РЕЙТИНГ КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Воронцов Александр Максимович1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается, почему рейтинговая система используется для оценки уровня профессионализма педагогических работников, как рейтинг преподавателя влияет на уровень подготовки выпускников, как педагогические работники влияют на качество педагогического процесса в профессиональном образовании. Авторы выделяют, что педагог должен быть профессионально подготовлен при осуществлении своей деятельности и лучший способом оценки его деятельности является рейтинговая система, здесь рассматривается что из себя представляет рейтинг преподавателя, как он влияет на оценку качества деятельности педагога профессионального образования.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Воронцов А.М., Жидков А.А., Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Рейтинг как механизм оценки качества деятельности педагогических работников в профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/38795 (дата обращения: 26.02.2024).

Одним из основных обеспечений образовательной деятельности в образовательном учреждении является кадровый ресурс. Так как деятельность преподавателя является особенно важной, необходимо организовать систему внутреннего контроля, которая заключается в контроле самой системы обеспечения качества подготовки выпускников. Деятельность преподавателя объединяет основные процессы, такие как образовательную, научную, производственную деятельность и дополнительное образование. Менеджмент ресурсов является внутри процессным фактором и поэтому немаловажно построение четкой системы контроля деятельности преподавателя.

Неотъемлемой частью систем управления качеством преподавания (образования) являются рейтинговые системы оценки деятельности педагогического персонала. Они призваны формировать информационную базу, объективирующую, оценивающую функции в процессах управления эффективностью преподавательского состава, что напрямую влияет на качество образования (обучения). В научно-педагогической литературе сущность рейтинга педагога представлена в виде оценки деятельности преподавателя высшего учебного заведения с точки зрения общественного признания, научной, образовательной и образовательной деятельности за отчетный год [1].

Рейтинг преподавателя – это индивидуальный количественный уровень результирующего числового показателя оценки научно-педагогических достижений в учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической и иной работе педагога, позволяющий сделать вывод в системе градации о его месте, уровне, категория, основанная на педагогике, психологии, математической статистике. Формально рейтинг преподавателей – это список преподавателей в классификационном списке образовательной организации, упорядоченный в порядке убывания или увеличения результатов научно-педагогической деятельности.

Общая модель рейтинговых систем для оценки преподавательского состава включает в себя оценку показателей работы, выполненной преподавателями за определенный период (месяц, семестр, учебный год), агрегирование этих показателей в определенную обобщенную оценку деятельности педагогов, в соответствии с к этим обобщенным оценкам присваивается рейтинг преподавательского состава (места в квалификационном списке от наиболее эффективных до наименее эффективных).

В то же время анализ рейтинговых систем для преподавательского состава, введенных и функционирующих в российских колледжах, показывает, что в большинстве случаев имеются существенные недостатки как в содержательном, методологическом и математическом, так и в организационно-технологических аспектах создания и функционирования такие системы, которые могут значительно снизить их эффективность. В частности, как правило, полнота и адекватность перечня оцениваемых работ не является строго обоснованной, поскольку в дополнение к тем, которые определены нормативной базой, колледжи также включают другие работы в колледжах из-за исторических подходов (в этом колледже) или субъективные предпочтения администрации колледжа. Анализ научно-педагогической литературы и изучение опыта управления качеством образовательного процесса позволяют утверждать, что сегодня в российских вузах нет единого подхода в этом вопросе [2].

Но также, помимо недостатков, существуют преимущества рейтинга преподавательского состава.

Преимущества рейтинга заключаются в следующем:

- рейтинговая оценка основана на принципах: комплексности, которая обеспечивает оценку всех видов деятельности преподавателей; открытость, которая включает в себя полное информирование преподавателей о целях, содержании и способах оценки; модульность, которая обеспечивает создание и совершенствование комплексной, гибкой оценки деятельности педагогического персонала в зависимости от специфики направления деятельности образовательного учреждения, а также от целей оценки [3].

- умение проводить текущую (на конец учебного года) и кумулятивную (раз в 5 лет) оценку качества профессиональной деятельности педагогов;

- оценка соответствует требованиям предметной и конструктивной обоснованности (соответствие форм и целей);

- процедура оценки позволяет развивать у педагогов навыки самооценки и анализа профессиональной деятельности;

- подробный порядок оценки качества работы преподавателей обеспечивает ее достоверность.

Основным подходом, используемым большинством российских образовательных учреждений, является «почасовое» или бальное нормирование исходных данных по видам работы преподавательского состава и определение значения критериев оценки для всех компонентов его научно-педагогической деятельности. В течение учебного года преподаватель по каждому виду образовательной деятельности (проведение аудиторных занятий; подготовка организационных документов, учебных материалов, научных публикаций; выступления на научно-практических конференциях; руководство учебными группами и т. Д.) Получает условную единицу в Форма определенного количества баллов («часов») в зависимости от правил (норм), установленных в образовательном учреждении. В результате каждый преподаватель накапливает произвольные единицы за весь отчетный период работы, что позволяет ему оценивать свою педагогическую работу по сумме произвольных единиц (баллов или «часов») отдельно по виду работы преподавательского состава или их комбинации (двухуровневая система).

Стоит отметить положительный аспект этого подхода, который заключается в использовании единой количественной (интервальной) шкалы оценок для всех видов работы преподавательского состава, в том числе тех, которые характеризуются качественным характером.

Рейтинговая система представляет собой совокупность нормативно-методических документов (правил, методических указаний, рекомендаций), обеспечивающих управление систематической, ритмичной и продуктивной учебно-научной деятельностью преподавателей с целью формирования их опыта самостоятельной работы и самообразования. Система рейтингов предназначена для эффективного мониторинга и оценки прогресса преподавателей в образовательном пространстве с использованием соответствующего математического аппарата для обработки информации о различных показателях индивидуальной деятельности преподавателей [1].

В заключении можно добавить, что рейтинговая оценка деятельности преподавателя на данный момент является самой эффективной оценкой, потому что благодаря различной деятельности преподавателя можно сказать, что он эффективно выполняет свою профессиональную деятельность и готов подготовить высококвалифицированных специалистов, а также благодаря этой системе педагог способен саморазвиваться и самообучаться.


Библиографический список
  1. Костылев, Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы/ Ф.В. Костылев. – М.: Владос, 2000. – 104с.
  2. Конти Т. Будущее качества. Стандарты и качество/ Т. Конти. – М.: Европейское качество, 2000. – 335с.
  3. Кругликов, В.В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса/ В.В. Кругликов// Высшее образование в России. – 2009. – №2. – С.100-102.


Все статьи автора «kamickadzovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: