ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В 70-Е – 80-Е ГГ. XX ВЕКА

Еретнова Евгения Павловна
Томский государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
В данной статье на основании анализа нормативных документов правительства РСФСР, СССР, Коммунистической партии выявлены отдельные направления государственной политики по отношению к сельской школе. В данной статье рассмотрены основные решения в сфере образования ЦК ВКП(б), ЦК КПСС СССР в период 70-х-80-х гг. ХХ века, которые были связаны с модернизацией структуры общего образования, организацией профориентационной работы и профессионального обучения, укрепления материально-технической базы сельских школ СССР. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31-27001.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Еретнова Е.П. Государственная политика СССР по отношению к сельской школе в 70-е - 80-е гг. XX века // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/10/29235 (дата обращения: 22.02.2024).

Особенностью образовательной системы России является множество сельских школ. Сельская школа всегда была селообразующим элементом и имела важное значение для сельского социума, его становления и развития. В соответствии с этим возникает вопрос, как осуществлялась их развитие в различные исторические периоды. Все изменения были связаны с государственной политикой. Историко-педагогический анализ официальных документов позволяет описать основные направления государственной политики СССР в 70-х до 80-х гг. XX века и выделить тенденции развития сельской школы [7].

XXIV съезд партии поставил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию.  Советская школа представляла собой единую трудовую и политехническую школу. В стране были созданы все условия для роста средних школ, увеличению числа квалифицированных учителей и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Переход к общему среднему образованию являлся важной предпосылкой дальнейшего социального, политехнического, экономического развития страны в целом.  «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию обращай образовательной школы» от 25 июня 1972 года  определило ряд мер по осуществлению поставленной съездом задачи по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, укреплению связи школы с производством, подготовки учителей, оснащению материально-технической базы школы. Отмечая особую роль культурного развития школьников, были приняты меры к созданию высокохудожественных произведений, обогащающих духовный мир детей. Для оказания школам помощи в эстетическом воспитании учащихся было решено привлечь деятелей культуры и искусства к руководству детских творческих коллективов, проведению встреч, выставок и концертов. С целью  улучшения содержания полиграфического и  художественного исполнения учебников было принято в течение следующих 3-5 лет издать педагогическую литературу, которая помогла бы учителям в реализации учебно-воспитательного процесса, нравственного воспитания и идейно-политического становления учащихся.  Необходимо было принять меры к дальнейшему повышению уровня организационной политической работы школы, добиваться, чтобы она создавала атмосферу высокой активности и ответственности среди учащихся. Завершение перехода ко всеобщему среднему образованию было общенародным делом. Активное содействие всех трудящихся в осуществлении данного мероприятия способствовало решение по дальнейшему развитию образовательные системы страны [1].

Сельская  общеобразовательная школа  обучала и воспитывала половину школьников страны и имела важное значение в социально-экономическом и культурном строительстве государства.  В сельских общеобразовательных школах на тот период обучалось 22 миллиона учащихся, что составляло половину всех школьников страны. Сельская школа накопила огромный опыт по обучению и коммунистическому воспитанию учащихся, подготовки молодёжи к активному участию в общественно-полезном труде в различных отраслях народного хозяйства. Вместе с тем, в постановке школьного образования населения в сельской местности имелись определенные недостатки. Уровень учебно-воспитательной работы сельских общеобразовательных школ отставал от современных требований.  Многие сельские общеобразовательные школы, особенно в областях нечерноземной зоны страны, Сибири и Казахстана, размещались в плохо приспособленных для  занятий помещениях, не имели необходимых учебных кабинетов и мастерских, работали в 2 смены, были недостаточно оборудованы учебниками и литературой, а также техническими средствами обучения. В связи с этим в некоторых колхозах и совхозах не было средних и восьмилетних школ. Дети вынуждены были обучаться в школах расположенных на большом расстоянии от их места жительства. Подвоз учащихся к школам и их содержание в пришкольных интернатах были организованы неудовлетворительно. Это отрицательно сказывалось на закреплении рабочих кадров и специалистах в колхозах и совхозах [1].

В ряде республик, краёв и областей строительство новых школьных зданий, интернатов и жилых домов для учителей велось медленно и в недостаточных объемах. Сельские общеобразовательные школы не были обеспечены высоко квалифицированными педагогическими кадрами. Руководящие партийные и советские органы республик, краёв и областей не принимали решительных мер к устранению недостатков в школьном образовании в селе.  В связи с этим было принято «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» от 2 июля 1973 года.   С целью устранения недостатков в деятельности сельских дневных, вечерних (сменных)  и заочных общеобразовательных учреждений было решено осуществить конкретные меры по дальнейшему развитию школьного образования на селе, укрепить учебно-материальной базы школ и обеспечить их квалифицированными педагогическими кадрами, а также повысить уровень обучения и воспитания молодёжи в сельских школах. Необходимо было иметь в каждом колхозе и крупном совхозе среднюю общеобразовательную школу. По заданию строительства в период с 1974 по 1980 года государственных общеобразовательных школ и интернатов для учащихся в сельской местности совхозам и колхозам было приказано оказать особую поддержку при строительстве школ, интернатов и жилья для учителей.  Было решено обеспечить бесплатный регулярный подвоз для учащихся общеобразовательных школ в сельской местности к школам и обратно, используя при этом маршрутные автобусы, пригородные поезда, речные суда, а также оборудованные для перевозок детей транспорт колхозов, совхозов и других предприятий и организаций. Для решения этого вопроса  в 1974 году было выделено 3000 пассажирских автобусов, в 1975 году – 3,5 тысячи автобусов, а в 1976 – 1980 годах – по 5.000 пассажирских автобусов ежегодно [1].

Во всех сельских школах в течение 1974 – 1977 годов и в восьмилетних школах до 1980 года  было решено оборудовать учебные кабинеты, мастерские, школьные библиотеки. Для улучшения трудового обучения учащихся сельских школ и создания условий для изучения техники и автодела было решено ввести в течение 1974 – 1980 годов дополнительные  занятия по автоделу и работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах для учащихся 9 – 11 классов [5].

С целью развития условий детей в интернатах при сельских школах было решено ввести в 1974 года новые нормы обеспечения, в соответствии которыми до 20% учащихся в интернатах при сельских школах освобождались от оплаты за горячее питание, а остальные учащиеся оплачивали только половину стоимости питания [1].

Для учителей и других педагогических работ общеобразовательных сельских школ были установлены дополнительные льготы на получение кредитов,  отсрочку от призыва на военную службу на период работы в школе, а также для них осуществлялась продажа продуктов питания и легковых автомобилей и мотоциклов по государственным розничным ценам[2].

Для наиболее полного охвата сельской молодёжи профессиональным обучением было решено развивать средние профессиональные технические училища в сельской местности. ЦК компартий  постановил обеспечить в ближайшее время переход сельских школ на односменный занятия, установить контроль за качеством строительства, поддерживать инициативу коллективов трудящихся по оказанию помощи сельской школе, проявить постоянную заботу о педагогических кадрах сельских общеобразовательных школ, привлекаемых к общественной работе. Более того, было решено улучшить медицинское и  санитарно-курортное обслуживание сельских учителей и организацию их отдыха, обеспечивая большее количество учителей села путевками в медицинские учреждения в каникулярный период и выделяя ежегодные специальные назначения для них в льготные туристско-экскурсионные путёвки [2].

В соответствии с Конституцией СССР была предусмотрена бесплатная выдача школьных учебников, которая имела большое социальное и воспитательное значение. Бесплатное пользование школьными учебниками способствовало улучшению условий всеобщего обязательного среднего образования и дальнейшего совершенствования организации учебно-воспитательного процесса. К началу учебного года школы своевременно обеспечивались учебниками. Около 80% учебников были утверждены в качестве стабильных. В «Постановлении ЦK КПСС и Совета Министров СССР о переходе на бесплатное пользование учебниками и учащимся общеобразовательных школ» от 24 ноября 1977 года было установлено осуществить переход на бесплатное пользование учебниками среди средних общеобразовательных школ в течение 1978 – 1980 годов. Букварь выпускался ежегодно, его оставляли по окончанию 1 класса школьников в качестве подарка [2].

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы были одобрены пленумом ЦК КПСС 10 апреля и верховным советом СССР 12 апреля 1984 года. Широкое развертывание научно-технической революции, переход к интенсивному развитию экономики, реализация крупномасштабных социально-экономических программ  формировали новые условия для модернизации образования. Реформа школы проводилась в соответствии с программными установками июньского пленума CK КПСС 1983 года с целью поднять работу школы на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям общества. Школа должна была обучать и воспитывать молодые поколения с учетом общественных, политических и экономических нужд государства. Чтобы достичь прорыва в народном хозяйстве, необходимо было обеспечить его квалифицированными кадрами. Данную задачу могла решить только школа. Трудовое воспитание рассматривалось как важнейший фактор формирования и как средство удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в целом [3].

Реформа носила следующие задачи: повысить качество образования воспитания и обеспечить более высокий уровень знание предметов; улучшить постановку трудового воспитания, профессиональной ориентации, усилить политехническую направленность; поднять общественный престиж учителя; укрепить материально-техническую базу учебных заведений; усовершенствовать структуру общеобразовательной школы [5].

В связи с этим была установлена  следующая структура образования: начальная школа – 1 – 4 классы; неполная средняя школа – 5 – 9 классы; средняя общеобразовательная и профессиональная школа – 10 – 11 классы. Средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней. Обучение в школе предлагалось начинать на год раньше – с шестилетнего возраста [3].

Профессиональная ориентация стала одним из непосредственных элементов образования. Для улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся дополнительно вводилось время на общественно-полезный труд. Объединение обучения с производительным трудом предполагало включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический организованный, посильный для их здоровья труд. В особом внимании нуждалась сельская школа. Её состояние и уровень работы влиял на социальное развитие села, закрепление молодёжи, повышение культурного уровня населения, решение демографических проблем. Все усилия были направлены на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами и повышение качества образовательного процесса. Более того, была введена ежегодная трудовая практика и учащихся: в 5 – 7 классах – 10 дней, 8 – 9 классов  –  16 дней, в 10 – 11 классах  – 20 дней [3].

«Постановление ЦK КПСС и Совета Министров СССР об улучшении трудового воспитания, обучение, профессиональной ориентации школьников и организациях общественного полезного, произвольного труда» имело целью принять меры по коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально-психологической подготовки к самостоятельной жизни, формированию осознанной потребности в труде, создавая для этого необходимые условия [6].  Необходимо было обеспечить тесную взаимосвязь между изучением основ академических наук и их непосредственным применением в систематическом, организованном, общественно-полезном и производительном труде. Министерству Просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР было поручено разработать в 1984 – 1985  годах новые типовые программы трудового обучения школьников, которые должны были строится на политехнической основе обучения, учитывать достижения научно-технического прогресса страны, знакомить обучающихся сосновыми производство экономических знаний. Предусматривалось, что учащиеся 1 – 4  классов овладеют элементарными приемами обработки различных материалов, выращиваем сельскохозяйственные растения, познакомятся с некоторыми профессиями; в 5 – 7 классах ученики получали более основательную трудовую подготовку политехнического характера и представление об всех отраслях народного хозяйства. Начиная с 8 класса, ученики проходили подготовку по массовым профессиям в соответствии с потребностями экономики в кадрах. Трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация должны были подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего продолжения образования. Введение новых программ по трудовому обучению и обязательного общественного полезного труда предусматривалось осуществлять постепенно в период с 1986 по 1999 года. Было признано, что целесообразно ввести в школах курс «Основы производства. Выбор профессии», повысить уровень учебно-методического оснащения кабинетов, создавать такие кабинеты на комбинатах и других производствах, подготовить и издать необходимым тиражом популярную энциклопедию профессии для молодёжи, увеличить выпуск справочной литературы по профессиональной ориентации [4].

Министерствам и ведомствам СССР и Советам министров союзных республик были установлены задания на 1986-1990 года по укреплению учебно-материальной базы труда трудового обучения в общеобразовательных школах. Более того, было принято решение установить наполняемость учебных групп в сельских школьных учебно-производственных комбинатах с 1987 года по 20  – 25 человек и осуществлять с указанного учебного года деления учебных групп при наличии в них 20 и более человек на две подгруппы. Все усилия партии и советского государства были направлены на обеспечение всеобщего образования самого высокого уровня. Необходимо было стремиться к тому, чтобы в относительном минимальный исторический срок нагнать, а затем и превзойти, уровень образования и его развития передовых капиталистических стран. Успешное осуществление зависело от темпа образовательных реформ, ресурсов, которые смогло бы выделить государство. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы стала крупным мероприятием общегосударственного масштаба, событием большой социальной и политической значимости [4].


Библиографический список
  1. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 12: 1971-1975. . М.: Политиздат, 1986.  573 с.
  2. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 13: 1976-1980. М.: Политиздат, 1987. 509 с.
  3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 14: 1981-1984. М.: Политиздат, 1987. 638 с.
  4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 15: 1985-1989. М.: Политиздат, 1989.  670 с.
  5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Справочный том.  М.: Политиздат 1990. 223 с.
  6. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 314 с.
  7. Свободная энциклопедия «Википедия». URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 30.06.2020 г.).


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: