IPO – ВЫХОД ЭМИТЕНТА НА БИРЖУ. НОВЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ

Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Бугрова Анастасия Николаевна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Рыбина Екатерина Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье рассматривается понятие IPO, то есть первичное размещение акций на бирже, его особенности и этапы выхода на биржу. Описываются новые тренды выхода на биржу, которые, возможно, однажды заменят IPO.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Торопова А.И., Бугрова А.Н., Сочнева А.С., Рыбина Е.А. IPO – выход эмитента на биржу. Новые тренды в размещении акций // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/38793 (дата обращения: 23.02.2024).

Многие компании желают выйти на биржу. Выход на биржу дает возможность компании обрести известность и популярность, заполучить статус и создать огромный капитал.

Если компания успешно развивается и стабильно держится на рынке, у нее может возникнуть необходимость в дополнительных средствах на дальнейшее развитие. Получить эти средства можно с помощью кредита, выпуска облигаций, но в этих случаях будет необходимо уплачивать проценты по кредиту банку или купоны, то есть проценты заемщикам, купившим облигации, в качестве вознаграждения за пользование их средствами. Но самый интересный вариант – выпуск акций в обращение на фондовой бирже. Это позволяет привлечь миллионы инвесторов и миллиардные инвестиции.

Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), – первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. IPO – крайне затратный процесс, однако в случае успеха компания может привлечь поистине огромные деньги.

Чтобы начать торговаться на фондовой бирже, будет необходимо предоставить финансовую отчетность за несколько лет, данные о руководстве и акционерах, продумать дивидендную политику, грамотно объяснить цель привлечения средств. Также компания должна иметь неплохую историю.

При подготовке к IPO компания обязана нанять андеррайтера. Андеррайтеры – это инвестиционные банки, которые организуют Road Show – серии встреч с потенциальными инвесторами в течение нескольких недель в различных городах с целью ознакомить с показателями и планами компании, создать интерес среди инвесторов и заполнить книгу заявок на покупку акций данной компании. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, в свою очередь, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения.

Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой первоначальной цене, а также в какой период будет лучше выпустить бумаги на биржу. Также выбирается биржа, на которой будут размещены акции, например, Московская биржа, Санкт-Петербургская биржа, Нижегородская валютно-фондовая биржа и др.

Завершающим этапом IPO является листинг, то есть начало обращения ценных бумаг на бирже. В момент начала торгов на бирже уже становится ясно, насколько эффективным оказалось IPO. Если цена бумаг адекватна и согласовывается с рыночными условиями, то компания-эмитент может рассчитывать на формирование положительной репутации на фондовом рынке и на повышение своей капитализации.

Частным инвесторам покупать акции компании в самом начале IPO довольно рискованно, поскольку компания-эмитент предоставляет данные о деятельности своей компании, включая финансовые показатели, лишь после выхода на рынок. Следовательно, у частных инвесторов отсутствуют знания о компании, на основании которых можно было бы принять решение о приобретении акций. По этой причине покупку акций компании в самом начале IPO часто называют лотереей.

Кроме того, в первые дни размещения котировки акций обычно подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время после их размещения – когда цена акций более-менее установится на одном уровне.

Кроме IPO существуют и другие способы выйти на биржу и начать торговать ценными бумагами. В последнее время набирают популярность такие пути размещения, как прямое размещение, SPAC-компании. Рассмотрим новые тренды подробнее.

Прямой листинг, или прямое размещение (Direct listing), в сравнении с IPO можно назвать более демократичным способом выхода на биржу из-за отсутствия необходимости в андеррайтинге. Андеррайтинг – это огромнейшие издержки для компании, участвующей в IPO. В случае прямого размещения акций на бирже в андеррайтинге нет необходимости, по этой причине прямой листинг становится все более популярным. Риск прямого размещения заключается в том, что такой способ не подразумевает наличие стабилизирующего агента, задача которого заключается в предотвращении резких колебаний цены на акцию. Кроме того, покупая акции перед IPO, инвестор вынужден держать акции не менее 90 дней, то есть не имеет права их продать; при прямом листинге такой лок-ап период отсутствует, а значит, крупные акционеры могут в один момент продать большой объем акций.

Еще один тренд – SPAC-компании. SPAC (Special Purpose Acquisition Company), «компания специального назначения по приобретению». Фактически, SPAC-компании – это компании-пустышки, которые регистрируются, чтобы помочь другой компании стать публичной, минуя IPO. У них нет реальной ценности: никаких активов, истории деятельности, бизнес-плана. Их задача – пройти IPO и слиться с частной компанией, таким образом делая и ее акционерным обществом. Преимущество такого решения – более быстрое прохождение проверок; к тому же, все необходимые расходы оплачивают организаторы SPAC-компании.

Как бы странно это ни звучало, схема действительно рабочая, регистрация SPAC-компаний легальна и строго регламентируется. Популярность таких «однодневок» растет. Только за первое полугодие 2020 года объем инвестиций в них превысил $12 млрд. SPAC проводит первичное размещение, привлекая инвесторов «вслепую», так как инвестор не знает, с какой компанией в будущем сольется компания-пустышка. Цена одной акции фиксирована – $10. Не менее 80% привлеченных средств компания обязана потратить на один актив. У SPAC есть два года на поиск компании, с которой нужно договориться о слиянии, иначе SPAC будет расформирован и деньги возвращены инвесторам.

Таким образом, IPO – это традиционный способ первичного размещения ценных бумаг на бирже, однако он подразумевает длительные проверки и огромные издержки. В настоящее время набирают популярность иные способы размещения, которые позволяют обойти существенные недостатки IPO: прямое размещение и SPAC-компании.


Библиографический список
  1. Весенний, А. Компании SPAC или как попасть на биржу через чёрный ход. – 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smfanton.ru/nuzhno-znat/kompanii-spac.html
  2. Сангалова, И. Что такое IPO: как компания выходит на биржу. – 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/training/5e25ceaf9a79471671787078


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: