительного искусства.

Вот почему так необходимо с психолого-педагогической точки зрения усвоение основ дисциплины изобразительного искусства, в частности, основ  изображения.

С этой целью и осуществляется достаточно полное формирование эстетического осознания, эстетического отношения, эстетического вкуса и других аналогичных понятий эстетического характера.


Библиографический список
  1. Лутфуллоев, М.К. Возрождение педагогики Аджама / М.К. Лутфуллоев. – Душанбе: Дониш, 2017. – 150 с.
  2. Сухомлинский, В.А. О воспитании (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик) / В.А. Сухомлинский – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
  3. Шарифзода, Ф.К. Педагогика: курс лекций/ Ф.К. Шарифзода, И.Х. Каримова. – Душанбе: Ирфон, 2018. – 284 с.


Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: