ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Черемная Юлия Евгеньевна
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
студентка 3 курса, факультета «Экранных искусств»

Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме смысла жизни и смерти. Целью данной статьи является необходимость узнать смысл жизни и понять, что представляет собой смерть. В данной статье рассматриваются смысл жизни и смерти с различных точек зрения философов таких, как Аристотель, Сократ, Эпикур, Платон, Кант, Камю, Диоген Синопский, Фейербах, Ницше и других, а также таких религий таких, как ислам, зороастризм, растафари, христианство, буддизм, индуизм. Кроме того, статья содержит раскрытие проблемы смысла жизни и смерти на основе произведения Льва Николаевича Толстого. В заключение раскрывается, что смысл жизни для каждого человека свой, своё у человека и понимание смерти.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Черемная Ю.Е. Проблема смысла жизни и смерти // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/37938 (дата обращения: 03.03.2024).

Научный руководитель: Веремчук А.С.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над смыслом жизни и смертью. Безусловно дать ответы на эти вопросы почти, что не возможно. Кто-то видит смысл жизни в своей семье, кто-то в любви, кто-то в дружбе, кто-то в защите Родины, кто-то в помощи бедным, больным и обездоленным, а кто-то и в том, чтобы просто жить и получать от жизни всё, точнее все удовольствия этого мира. Каждый из этих людей по-своему прав, потому что всё выше перечисленное и есть составляющие нашу жизнь.

Смерть же сама по себе является загадкой. Также, как и о смысле жизни, человек думает по-разному и о смерти. Например, кто-то считает, что ты прожил жизнь и исчез, другими словами тебя не стало. Другая же часть людей, особенно религиозные люди, считают, что смерть – это этап жизни, а точнее переход от земной жизни в жизнь небесную, которая намного лучше жизни на земле. Однако она может быть и хуже жизни на земле, так как если ты вёл себя неподобающи на земле, то ты попадёшь в рай или обретёшь покой, а вот если ввёл грязную, пошлую, развратную, бессердечную жизнь на земле, то скорее всего ты попадёшь в ад, или твоя душа будет мучится, или ещё раз будешь жить на земле.

Не мало важное значение на выбор смысла жизни и имеет духовное развитие человека. Многие жители нашей планеты ведут себя как животные, имея такие же привычки, желания и чувства. Такой тип людей практически ничем не отличаются от нашего меньшого брата. И говорить об их духовном развитии уже не приходится. Но есть и те люди (может их и немного, а может и не мало), кто по-настоящему духовен, и более того из года в год он всё больше обогащается. Каждый новый виток жизни дарит нам возможность духовного развития, а человек уже сам выбирает или от того или иного случая получить развитие, или обрести деградацию.

Однако, давайте всё же обратимся к нашей истории, а точнее к философам, которые также, как и любой человек, задавались вопросом о смысле жизни, о смерти, о духовности человека.

Проблема жизни. Известный философ Сократ считал, что смысл жизни заключён в счастье, которое выражается в добродетельной жизни, в соблюдении законов, принятых государством, и нравственности.  Платон полагал, что смысл жизни есть забота о своей душе. Аристотель видел смысл жизни в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином: «Служить другим и делать добро» [1]. Эпикур находил смысл жизни в том, чтобы жить счастливо и блаженствовать на свете. Диоген Синопский полагал, что смысл жизни есть внутренняя свобода и призрение к богатству. Для Канта смысл жизни являлся выполнением принципов нравственного долга: «Моральный закон возвышает ценность человека как мыслящего существа» [2]. Для Фейербаха смысл жизни был в стремление к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу.

Интересной была теория Маркса о смысле жизни, которая заключалась в борьбе за коммунизм. Необычное виденье было и у Ницше, который полагал, что смысл жизни – это воля к власти. Нельзя не отметить и английских философов таких, как Бентам, Милль, которые считали, что смысл жизни есть достижение пользы и успеха.

Проблема смерти. Эпикур проповедовал, что смерти бояться бессмысленно, потому что пока мы живы её нет, а когда есть она нет нас: «…смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» [3]. Философы -экзистенциалисты такие, как Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс рассматривали “жизнь как бытие к смерти”, то есть вопрос смерти возникает у людей в момент, когда человек находится между жизнью и смертью. В таком положении человек может или поддаться смерти, или жизни. Кроме того, данные философы считали, что именно смерть, ощущение её приближения заставляет людей задуматься о смысле жизни, которую они вели. Также в предсмертные минуты человек может открыть себя, заглянуть правде в глаза, познать свою душу и в итоге обрести свободу и спокойствие. Многие ценности, которые были для него значимы, теряют смысл и становятся ненужными. То есть для философов-экзистенциалистов смерть имеет важное значение, она словно некое таинство, которое помогают человеку обрести себя и понять, что действительно имеет ценность.

Интересную теорию выдвинул и Платон о смерти человека, которая очень схожа с христианской теорией. Эта теория заключается в том, что у человека смертно только тело, а душа же бессмертна. То есть смерть, по мнению Платона, является лишь процессом отделения души от тела, после чего тело превращается в прах: «Когда душа освободится от тела и обнажится, делаются заметны все природные ее свойства и все следы, которые человек положил на душу каждым из своих занятий» [4].

Нельзя не упомянуть о мнении древних египтян, которые полагали, что пребывание людей на земле является подготовка их к загробной жизни. Совсем иное мнение было у древних японцев, которые думали, что человек после смерти не умирает, а продолжает жить в своих потомках.

Также интересны объяснения смысла жизни и смерти в различных религиях. Некоторые из них мы сейчас рассмотрим.

Начнём с индуизма. Индуизм выдвигает такую теорию, по которой душа словно совершает круговорот жизни и смерти, то есть после смерти душа вновь возрождается в животных, других людях, иными словами смерть является временным прекращением физической активности человека. Однако душа будет перерождаться пока не освободиться из круговорота, после чего сможет прийти к умиротворению. Именно такой переход и является смыслом и задачей жизни человека.  Некоторые верующие данной религии считают, что это возможно через осознание своего истинного я и своего единства со всем Сущим и с Богом. Другие индуисты считают, что это возможно через отказ от материальных желаний, через любовь к Богу и по милости Бога.

В буддизме жизнь является страданием, причиной которого являются желания и страсти людей.  Для того чтобы, жизнь не была страданием нужно отказаться от земных страстей и желаний. Также, как и в индуизме, в буддизме живое существо перерождается, то есть может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, животных, духов, человеческих существ и небожителей. Тот или иной выбор определяется желанием и кармой, а процесс перерождения повторяется до тех пор, пока живое существо либо распадётся в момент смерти, либо достигнет шуньяты («великой пустоты»).

В христианстве смысл жизни заключается в духовном усовершенствовании человека, воздержании от греховных действий и помыслов.  Смерть же в данной религии является не конечной точкой, а поворотной в жизни души человека. С помощью смерти душа человека продолжает жить и возносится либо в рай, либо в ад.

В исламе смысл земной жизни заключается в духовном очищении и совершенствовании человека, а также в стремлении быть безупречным человеком. После смерти человека, а точнее после его похорон к нему приходят два ангела по имени Мункар и Накир, которые допрашивают усопшего о добрых или злых делах, которые он делал при жизни (такой процесс называют «судом в могиле»). После этого суда и решается судьба души: или она почувствует рай ещё в могиле, или её продолжат терзать мучения. Конечным же итогом для души является или рай, или ад.

В зороастризме человек должен иметь благие мысли, благие слова и благие деяния. Учение данной религии одним из первых признало ответственность души человека за совершённые им деяния в земной жизни. Те, кто избрали праведность, попадут в рай. Кто избрал следования грехам, того ожидают мучения и ад. Также в зороастризме появляется такое явление, как посмертный суд, который представляет собой подсчёт грехов и благих дел, которые совершил человек вовремя своей земной жизни.  Если добрых дел оказывается больше, чем злых, то душа попадает в Дом песен. Если злых дел оказывается больше, чем добрых то, человеческая душа попадает в ад.

Интересное учение о смерти проповедует такая религия, как растафари. Эта религия проповедует, что люди обретут бессмертие, пройдя реинкарнаций, и райский Эдемский сад на земле, а точнее в Африке.

Таким образом, и многие философы и религии верят в бессмертную душу, в её пребывание в тихом, спокойном умиротворённом месте. Смыслом же жизни они видят в духовном и нравственном совершенствовании человека, в его добродетельности.

Размышляли над смыслом жизни, не только философы, религии, но и писатели через героев своих произведений. Наиболее ярким пример служит герой Льва Николаевича Толстого Константин Левин из романа «Анна Каренина».

Константин Левин пытается найти смысл жизни, познать тайну мира. Он никак не хочет примирится с действительность, которая окружает его. Он то ищет смысл в семье, то пытается найти его в работе, то в обращении к Богу. Но ответ на свой вопрос Левин не находит. Это наводит на него тяжелые и мучительные раздумья, что приводит к душевному неспокойствию. Однако в эпизоде с грозой Левин открывает в себе доброту, любовь к ближним и миру, и это и является ответом на его вопрос. Безусловно, все события мира будут идти своим чередом, всё будет повторятся, но важным остаются жить, чтобы делать добро и любить ближнего и мир: «Так же буду сердиться на Ивана-кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» [5].

Таким образом, точного ответа, что является смыслом жизни, для чего мы живём на земле никто не даст.  Каждый человек выбирает смысл жизни для себя сам. Но нельзя забывать о том, что нужно творить добро, думать о людях, которые тебя окружают, помогать другим людям и познавать себя.

Точное определение человека после смерти, также, как и смысл жизни, никто не даст. Каждый философ, религия правы по-своему. И в этом вопросе каждый человек выбирает для себя ту концепцию и верит в то, что на его взгляд является наиболее действительным и точным.


Библиографический список
  1. Аристотель. Этика, – СПб.:  Астрель, 2012. – 496с.
  2. Кант И. Критика практического разума, – М.: ДиректМедиа, 2009. – 224с.
  3. Эпикур. О природе вещей. Письмо к Менекею, – М.: Тит Лукреций Кар, 1983. – 305-319с.
  4. Платон. Горгий, – М.: Мысль, 1968. – 39с.
  5. Толстой Л.Н. Анна Каренина, – СПб.: Речь, 2017. – 594с.
  6. Научный сайт Инфопедия. Духовность и проблема смысла жизни. [Электронный ресурс] – https: // infopedia.su/9x101db.html   (дата обращения 28.12.2020);
  7. Островский Э.В. Философия // Учебное пособие. 2012. – 312с.


Все статьи автора «Черемная Юлия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: