КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей понимания критериев воспитанности в современных научных концепциях. Показано значение диагностики воспитанности для практики воспитания. Установлено, что иногда критерии воспитанности в педагогических концепциях проявляются скрыто. В статье представлены виды критериев воспитанности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Критерии воспитанности // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26389 (дата обращения: 21.02.2024).

Для того чтобы  узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап, нужно сопоставить запланированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается уровень воспитанности, достигнутый отдельной личностью. Он может соответствовать запланированному результату, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогают диагностические исследования, то есть оценочные процедуры, направленные на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностики сопоставляются с первоначальными характеристиками воспитанности, разница между первоначальным и итоговым результатами определяет эффективность процесса воспитания [1].

На сегодняшний день наука лишь приближается к разработке надежных инструментов измерения результативности воспитания, поскольку процедура выявления и анализа результатов считается сложной и трудоемкой.

В качестве традиционных показателей, с которыми сравнивают достигнутые результаты, используют критерии [2].

Критерии воспитанности — показатели уровня сформированности различных качеств личности, то есть практическое поведение личности в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих об отсутствии или наличии определенных качеств [3].

Нынешние критерии воспитанности условно подразделяются на мягкие и жесткие. Мягкие (облегченные) критерии которые помогают  получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности надежно диагностировать скрытые качества. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно лишь для отдельных качеств личности, которые в отрыве от конкретных условий, других качеств и движущих мотивов не могут быть ни правильно истрактованы, ни правильно использованы. По сей день исследователи занимаются разработкой критериев, охватывающих всё многообразие качеств личности в единстве [2].

Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности:

  • темпы распространения курения, пьянства, проституции, наркомании среди молодежи;
  • число разводов и распавшихся семей;
  • число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения;
  • число детей, брошенных молодыми родителями;
  • число молодых людей, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • и многие другие показатели.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы:

  • оценочные;
  • содержательные.

Первые связаны с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, а вторые – с выделением адекватных изучаемому качеству показателей.

Существуют также частные критерии для анализа промежуточных результатов, которые связаны с выработкой отдельных качеств, черт и свойств и общие критерии для диагностики достигнутого уровня воспитанности личности. Первые отражают конкретные задачи воспитательного процесса, а вторые – требования, зафиксированные в формулировке цели [3].

По месту, способу и направленности применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

  • связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — действиях, поступках, оценках, суждениях личности;
  • связанные с скрытым проявлением результатов воспитания — планами, мотивами, ориентациями, убеждениями.

Регистрация результатов диагностики воспитанности осуществляется в различных формах, при этом могут использоваться шкалы, цифровые индексы, различные условные обозначения [1].

Следует сказать, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать во взаимосвязи с мотивами поведения, поскольку действие или поступок, взятый без учета мотивов, его вызвавшие, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Установлено, что иногда даже гуманные поступки на самом деле обусловлены далеко не лучшими побуждениями.


Библиографический список
  1. Каташев И.А., Линьков В.В. Критерии нравственного развития // Наука и школа. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-nravstvennogo-razvitiya (дата обращения: 21.01.2020).
  2. Култашева Н.В. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся // КПЖ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-diagnostika-vospitannosti-uchaschihsya (дата обращения: 21.01.2020).
  3. Семикопенко И.М., Иванова Т.П. Изучение воспитанности современных школьников // Проблемы педагогики. 2016. № 2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vospitannosti-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 21.01.2020).


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: