УДК 37.013.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ Н(Ч)ЭОУ “ГИМНАЗИЯ ИМ. В.В. ДАВЫДОВА” Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

Ильина Татьяна Александровна
Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова"

Аннотация
Одним из популярных на современном этапе методов является метод проектов, который позволяет обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Автор данной статьи рассматривает особенности использования метода проектов на уроках иностранного языка на примере Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В.Давыдова".

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Т.А. Использование метода проектов на уроках иностранного языка (на примере Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова" г. Набережные Челны) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/03/26417 (дата обращения: 15.09.2020).

На современном этапе oт  выпускникoв шкoл требуется высoкий уровень самoстoятельности, развитое прoдуктивное мышление и ряд других неoбходимых личностных качеств. Совершенно естественно, что меняются методы, сoдержание и формы образовательного процесса, которые помогают будущим выпускникам в подготовке к будущей успешной трудовой деятельности.

Выбор методoв oбучения находится в зависимости от новых ориентиров образования. Согласно требованиям ФГОС, современный учитель должен искать новые подходы к преподаванию иностранного языка (в дальнейшем ИЯ). Преподаватели сегодня все чаще стремятся использовать интерактивные технологии,  одним из примеров таких технологий при обучении ИЯ  является  проектная деятельность.

В данной статье мы попытаемся выявить специфику использования проектной методики на уроках ИЯ и определить условия его эффективности при обучении английскому языку.

Как известно, в методике дается несколько определений  понятия «метод проектов». В частности в Педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов» [5, с. 527]. По мнению авторов,  опыт апробации  метода проектов показывает, что данная педагогическая технология не должна быть доминирующей, но она может органично вплетаться в образовательный процесс [5, с. 527].

В нашем исследовании мы рассматриваем метод проектов на основе определения, предложенного Е.С. Полат [6, c. 3-9],  согласно которому в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Заметим также, что,  если речь идет  о методе проектов, то имеется в виду «именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [6, с. 4].

Рассмотрим типологию проектов, предложенную Е.С. Полат. [6, с. 6], в которой вводятся понятия, как: “доминирующая деятельность”, “предметно-содержательная область”, “характеры координации проектов и контактов”.

Отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения ИЯ, заключаются в следующем:

· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся;

· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

· наглядное представление результата.

Н.Д. Гальскова [2, с. 372] определяет цель обучения ИЯ во всех типах школ в качестве  иноязычной речевой деятельности (ИРД), как средство межкультурного взаимодействия.

Для успешного формирования у школьников необходимых компетенций  ИРД, на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная устная практика. Для того чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия необходимо не только знакомить их со страноведением, но  и искать способы включения их в активный диалог культур. Таким образом, основная идея метода проектов на уроках ИЯ заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владения определёнными языковыми средствами.

К основным этапам проектной деятельности Е.С. Полат [6, c.3-9] относит: планирование в классе, выполнение проекта, возвращение в класс,  презентация проекта, контроль.

К основным принципам оценивания проекта автор [6, c.3-9] относит следующие:

- оценку следует выставлять за проект в целом;

- необходимо очень осторожно подходить к исправлению ошибок.

Основной базой для нашего исследования были уроки английского языка в  Н(ч)ЭОУ «Гимназия им. В.В. Давыдова» в г. Набережные Челны, в ходе которых проводилась проектная работа. Так, в 3 классе проводился проект на тему «Food», предложенный учащимся с целью закрепления лексического материала. На начальном этапе работы ученики разделились на несколько групп и составили меню для своих придуманных ресторанов. Меню должно было включать название ресторана, названия блюд, напитков, цен,  затем учащиеся презентовали свои результаты классу. Данная практика позволила учащимся 3 класса усвоить лексический материал на должном уровне.

Одним из примеров использования метода проектов может служить проектная деятельность в 7 классе,  в рамках которой учащимся был предложен проект на тему «Russia». На первом этапе данного проекта учащиеся самостоятельно занимались поиском информации о достопримечательностях  России, которые они посещали или хотели бы посетить.  На следующем этапе они оформляли стенгазеты и компьютерные презентации с интересными фотографиями и видео-файлами, которые они защитили в назначенный срок.  В конце каждой презентации состоялось обсуждение,  при активном участии слушателей, которые задавали вопросы на выявление уровня усвоения информации. В результате проектной работы учащиеся показали качество знаний по теме  90%.

Подобным примером может служить проект по теме «School» в 4 классе. На первом этапе своей работы над проекта ученики выбирали тему из списка (школьное расписание, расположение мебели в классе, мои школьные принадлежности). Одна группа разрабатывала расписание уроков, другая описывала расположение мебели в кабинете с использованием конструкции there is/there are, третья группа описывала школьные принадлежности. В назначенный день учащиеся представляли свои работы перед всем классом.

Итак, метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, в основе которого находятся взаимодействии педагога и воспитанников,  самостоятельная деятельность учеников на основе их личностных потребностей, особенностей и опыта, ведущей к практическим результатам.

Использование метода проектов в обучении ИЯ предполагает преимущественно групповую работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала,  важность представления результатов, учет особенностей коллектива.


Библиографический список
  1. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
  2. Гальскова  Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 372 с.
  3. Зимняя И. А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахаров // Иностранные языки в школе. – 1999. – №3. – С. 9-15.
  4. Мартынова  Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка [Текст] / Т. М. Мартынова //Иностранные языки в школе. – 1999. – №4. – С. 19-21.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ильина Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация