ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Леухина Виктория Игоревна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В данной статье рассматривается сущность и содержание термина «экономическая безопасность» как определяющего условия обеспечения стабильного развития социальных и экономических систем на местном уровне. Многие авторы определяют экономическую безопасность как состояние стабильности экономического сектора муниципалитетов, обеспечивающее его социальное и экономическое развитие в рамках государственной экономики под влиянием внутренних и внешних угроз, достигаемое за счет исполнения внутренних ресурсных возможностей и адекватного управления. Фундаментальной и материальной основой безопасности в целом считается экономическая безопасность. В свою очередь муниципальную экономическую безопасность, следует считать такое состояние экономики населенной территории, во главе которой находятся органы местного самоуправления, обеспечивая защиту социальных и экономических интересов общества от влияния негативных воздействий, уменьшая вероятность нанесения ей ущерба. Целью нашего исследования выступает изучение уровня обеспечения экономической безопасности на местном уровне.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Леухина В.И. Экономическая безопасность муниципальных образований: сущность, факторы и методика оценки состояния экономической безопасности // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/38792 (дата обращения: 22.02.2024).

Введение

Одним из неотъемлемых условий устойчивого развития государства является экономическая безопасность муниципалитета.

Административно-территориальное разграничение Российской Федерации подразумевает, то, что муниципалитеты считаются обязательной составляющей общего государственного пространства. В связи с этим, проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне муниципального образования считается крайне важной, так как правительство способно гарантировать защиту исключительно от более значимых и крупных угроз.

От многих местных угроз экономической безопасности результативно защитить население могут лишь органы местного самоуправления, так как они наиболее приближены к обществу. В сегодняшней реалии трудности обеспечения экономической безопасности, с которыми сталкиваются муниципалитеты не рассматриваются на федеральном и региональном уровнях должным образом. Теоретические вопросы органов местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности муниципалитетов исследованы недостаточно. Исходя из этого, необходимо выбрать подходы к оценке экономической безопасности на местном уровне, а так же острой необходимостью будет являться разработка конкретных мероприятий ее обеспечения, с учетом уже существующих особенностей в развитии муниципалитетов.

Целью нашего исследования выступает изучение уровня обеспечения экономической безопасности на местном уровне. Сформулируем задачи, которые стоят перед нами, для достижения цели: в первую очередь необходимо рассмотреть теоретические оценки уровня экономической безопасности муниципального образования; выявить факторы, которые непосредственно влияют на муниципальную экономическую безопасность.

Экономическая безопасность муниципального образования: сущность и факторы, влияющие на экономическую безопасность.

На уровне муниципалитета экономическая безопасность требует особого внимания, так как она наиболее приближена к обществу и конкретному человеку в целом и именно на этом уровне можно в совокупности оценить экономическую безопасность.

Следует отметить, что экономическая безопасность городского управления считается крайне сложной категорией, требующей рассмотрения каждого его элемента. Изучив множество научной литературы, можно проследить тот факт, что термин «экономическая безопасность» зачастую выведено из общего понятия «безопасность». Многие ученые рассматривают понятие «безопасность» с точки зрения субъектов: личности, общества, организации, государства и многих других. К примеру, согласно словарю Ожегова, понятие «безопасность» рассматривается как состояние при котором не угрожает опасность и есть чувство защищенности.

Уровни обеспечения экономической безопасности рассмотрим на рисунке 1, эти уровни представляют собой иерархически выстроенную систему [2].


Рисунок 1 – Уровни обеспечения экономической безопасности

Одной из наиболее важной составляющей экономической безопасности государства является уровень муниципального образования, который относится к местному уровню. Рассматривая экономическую безопасность муниципалитета, можно утверждать, что он не имеет таких глобальных показателей, как, к примеру, государственный уровень, но, тем не менее, не перестают быть важными, так как сами показатели экономической безопасности муниципальных образований в целом создают представления об экономической безопасности региона и страны в совокупности.

Таким образом, фундаментальной и материальной основой национальной безопасности в целом, мы можем считать экономическую безопасность.

Как мы знаем из федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальное образование не имеет полной автономии, его развитие и функционирование зависит исключительно от ряда обстоятельств. Рассмотрим, например такие как: природные и геополитические, немало важным, так же остается потенциал территории и политики государства, а так же политических мероприятий государства и региона. Исходя из вышесказанного, факторы, влияющие на экономическую безопасность муниципалитета, следует дифференцировать по источникам их возникновения. Эти факторы мы представим в рисунке 2 [4].


Рисунок 2 – Факторы, влияющие на экономическую безопасность

Говоря о внутренних факторах, мы имеем в виду такие факторы, которые создаются внутри муниципалитета и целенаправленно влияющие на обеспечение экономической безопасности, к таким факторам мы отнесем: политико-трудовые и экономико-социальные.

Приводя в рисунке внешние факторы, мы говорим о факторах, которые создаются вне муниципалитета, но все так же влияющие на обеспечение экономической безопасности муниципального образования, к таким мы отнесем, например: правовые и политические.

И, наконец, к третьей группе факторов, которые напрямую обеспечивают экономическую безопасность муниципалитета, мы отнесем природно-географический фактор. Представленный фактор напрямую связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, а так же с экологической обстановкой в муниципальном образовании [4].

Подводя итог, можно придти к выводу, что муниципальная экономическая безопасность представляет собой состояние экономики населенной территории, во главе которой находятся органы местного самоуправления, обеспечивая защиту социальных и экономических интересов общества от влияния негативных воздействий, уменьшая вероятность нанесения ей ущерба.

Методика оценки состояния экономической безопасности муниципального образования

Оценка состояния экономики муниципалитетов, а так же степени ее безопасности от многих видов угроз позволяет властям разрабатывать и реализовывать меры, необходимые для повышения эффективности систем и механизмов обеспечения экономической безопасности не только на местном уровне, но и на уровне региона и страны в целом.

Для того, чтобы оценить экономическую безопасность муниципалитета, необходимо пройти следующие этапы (рис.3) [5].


Рисунок 3 – Этапы оценки экономической безопасности муниципального образования

Обратимся к ФЗ-131, который мы упоминали раннее, согласно ст.17 к вопросам местного значения, следует отнести: составление, а так же рассмотрение проекта местного бюджета, затем утверждение и дальнейшая реализация с последующим контролем; создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса; самым главным остается осуществление мер по борьбе с коррупцией, не только на муниципальном уровне, но и на региональном и государственном уровнях. Следует отметить, что данный закон устанавливает полномочия органов местной власти, к наиболее важным можно отнести: принятие и исполнение планов и программ комплекса социального и экономического развития муниципалитета. Вышеперечисленное без проведения комплексной оценки является достаточно труднореализуемым процессом. Приведем к примеру такую оценку, как: оценка защищенности экономики муниципалитета от внешних и внутренних угроз, то есть мы рассматриваем такие факторы и условия, которые могут нанести вред и создать опасность жизненно важным интересам общества, проживающих на территории муниципального образования; угрозы для субъектов малого и среднего бизнеса, то есть предпринимателям, работающим на данной территории; а так же органам местного самоуправления, гарантирующим его перспективное развитие и текущее функционирование. По вопросам обеспечения экономической безопасности различных территорий, мы обобщили труды ученых, таких как: Д.В. Третьякова, Н.В. Дюженковой, Ж.А. Мингалевой и многих других, а так же принимая во внимание характерные черты методологии статистического мониторинга степени социального и экономического формирования поселений. В процессе изучения сформулировали подход к определению характеристик экономической безопасности, который должен учитывать соответствующие тенденции, включающие в себя более значимые области экономики поселений (рис.4).


Рисунок 4 – Подходы к определению характеристик экономической безопасности.

Исходя из вышесказанного, на основе рассматриваемого подхода, мы предлагаем к вниманию систему показателей и их пороговых значений в таблице 1. Индикаторы оценки экономической безопасности подобраны в соответствии с основными требованиями к системе социально-экономических показателей. Первое требование: система социальных и экономических показателей должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, которые используются на всех уровнях власти. Второе требование: данные показатели должны быть неразделимы с действующей в Российской Федерации системой учета, прогнозирования и статистики. Третье требование: система показателей обязана соответствовать перечню основных угроз экономической безопасности муниципалитета. Самое немаловажное четвертое требование, оно заключается в том, что перечень показателей, который используются для анализа, должен быть минимальным и доступным для интерпретации. И, наконец, пятое требование: итоги анализа обязаны допускать легкую и наглядную проверку на согласованность имеющемуся положению.

Таблица 1 – Система индикаторов экономической безопасности муниципального образования и их пороговых значений по направлениям

Индикатор

Пороговое значение

1. Способность экономики муниципалитета к устойчивому развитию
1.1. Объем ВМП на душу населения, в % от среднего по региону

100,0

1.2. Темп роста ВМП к предыдущему году (в соп.ценах, в %)

105,0

1.3. Инвестиции в основной капитал в % к ВМП

25,0

2. Устойчивость финансовой системы
2.1. Дефицит (-) , профицит (+) бюджета, в % к ВМП

3,5

3. Поддержка научного потенциала
3.1. Расходы на образование в % к ВМП

10,0

4. Уровень и качество жизни населения
4.1. Расходы на культуру в % к ВМП

6,0

4.2. Продолжительность жизни, лет

70

4.3. Темп роста реальных доходов населения, %

105,0

4.4. Коэффициент безработицы

0,07

4.5. Уровень занятости, %

60,0

4.6. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

7

4.7. Дифференциация доходов, %

8

5. Экологическая безопасность
5.1. Объемы выбросов загрязняющих веществ, тыс.т.

-

5.2. Динамика заболеваемости в муниципальных образованиях в расчете на 100 тыс. населения, чел.

38

6. Демография
6.1. Коэффициент рождаемости, %

8,0

6.2. Коэффициент смертности, %

10,0

7. Информационная безопасность
7.1. Кол-во компьютеров на 100 чел., шт.

55

Мы считаем, что применение представленной концепции показателей и их пороговых значений позволит осуществить объективную оценку экономической безопасности на территории муниципалитетов. Так же это позволит нам обнаружить точки повышенной опасности в разных областях экономики, за гранями которых возникает угроза равновесия и формирования сложных компонентов экономической системы с приходом дальнейших кризисных явлений.

Алгоритм оценки экономической безопасности представим в виде рисунка 5.


Рисунок 5 – Алгоритм оценки экономической безопасности

Первый метод по Н.В. Дюженковой основывается в сопоставлении экономических показателей с их пороговыми значениями. Диагностика финансового состояния бюджета муниципалитета дает возможность установить степень экономической сбалансированности и стабильности. Концепция показателей сбалансированности а так же финансовой стабильности способен находиться на базе механизма бюджетного регулирования с целью выявления и избегания дисбаланса бюджетных процессов и в дальнейшем может быть использована в части увеличения экономической безопасности.

Подводя итог, можно утверждать, что нами достигнута цель исследования, мы рассмотрели теоретические и методологические подходы к изучению экономической безопасности муниципального образования.

Заключение

При изучении экономической безопасности муниципальных образования, было определено, что это такое состояние экономики населенной территории, где верховным органом власти являются органы местного самоуправления, при котором гарантируется защита социальных и экономических интересов общества от воздействия негативных влияний, таких как риски и угрозы, снижая возможность нанесения ей вреда.

Мы выявили сущность экономической безопасности муниципального образования, и заключается она в том, что органам местной власти следует осуществить проведение экономической политики, направленной на устойчивое развитие, рациональное использование человеческих и природных ресурсов, что в свою очередь будет содействовать увеличению качества жизни населения.

Кроме того, нами изучены условия, негативно воздействующие на экономическую безопасность муниципалитета, и представлена систематизация деструктивных факторов (рисков и угроз). С целью снижения появления отрицательных результатов, которые считаются итогом действий показанных нами угроз, необходимо использовать способы оценки экономической безопасности муниципалитета.


Библиографический список
  1. Баранов М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления // Вектор науки – 2019
  2. Ворошилов Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий, монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018
  3. Колебакина К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе // Экономика и социум. – №5 (48) – 2018
  4. Лысенко Н.Н. Анализ факторов социально-экономического развития муниципального образования. –М.: ИНФРА-М, 2017
  5. Щербакова, Е.В. Механизм управления системой социально-экономического развития региона // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко — № 3(19). – 2018
  6. Конституция РФ от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года
  7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 №607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
  8. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)
  10. Федеральный закон от 25.09.1997 №126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»


Все статьи автора «Леухина Виктория Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: