АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ И ИХ ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В РОССИЙСКИХИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МЕДИА

Шиповников Егор Антонович
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
магистрант 3 курса кафедры английской филологии

Аннотация
Данная статья посвящена разработке теоретико-практической проблемы дискурсивного конструирования действительности в медиа-дискурсе в российских и англоязычных медиа.
Выбор темы продиктован необходимостью дальнейшего анализа понятия «дискурс» в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистике и важностью постановки новых теоретических проблем в области теории медиа-дискурса в современных условиях.
Актуальность данного исследования обусловлена обобщением накопленного опыта предыдущих лет исследований теории дискурса в целом и медиадискурса в частности, а также проверки новых методов дискурсивного конструирования в свете последних событий в России и мире.
В рамках нашего исследования был проведен анализ медиа пространства: как традиционных СМИ, так и крупных медиа-изданий.В качестве результатов исследования были выявлены как традиционные технологии манипуляции медиа-действительности, так и переосмысленные технологии, примененные в рамках развития интернет-технологий. Подобные метаморфозы в сфере дискурсивного конструирования действительности усложняют процесс ориентирования в информационных потоках для неподготовленного человека.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Шиповников Е.А. Актуальные события и их дискурсивное конструирование в российскихи англоязычных медиа // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/11/32142 (дата обращения: 22.02.2024).

Научный руководитель – Тырыгина Валентина Алексеевна,

Доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

 

Конец XX начало XXI характеризуется кардинальными из­менениями в бытии человечества, невиданными ранее темпами и масштабами социальной динамики, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Происходят глобальные трансфор­мации, которые вызвали к жизни новые типы общества и новые реалии.

На базе новых информационных технологий в XXI веке стре­мительно развиваются как традиционные СМИ – печать, радио, телевидение, так и новейшие, связанные с появлением и распро­странением сети интернет, что привело к созданию единого ин­формационного пространства, особой виртуальной среды, образо­ванной совокупностью информационных потоков.

Современная эпоха характеризуется стремительно возрастаю­щим влиянием средств массовой информации на социально-по­литические изменения, происходящие в мире. Они моделируют события и явления окружающего мира. Деятельность такого рода связана с активным преобразованием реальности и конструирова­нием новой реальности – медийной.

Медиа-картина мира формируется различными средствами массовой информации, которые, согласно Е.Н. Комарову, представляют ее варианты: теле­картину мира, радиокартину мира, картину мира, репрезентируе­мую прессой, а в связи с развитием интернета заложены основы виртуальной картины мира. Таким образом, медиа-картина мира существует в своих вариантах, а через них представлена в кон­кретных реализациях – медиа-текстах. Медиа-картина мира отражает процессы постоянного изменения политической, экономической, социальной и культурной реальности, становящейся все более комплексной, информационно насыщенной и сложной для восприятия и описания [1].В последние десятилетия именно воздействующая функция наиболее последовательно и полно реализуется в медиа-дискурсе. Если понимать дискурс как «связный текст, взятый в совокупно­сти с экстралингвистическими (прагматическими, социокультур­ными, психологическими и др.) факторами; текст, взятый в собы­тийном аспекте», то медиадискурс – это текст, который участвует в реальных условиях коммуникации; учитывает социальные, пси­хологические, культурные факторы; адресован конкретной ауди­тории [1]. Стратегия современных СМИ реализуется таким образом, что­бы удовлетворить разнообразные интересы реципиента, сделать медиа-сообщения неотъемлемой частью его повседневной жизни с учетом ритма жизни среднестатистического потребителя ин­формации. Медиа-тексты оказывают, по мнению многих ученых, огромное влияние на формирование в обществе системы взглядов на мир, представленной определенной совокупностью ценностей. СМИ в силу своей специфики не способны абсолютно полно и объективно воспроизвести существующую действительность, а изображаемая ими реальность отличается от эмпирической реаль­ности. Событие, произошедшее в реальности, отражается сред­ствами массовой информации, становясь медиа-событием, которое лишь отчасти следует за реальностью, но во многом является про­извольным субъективным видением. «Картина мира, формируе­мая средствами массовой информации, далеко не адекватна объ­ективной реальности. Она формируется субъектами информаци­онной деятельности» [2]. Информация преломляется сквозь при­зму редакционной политики, специфики канала коммуникации и личности журналиста.

Справедливо мнение Т. Г. Добросклонской, что «механизм функ­ционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отра­жение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона» [3].Так, в крупнейшем белорусском интернет-медиа Nexta и NextaLive [4] освещаются протестные события, спровоцированные нарушениями на выборах. Для нас, как исследователей дискурсивного конструирования действительности наибольший интерес представляет то, как журналисты называют сотрудников правоохранительных органов.  В самом начале протестов 9-11 августа в постах интернет-издания для обозначения милиционеров используются стилистические нейтральные слова и формулировки например: «сотрудники милиции», «силовики», «ОМОНовцы». С развитиемситуации редакция интернет-медиа перешла от нейтрального описания событий к эмоциональному и агитационному характеру освещения реальности. По отношению к представителям правоохранительных органов стали применяться сильно окрашенные стилистические слова «фашисты», «каратели» и уничижительные производные «лукашисты», «тихари» и т.п.Подобные характеристики, снабжаемые на постоянной основе видеоматериалами, стали применяться, как это стало известно позднее, не случайно. Интернет-издание, взяло на себя роль координатора событий и «рупора» идей близких как протестующим на улицах Минска и всей республики, так и самой редакции[5]. Это было сделано для того, чтобы сломать стереотип о том, что недовольных ситуацией большинство, тогда как официальные медиа республики на протяжении многих лет строили обратный стереотип. Подорога В. А. считает, что эти различия специально создаются преднамеренно, так как реальное со­бытие может не совпадать с медиа-событием. [6]. Манипуляция базируется на «фрагментировании информацион­ного потока», многоканальности и скорости доставки информации. События подаются разнородным потоком, исключающим возмож­ность полного понимания и восприятия картины мира в целом, с ее упрощениями и искажениями. Как раз эта технология была применена во время протестов в Белоруссии, где новости с мест событий поступали каждую минуту.Быстрота и многоканальность (телевидение, интернет, пресса) доставки медиа-сообщений формируют сопричастность реципиен­та к происходящему, его сопереживание и, в конечном итоге, вы­зывают доверие к подаваемой информации, а на деле – манипуля­тивной интерпретации события [7].

Последние события в России являются яркими примерами того, как медиа формируют реальность, посредством своих ресурсов, среди своих читателей или зрителей. Самым заметным стало отравление Алексея Навального. В статье газеты Коммерсант от 20 августа 2020г. говорится о том, что врачи не уверены в том, что основной диагноз именно отравление [8]. В то время как в статье издания BBC, журналисты принимают точку зрения коллег Навального и считают, что это было именно отравление по политическим мотивам[9]. Это манипулирование мнением своих читателей основано не столько на недоверии к официальным версиям Москвы, сколько на обстановке в их, так называемой, лингвокультурной капсуле, где русофобские настроения преобладают над пророссийскими взглядами. Примером манипулирования в российском медиа пространстве по этой ситуации ярче всего выглядит нежелание официальных властей признавать деятельность Навального и даже произносить его имя вслух. Во всех государственных и других пророссийских изданиях Алексея Навального классифицируют как блогера, но не как политика[10]. В данномслучае применяется тактика подмены понятий и игнорирования оппонента, чтобы во-первых, продемонстрировать соответствующее отношение к человеку, а во-вторых, не дать своей ядерной аудитории узнать о таком человеке в принципе. Большинство аудитории официальной власти в России не доверяют Интернету и мало им пользуются, предпочитая традиционные СМИ интернет-изданиям.        Так, в статье известного издания BBC после отравления известного критика политики Кремля, Алексея Навального, о нём пишут как о «Russia’s foremost opposition figure» самой заметной оппозиционной персоналии.[11]В то время как издание RussiaToday пишет об Алексее как о блогере, который был госпитализирован в Омске.[10]

Другим не менее значимым событием в России, которое стало заметно и за рубежом стало голосование по поправкам к Конституции РФ. Была развернута масштабная кампания по агитации, а результаты голосования были названы Дмитрием Песковым, пресс-секретарём президента РФ «триумфальными» [12].

В Кремле «считают триумфом» результаты общероссийского голосования по поправкам к Конституции, заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину», – пояснил он.

Легко было спрогнозировать высокий уровень интереса к поправкам, добавил он. «Но такую высочайшую явку и такой высочайший уровень поддержки было спрогнозировать очень сложно», – отметил Песков.

Однако, в статье TheNewYorkTimes, которая вышла чуть позже и была посвящена аресту губернатора Сергея Фургала, результаты по поправкам к Конституции были освещены несколько иначе:

Mr. Putin won a tightly scripted referendum less than four weeks ago that rewrote the Constitution to allow him to stay in office until 2036. But the vote, seen as fraudulent by critics and many analysts, provided little but a fig leaf for public disenchantment with corruption, stifled freedoms and stagnant incomes made worse by the pandemic.                            

Нельзя обойти вниманием такое важное политическое событие как выборы президента в США. За право представлять американский народ борются два серьезных кандидата Дональд Трамп, действующий президент США и Джо Байден младший. Традиционно, подобное событие как выборы президента неизменно проходят с тесным медийным сопровождением, различными спекуляциями и скандалами. Так, в статье The New York Times, журналисты ставят под сомнение шансы Трампа занять кабинет президента во второй раз. В статье использовано слово “bravado”, [14] что как в русском, так и в английском языках означает одно и тоже – бесцельное, дерзкое действие. В контексте президентских выборов, в котором, согласно опросам, Трамп немного уступает Байдену, такая характеристика действующего президента США может создать соответствующее отношение к его текущему стилю управления и может склонить неопределившихся избирателей на сторону оппонента.

Таким образом, в направляемых аудиториям средствами массовой информации относительно реалистичных образов действи­тельности, создающих медийную квази-реальность, существует свой параллельный комплекс ценностей, которые способны, в конечном итоге, влиять на комплекс ценностных представлений аудитории, сформировавшейсявусловияхреальнойэмпирическойсоциальнойпрактики.Для того, чтобы минимизировать или полностью избежать влияния медиа и составить свое собственное мнение о событиях, необходимо заниматься поиском альтернативных взглядов на эту же ситуацию, чтобы перепроверять факты действительности. Выучить несколько иностранных языков, чтобы получить возможность, не дожидаясь перевода статей, погрузиться в медиа-реальность других стран.


Библиографический список
  1. Богуславская, В. В. Модели­рование текста: лингвосоци­культурная концепция. Анализ журналистских текстов. М., 2008. С. 27.
  2. Мансурова, В. Д. Журналист­ская картина мира как фактор социальной детерминации. Бар­наул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 237 с.
  3. Добросклонская, Т. Г. Меди­алингвистика: системный под­ход к изучению языка СМИ: современная английская медиа­речь: учеб. пособие. М. : Флин­та : Наука, 2008. 264 с.
  4. https://t.me/s/nexta_tv Канал Nexta, крупнейшее белорусское интернет-издание. [Электронный ресурс]
  5. Интервью основателя Телеграм-канала Nexta Юрию Дудю [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=jrOxsjdeccw
  6. Подорога, В. А. Событие в системе массмедиа // Совре­менные медиа: теория, история, практика. М. : РГГУ, 2006.
  7. Хлопков, К. А. Влияние СМИ на массовое сознание // Материалы XXXVIII научно- технической конференции по итогам работы профессорско- преподавательского состава СевКавГТУ за 2008г. Т. 2. Об­щественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208с.
  8. Врачи не уверены, что состояние Алексея Навального вызвано отравлением [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/doc/4459695
  9. Navalny’s team sees Kremlin behind attack [Электронный ресурс] https://www.bbc.com/news/world-europe-53918502
  10. Источник сообщил подробности госпитализации Навального. https://russian.rt.com/russia/news/775677-istochnik-gospitalizaciya-navalnyi
  11. Alexei Navalny: How his team found Novichok bottle evidence in Tomsk [Электронный ресурс]  https://www.bbc.com/news/world-europe-54246004
  12. Кремль назвал итоги голосования «триумфальным референдумом о доверии Путину» [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/politics/news/2020/07/02/833821-kreml-nazval-itogi
  13. Protests Swell in Russia’s Far East in a Stark New Challenge to Putin [Электронный ресурс] https://www.nytimes.com/2020/07/25/world/europe/russia-protests-putin-khabarovsk.html
  14. In public, Team Trump projects confidence. In private, it’s a differentstory. [Электронный ресурс] https://www.nytimes.com/live/2020/10/18/us/trump-vs-biden/in-public-team-trump-projects-confidence-in-private-its-a-different-story

 

 



Все статьи автора «Шиповников Егор Антонович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: