УПРАВЛЕНИЕ IT ПРОЕКТАМИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Жиляев Алексей Юрьевич
Воронежский государственный университет
студент, 2 курс магистратуры

Аннотация
В статье изучены особенности управление IT проектами в банковской сфере, рассмотрены основные технологии.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Жиляев А.Ю. Управление IT проектами в банковской сфере // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/09/28444 (дата обращения: 22.02.2024).

В современном мире информационных технологий очевидным является способ повышения рентабельности бизнеса – использование автоматизированных информационных систем. Данный тренд присущ не только традиционному бизнесу, но и банковской сфере. В качестве ключевых направлений работы в сфере банковской информатизации выделяют управление данными, развитие интеллектуальных технологий, а также цифровизация каналов обслуживания клиентов. В настоящее время наблюдается быстрый рост клиентского спроса на новации, новые технологии, дистанционного взаимодействия. Традиционные способы обслуживания уже не интересны клиентам. Они готовы платить за технологии, инновационные банковские услуги. Поскольку они удобны, просты и легко применимы.

IT продукты, разработанные для российских банковских структур, позволяют повысить рыночную конкурентоспособность банков, увеличить прибыль и эффективность бизнес-процессов. Управление IT проектами в банковской сфере, таким образом, становится первостепенной задачей руководства банков, и тема внедрения банковских IT-решений обретает актуальность и требует внимания ученых, практиков и специалистов в этой области.

Существуют ли особенности управления IT проектами в целом и управления IT проектами в банковской сфере?

Управление любым проектом в любой сфере имеет общие черты, которые выражены в постоянном взаимодействии всех участников проекта, к которым относятся инициатор, заказчик, менеджер проекта, инвестор и, непосредственно, команда проекта.

В качестве отличий IT-проекта в банковской сфере от просто проекта можно выделить:

-       продукт – «информационные технологии»

-       заказчик – банк, исполнитель -  специализированные аутсорсинговые IT – организации или IT – отдел банка;

-       высокая стоимость проекта.

Основная задача управления проектами является выполнение условий: своевременность реализации проекта, выполнение проекта в рамках выделенного бюджета, а также соответствие проекта с пожеланиями заказчика.

Во многих российских банках жизненный цикл IT-проектов рассматривается с точки зрения традиционной водопадной модели. Суть этой модели управления проектами заключатся в том, что начало следующего этапа будет только после того, как завершится предыдущий этап процесса. Данная модель, как показывает практика, не является достаточно эффективной, и реализуется исходя из сложившихся традиций и привычки менеджеров проектов.

Но для банковской сферы, которая характеризуется быстрыми изменениями, данная традиционная модель управления проектами изжила себя. На первое место выходят «гибкие» методологии управления IT-проектами, основа которой составляет использование преимуществ итеративной и спиральной моделей жизненного цикла.

В настоящее время существует множество гибких методологий, но наиболее популярными являются:

-       «экстремальное программирование» (XP),

-       «скрам»,

-       «бережливая разработка» (lean),

-       «разработка, управляемая функциональностью» (fdd),

-       «канбан».

Рассмотрим основные особенности некоторых технологий управления IT-проектами.

«Экстремальное программирование»:

1. Ключевые моменты: маленькие команды, ежедневные совещания, неформальный тип коммуникации внутри команды, минимум документации.

2. Уникальная особенность: постоянное корректирование проекта для повышения его эффективности и для адаптации к изменениям.

3. Недостатки: больше подходит для индивидуальных практик, чем для глобального управления, так как в последнем случае есть риск формирования недисциплинированных команд.

«Скрам»:

1. Ключевые моменты: независимая, небольшая, самоорганизующаяся команда разработчиков, длина итерации – 2-4 недели, команда сама решает, сколько времени ей нужно для выполнения задачи, неформальный тип коммуникации внутри команды, ежедневные совещания, присутствует только базовая документация.

2. Уникальная особенность: высокий уровень коммуникации и взаимодействия внутри команды, четко прописанная формальная организация этой методологии, наличие «надсмотрщика» за командой, полная ориентация на требования заказчика.

3. Недостатки: есть риск увеличения времени проекта за счет издержек «скрам»-мероприятий.

Разработка, управляемая функциональностью, FDD фокусируется на пятишаговом подходе, который базируется на идентификации, разработке и внедрении характеристик. В FDD также полагается, что часть работы по проекту уже сделана. В результате, многие фазы проекта остаются не до конца реализованными.

«Канбан» может быть эффективен внутри конкретной организации, даже внутри какого-то отдела. В случае сложных контрактных отношений «заказчик-исполнитель» он очень трудно реализуем.

Управление IT-проектами, в банковской сфере может быть реализовано по любой из рассмотренных гибких технологий, в зависимости от цели, задачи стадии и особенностей проекта.

Таким образом, уровень внедрения IT проектов в банковский сектор достаточно высокий и имеет огромные перспективы. Управления IT- проектами в целом и управления IT- проектами в банковской сфере имеет много общего. Данное направление актуально, специалисты по управлению IT- проектами востребованы. Безопасность в сочетании с использованием инновационных решений является залогом успеха в развитии рынка банковских технологий не только в Европе, но и на территории России.


Библиографический список
  1. Бауэр В. П. Блокчейн как основа формирования дополненной реальности в цифровой экономике / В. П. Бауэр, С. Н. Сильвестров, П. Ю. Барышников // Информационное общество. – 2017. – № 3. – С. 30–40.
  2. Карцхия А. Оцифрованное право: виртуальность в законе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2018. – № 2. – С.5–20.
  3. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 46–67.
  4. Темирханова М.Т., Рудская И.А Инновационные финансовые технологии: Российский опты и перспективы развития // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8 – С. 110-115
  5. Ассоциация Российских банков. Тенденция рынка. URL: http://arb.ru/b2b/trends/v_tekushchem_godu_zatraty_bankov_na_it_prodolzhat_rasti-1864056/


Все статьи автора «Жиляев Алексей Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: