ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Квачегина Мария Дмитриевна
Удмуртский государственный университет
кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики; программа магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме аномального сексуального поведения как одной из девиаций, проявляющихся в подростковом возрасте. Акцент сделан на особенностях сексуального поведения подростков с психическими нарушениями. Представлены результаты практического исследования по заявленной теме. Результаты, интегрированные посредством обработки ответов респондентов и данных наблюдения, позволяют получить более полную картину аномальности сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией. В публикации углублены представления о личностных свойствах подростков с аномальным сексуальным поведением, особенности которых проявляются в повышенной агрессивности и напряженности в межличностных отношениях.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Квачегина М.Д. Особенности сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26352 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность исследования обусловлена исключительной значимостью изучения характерной для современности тенденции к росту числа сексуальных преступлений, совершенных подростками. Особое значение данная проблема приобретает в условиях взаимодействия с подростками, имеющими психические нарушения. В настоящее время проводится большое количество исследований девиаций подросткового возраста, к одной из форм которых относят и аномальное сексуальное поведение.

Твердое устойчивое знание аномального сексуального поведения подростков является надежной превентивной мерой профилактики и коррекции. Данной проблеме внимание уделено следующими психологами: А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко [1], А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн. Исследования ученых подтверждают, что девиации подростков во многом зависят от микросреды и особенностей воспитания. По мнению Г.Е. Сухаревой [2], патологией является раннее пробуждение сексуальности наряду с психопатологическими синдромами, она считает черты дисгармонии личности последствиями депривации и семейно-педагогической запущенности. В исследованиях С.А. Беличевой, А.С. Белкина [3], В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк описаны меры профилактики и коррекции аномального сексуального поведения.

Специалисты отмечают, что сексуальная активность подростков с психическими заболеваниями нередко имеет патологические черты, носит преимущественно антиобщественный характер, сочетается со всеми типами девиантного поведения, служит одним из факторов социальной дезадаптации и является частой причиной госпитализации в психиатрическую клинику. Ранняя половая жизнь и другие девиации сексуального поведения у подростков, страдающих психическими расстройствами, имеют высокую социальную значимость. Именно поэтому исследования в этой области являются особенно актуальными.

Подростковый возраст, по мнению специалистов в области психиатрии, является опасным в плане начала и обострения шизофренического процесса. Для этого возраста типична злокачественная «ядерная» шизофрения. У мальчиков она возникает чаще, чем у девочек. Характерно непрерывное течение заболевания с полиморфной и неразвернутой симптоматикой, приводящее через 1-3 года к эмоциональному опустошению и формированию конечного состояния. В тяжелых случаях отмечается глубокий регресс поведения: больные едят руками, употребляют в пищу отбросы, фекалии, открыто мастурбируют. При этой форме болезнь дебютирует негативной симптоматикой. Осознание собственных изменений не характерно, так как быстро нарастающий дефект не дает возможности прореагировать на происходящие изменения.

Нередко наблюдаются грубая дурашливость, нелепая экзальтация, гримасничанье, неадекватный смех, возбуждение, Регресс поведения здесь бывает особенно глубоким. При всех формах злокачественной шизофрении за фасадом бездеятельности или возбуждения ощущается душевная пустота. Даже «нормальный» пубертатный криз может в таких случаях характеризоваться психической дисгармонией и неустойчивостью.

Г.Е. Сухарева отмечает, что это выражается в сочетании повышенной сенситивности в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости – с развязностью и самоуверенностью. Появляется повышенный интерес к своей внешности, сенситивная реакция на ее оценку. Пробуждается сексуальное влечение, в связи с которым возникают конфликтные переживания. Типичны проявления эмоциональной неустойчивости, лабильность аффекта.

У некоторых пациентов РКПБ на фоне эмоционального оскудения выявляется патология влечений: садизм, неопрятность, тяга к грязному и т.д. Этим подросткам свойственна агрессивность, они могут совершать жестокие поступки на эмоционально холодном фоне, без вспышек раздражительности, возбужденности.

В.Н. Мамцева [4] связывает гебоидный синдром при шизофрении с ускоренным половым метаморфозом и половой акселерацией. Девочки склонны к оговорам в изнасиловании, а также к самооговорам в сексуальной сфере (частично это связано с патологически извращенным фантазированием). Мальчики хвастаются драками, преступлениями (в том числе сексуальными), которых они не совершали.

Антисоциальное поведение в целом характерно для подростков, страдающих психопатоподобной гебоидной шизофренией. Они часто оказываются в компаниях, где пьют, употребляют наркотики, предаются сексуальной распущенности, совершают правонарушения. Гебоидам свойственно тягостное безразличие, утрата живого вкуса к жизни, и они пытаются «поджечь» себя острыми переживаниями, впечатлениями. Им свойственны дисфорические состояния, которые требуют разрядки внутреннего злого дискомфорта.

Прогноз гебоидной вялотекущей шизофрении достаточно благоприятен. В постпубертатном периоде, как отмечают Г.П. Пантелеева и М.Я. Цуцульковская [5], возможна неплохая социальная адаптация, если болезнь не переходит в прогредиентную параноидную форму.

Поиск научно обоснованного решения по коррекции сексуального поведения подростков может и должен быть построен на знании психологических причин и механизмов девиации сексуального поведения. Девиации сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией, требуют к себе совершенно особого, интегрального подхода.

Необходимость дальнейшей разработки темы исследования позволяет определить важность научной проблемы следующим образом: каковы особенности сексуального поведения подростков, имеющих диагноз «шизофрения»?

Объект исследования: поведение подростков, страдающих шизофренией.

Предмет исследования: личностные особенности аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией.

Гипотеза исследования:

- подросткам с диагнозом «шизофрения» свойственно аномальное сексуальное поведение, проявляющееся в повышенной агрессивности и напряженности в межличностных отношениях;

- комплексное медико-социальное психолого-педагогическое сопровождение подростков с диагнозом «шизофрения» с аномальным сексуальным поведением будет способствовать снижению их агрессивности.

Цель исследования: выявить личностные особенности аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией.

Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие подростки мужского пола с нарушениями психического здоровья (диагноз «шизофрения»), находящиеся на стационарном лечении в БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР», в количестве 8 человек, в возрасте от 14 до 16 лет (средний возраст в совокупности выборки 15 лет). Респондентов объединяет аномальность сексуального поведения, проявившаяся в попытке (совершении) сексуального преступления либо в сексуальных расстройствах. Указанные особенности поведения подростков отражены в соответствующей документации, не подлежащей разглашению, и послужили одной из причин госпитализации.

На первом этапе организовано и проведено психологическое исследование патохарактерологических особенностей подростков, особенностей полового самосознания и стиля межличностных отношений.

На данном этапе работа проводилась совместно с врачами: психиатром и сексологом. Врачом-психиатром применялся клинико-психопатологический метод исследования, в ходе которого собирался анамнез жизни, анамнез развития заболевания.

Сексологический метод обследования проводился врачом-сексологом, в ходе которого производилась оценка комплекса признаков, характеризующих сексуальное формирование испытуемых в допубертатный, пубертатный, постпубертатный и половозрелый возрастные периоды, с применением клинико-сексологического и антропометрического методов, позволяющих определить характер, своевременность и адекватность сексуальных проявлений как в соматической, так и в психической сферах.

После получения данных клинико-психопатологического и сексологического методов проведена психодиагностика подростков с аномальным сексуальным поведением, страдающих шизофренией.

В ходе исследования применена психодиагностическая методика «Индивидуально-типологический детский опросник»  (Л.Н. Собчик). Выбор диагностического инструментария обоснован недостаточностью существующей диагностической базы по определению особенностей сексуального поведения подростков, а также оптимальным соотношением критериев поведения подростков и личностных свойств, определяемых в данной методике.

По результатам проведения диагностического исследования составлена таблица определения личностных особенностей аномального сексуального поведения подростков,страдающих шизофренией (См. Таблицу 1).

Таблица 1 – Особенности личностного аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией

№ п/п

Экстравертированность

Спонтанность

Агрессивность

Ригидность

Интровертированность

Сензитивность

Тревожность

Лабильность

1

2

6

8

8

9

2

2

5

2

1

5

9

9

9

0

0

5

3

3

9

8

7

8

2

0

0

4

2

2

9

9

9

2

1

7

5

0

1

9

9

8

2

2

0

6

2

8

9

7

9

3

3

0

7

1

1

8

9

8

0

1

1

8

1

3

9

8

8

3

2

2

Примечание: 5-7 баллов – акцентуированные черты, 8-9 баллов – дезадаптирующие свойства.

 

Определен среднегрупповой уровень акцентуированных черт и дезадаптирующих свойств в  выборке. Он составил:

агрессивность – 8,63

балла (дезадаптирующее свойство);

ригидность – 8,25 баллов (дезадаптирующее свойство);

интровертированность – 8,50 баллов (дезадаптирующее свойство).

Осуществив анализ показателей, мы констатируем следующее: в группе испытуемых выявлена повышенная агрессивность, а также повышенные ригидность и интровертированность, особенности дезадаптирующих свойств которых закономерно проявляются в напряженности в межличностных отношениях.

На следующем этапе разработана и апробирована система психолого-медико-педагогической коррекции аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией, включающая в себя совместную работу разных специалистов, работающих в детско-подростковом отделении РКПБ.

В систему коррекции включена медицинская помощь, проводимая психиатром и  сексологом, направленная на достижение медикаментозной ремиссии, а также психолого-педагогическая работа, направленная на снижение степени выраженности проявлений аномального сексуального поведения, повышение рефлексии, улучшение психосоциальной адаптивности подростков.

Целью психолого-педагогической работы, направленной на снижение степени выраженности проявлений аномального сексуального поведения, стала выработка замещающего поведения, обеспечивающего эмоциональную регуляцию пациента (снижение агрессивности; снижение уровня напряженности).

Разработана программа комплексной коррекции аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией. Программа состояла из 3 этапов, рассчитанных на 60 дней, 30 из которых предполагалась госпитализации в стационаре детско-подросткового отделения и 30 дней постстационарного периода.

Коррекция аномального сексуального поведения подростков осуществлялась через проведение групповых психокоррекционных занятий, по плану, согласованному с психиатром.

Тренинг групповых психокоррекционных занятий имел своей целью развитие у подростков навыков рефлексии и коммуникативной компетентности, освоение конструктивных методов общения у подростков.

Задачи:

1.         Знакомство подростков друг с другом;

2.         Развитие у подростков навыков рефлексии, коммуникативной компетентности;

3.         Выработка доверительных отношений;

4.         Освоение форм и методов конструктивного общения;

5.         Формирование благоприятного и доброжелательного эмоционального фона в группе.

Ожидаемые результаты:

1.         Понимание подростками самих себя и выяснение того, как другие знают и понимают их;

2.         Повышение коммуникабельности;

3.         Позитивное восприятие себя и окружающих;

4.         Повышение результативности работы в группе;

5.         Уменьшение числа конфликтов в коллективе.

Тренинг рассчитан на 10 занятий по 40-60 минут (по 1 занятию каждый день). Занятия носят характер закрытой группы.

Второй этап комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения подростков, страдающих шизофренией, с аномальным сексуальным поведением, проводился в условиях оказания стационарной помощи, рассчитан на 10 дней. Все занятия, проводимые на данном этапе, носят характер открытой группы.

Коррекция аномального сексуального поведения подростков осуществлялась через:

- проведение коррекционных занятий, направленных на замещение искаженных реакций на социально-приемлемые;

- проведение коррекционных занятий, направленных на снижение уровня агрессии, снятие тревоги и напряжения;

- проведение групповых воспитательно-коррекционных бесед, направленных на нравственное и  половое воспитание подростков.

Курс рассчитан на 10 занятий в форме беседы по 30 минут (по 1 занятию каждый день). Занятия носят характер открытой группы.

Цель: создание условий для развития у подростков здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности.

Задачи:

- проведение групповых бесед, направленных на изучение физиологии пола;

- проведение групповых бесед, направленных на формирование здорового образа жизни через разъяснение;

- проведение групповых бесед, направленных на изучение проблемы межличностных отношений;

- проведение групповых бесед, направленных на формирование здоровых взаимоотношений в семье.

Заключительный этап комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения подростков, страдающих шизофренией, с аномальным сексуальным поведением, проводится в условиях оказания амбулаторной помощи, в постстационарный 30-дневный период.

Необходимость данного этапа обусловлена необходимостью профилактики рецидивов среди участников группы. Специалист в ходе работы группы методом наблюдения может заметить обострение в заболевании больного или изменения в его поведении в худшую сторону и оказать своевременную помощь.

Для самих подростков необходимость данных встреч в постстационарный период заключается в правильном проведении своего досуга, обсуждении жизненных планов и проблем для успешной социальной интеграции.

Круг поддержки – группа подростков, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. Проводились регулярные собрания с целью обмена опытом и моральной поддержки участниками друг друга. На группах обсуждались сложные жизненные ситуации участников и пути их решения.

На данном этапе учуствуют психолог и сексолог. Они осуществляют:

- психосоциальную поддержку;

- контроль над процессом работы группы.

Задачей является оказание психосоциальной поддержки после лечения для коррекции возможных факторов риска рецидива.

По окончании реализации комплексной программы проведена контрольная диагностика личностных свойств подростков с аномальным сексуальным поведением, страдающих шизофренией.

По результатам проведения диагностического исследования составлена таблица определения личностных особенностей аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией, по окончании эмпирического исследования (См. Таблицу 2).

Таблица 2 – Особенности личностного аномального сексуального поведения подростков, страдающих шизофренией, по окончании эмпирического исследования

№ п/п

Экстравертированность

Спонтанность

Агрессивность

Ригидность

Интровертированность

Сензитивность

Тревожность

Лабильность

1

3

6

6

8

7

2

2

5

2

1

5

4

8

9

0

0

5

3

3

9

5

7

8

2

0

0

4

2

2

6

8

8

2

1

7

5

0

1

4

9

8

2

2

0

6

2

8

7

7

9

3

3

0

7

1

1

5

9

7

2

1

2

8

1

3

7

6

8

3

2

2

 

Определен среднегрупповой уровень акцентуированных черт и дезадаптирующих свойств в  выборке. На контрольном этапе он составил:

агрессивность – 5,50 баллов;

ригидность – 7,75 баллов;

интровертированность – 8,00 баллов.

Итак, считаем возможным отметить снижение уровня агрессивности, ригидности и интровертированности у участников программы, в том числе снижение агрессивности и ригидности с уровня дезадаптирующего свойства к акцентуированности черт.

Полученные данные использованы нами в работе для выявления достоверно значимых различий в динамике снижения уровня агрессивности, ригидности и интровертированности у участников программы.

Статистическая обработка данных, полученных в результате проведения эмпирического исследования, осуществлена по U-критерию Манна-Уитни. Данный способ обработки данных с успехом можно применять при непараметрических данных, то есть в отсутствии нормального распределения. Критерий подходит для сравнения двух выборок, исследуемых по одинаковым основаниям, например, с целью выявления различий между результатами констатирующего и контрольного экспериментов в малой выборке. Таким образом, U-критерий Манна-Уитни подходит для цели нашего эмпирического исследования, одной из задач которого является установление статистически значимых различий между двумя этапами исследования.

Для осуществления статистической обработки данных по динамике агрессивности мы проранжировали их:

№ п/п Баллы Ранг
1 9 (1+2+3+4+5)/5=3

 

2 9
3 9
4 9
5 9
6 8 (6+7+8)/3=7
7 8
8 8
9 7 (9+10)/2=9,5
10 7
11 6 (11+12)/2=11,5
12 6
13 5 (13+14)/2=13,5
14 5
15 4 (15+16)/2=15,5
16 4

Затем мы суммировали ранги значений констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента:

ранги констатирующего эксперимента =36.

ранги контрольного эксперимента = 100.

Определили, что ранг контрольного эксперимента больше ранга констатирующего эксперимента, следовательно, ранговая сумма контрольного эксперимента больше.

Определили эмпирическое значение критерия U Манна-Уитни по специальной формуле: Uemp=(8*8)+(8*(8+1))/2–100=0.

По таблице определили критические значения критерия U Манна-Уитни: Ukr(приp=0,05)=13; Ukr(приp=0,01)=7.

Затем мы сравнили критические значения с эмпирическими: Uempзначительно меньше Ukr(приp=0,01). Следовательно, признается наличие существенного различия между уровнем рассматриваемого признака в двух этапах исследования (подтверждается альтернативная гипотеза, а нулевая отвергается).

Подобным образом мы провели статистическую обработку данных по динамике ригидности и интровертированности. В данных расчетах не доказано наличие существенного различия между уровнем рассматриваемого признака в двух этапах исследования (отвергается альтернативная гипотеза, подтверждается нулевая).

Итак, статистическая обработка данных по критерию Манна-Уитни подтвердила снижение агрессивности у подростков с аномальным сексуальным поведением, страдающих шизофренией в результате реализации специально разработанной комплексной программы.

В заключение считаем возможным сделать вывод: гипотеза нашего исследования подтверждена, цель работы достигнута.


Библиографический список
  1. ЛичкоА.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования:диагностические материалы. М.: НИИПП им. Бехтерова, 2006. 96 с.
  2. Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов // Журнал невропатологии и психиатрии. 1970. №10. С. 1514-1520.
  3. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Екатеринбург: Изд-во СПИ, 2013. 138 с.
  4. Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. М: Медицина, 2003, 432 с.
  5. Пантелеева Г.П., Цуцульковская М.Я., Беляев Б.С. «Гебоидная шизофрения» // Журнал «Психиатрия». 2015. URL: http://ncpz.ru/lib/1/book/15/chapter/5.
  6. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Ю.С. Шевченко. М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. 928с.
  7. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
  8. Половое самосознание и методы его диагностики: учеб. пособие / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. М.:ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.
  9. Сексопатология: справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др.; Под ред. Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. 576с.


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: