СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО Я

Лозенко Ксения Сергеевна
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
г.Симферополь, студентка 5 курса

Аннотация
В данной статье мы рассмотрели механизмы формирования образа физического Я.

Ключевые слова:


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Лозенко К.С. Социально психологические механизмы формирования образа физического Я // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/39921 (дата обращения: 22.02.2024).

Постановка проблемы.  Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. развивали точку зрения о том, что осознание человеком своего Физического Я (что обычно включает осознание схемы тела, внешности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей

Важнейшим источником формирования представления о собственном Я служат размеры тела и его форма. По выражению В. В. Столина (1983): «Самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные действия». Важную роль в формировании ранних физических навыков играет положительная или отрицательная обратная связь, которую ребенок получает от окружающих его взрослых, оценивающих успешность его действий.

Цель статьи.  Рассмотреть механизмы формирование Образа Физического Я.

Изложения основного материала.

На генезис образа физического Я влияет ряд факторов, таких как социальное окружение в котором растет человек, а именно его требования к параметрам внешности юноши; сфера интересов. А также уровень самоотношения  (лица с высоким уровнем лучше дифференцируют сильные и слабые стороны собственного физического Я-образа), умение находить общий язык с окружающими, «помехи» в установлении контактов.

Формирование телесного самосознания и физического “Я-образа” – это длительный процесс, который начинается с элементарных ощущений и завершается становлением системы представлений о собственном “Я”. Этот процесс является довольно сложным и динамичным, поскольку меняется и развивается сам ребенок [12].

В шесть-семь лет, в связи с началом учебной деятельности, начинается новый этап развития телесного самосознания и физического “Я-образа”, важность которого трудно переоценить. С одной стороны, в период младшего школьного возраста накапливаются психологические резервы, которые подведут самосознание к важнейшей его генетической форме в подростковом возрасте. Именно благодаря учебной деятельности формируются основные новообразования в личностной сфере младших школьников – самооценка, рефлексия, потребность в самоутверждении, т. п, а также в познавательной сфере – внутренний план действий, произвольность всех психических процессов и познавательная потребность. С другой стороны, данный возрастной период является последним периодом в развитии личности, когда она зависит от взрослого. Зависимость ребенка от взрослого выступает фактором успешного влияния со стороны родителей и учителей на развитие сознания и самосознания младшего школьника.

Между самооценкой физического Я и самовоспитанием как высшей формой саморегулирования своей деятельности младшими школьниками существует тесная связь. Дети, самооценка которых соответствует процессуально ситуативному уровню, не могут установить связь между своими поступками и качествами личности. Они оценивают собственное ” я ” лишь по отдельным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут полностью обусловлено стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к объективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствуют тенденции нестабильности самооценки. Изменение человека на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков: выполнение одних поступков и отказ от других. Младший школьник еще не понимает под этим процессом развитие собственных черт личности.

В теоретической конструкции Р. Шонца (1981) образ тела представлен на 4-х уровнях: «схема тела», «телесное Я», «телесное представление» и «концепция тела». Восприятие тела как объекта в пространстве – фундаментальный уровень телесного переживания. Схема тела обеспечивает представление о локализации стимулов на поверхности тела, об ориентации тела в пространстве и положении частей тела относительно друг друга, простое гедонистическое различие между болью и удовольствием. Схема тела стабильна и нарушается только при таких глубоких воздействиях, как повреждение мозга, нарушение иннервации и действия фармакологических препаратов. Схема тела служит в качестве эталона для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть, а это облегчает организацию движений. А специфическая функция схемы тела: обеспечение адаптации личности к условиям внешнего мира [4].

Ж.Лермит считает, что только отражая телесные схемы других, ребенок приобретает собственный телесный образ. Схема тела приобретается на основе собственной двигательной активности, а также благодаря экстеро — и интерорецепторов. По мнению А. А. Налчаджян (1988), схема тела или телесный Я-образ является важной для каждой личности подструктурой самосознания, которая, к тому же, активно защищается от фрустрирующих воздействий. Этот уровень образа тела определяет телесную самоидентичность [6]. Как правило, представления человека о своем теле непрерывно развивается. Одновременно тело и его функции могут иметь несколько обозначений. На этом уровне замечаются элементы других уровней образа тела.

В.В. Столин, И.С. Кон, В.А. Ядов, И.И. Чеснокова и др. предлагают рассматривать психическое отражения телесного опыта на 3-х уровнях:

Схема тела – в самосознании интерпретируются сведения о собственном организме, поступающие от проприорецепции и кинестезии. В структуре уровневого строения самосознания- уровень организма – обеспечивает потребность в самосохранении, в нормальном функционировании, физическом благополучии и самочувствии. Схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Он является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такого понимания, схема тела и самочувствие «встроены непосредственно в психическую структуры организма» и являются полноценными «блоками или подструктурами Я-концепции». Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепции, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах. [3].

Образ тела – результат психического отражения собственного тела, как определенная умственная картина физического Я. В нем выражена самооценка физического Я личностью, самооценка в которой преломляется также отношение окружающих. Под влиянием этого образа и удовлетворенности им, формируется такое образование, как принятие себя.

Концепция тела – отражает ценность тела как такового, служит регулятором поведения, направленного на поддержание здоровья и борьбу с болезнями, отражает существующие в обществе социокультурные эталоны и зависит от сложившегося Образа тела.


Библиографический список
  1. Гурфинкель В.С., Левик Ю.С., Лебедев М.А. Концепция схемы тела и моторный контроль. Схема тела в управлении полезными автоматизмами // Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация / Под ред. Чернавского А.В. М.: Наука, 1991. С. 24-53.
  2. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
  3. Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С. 192-197.
  4. Уляева Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. Т. 3. С. 130-135.
  5. Черкашина А.Г., Черкашин В.И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет // Материалы международной заочной научно-практической конференции «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ: теоретические и практические исследования. ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. С. 127-134.
  6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. – 144 с.


Все статьи автора «Лозенко Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: