УДК 658

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: DISRUPTIVE TECHNOLOGIES В ОБРАЗОВАНИИ

Буряк Виктор Владимирович1, Шостка Владимир Иванович2
1Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, кандидат философских наук, доцент кафедры ФЕНП философского факультета Таврической академии.
2Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Физико-технического института

Аннотация
Анализируется проблематика образовательного обеспечения стратегии цифровизации экономики России. Эта стратегия предполагает осуществление технологического прорыва по всем направлениям социально-экономической трансформации социума. В основе технологического прорыва находится, прежде всего, наличие необходимых компетенций исполнителей. Причём позитивные изменения в области высшего образования должны происходить ускоренным образом в соответствии с осуществлением императива «технологического прорыва». Успешная реализация этапов государственной программы цифровизации экономики России предполагает создание такой системы высшего образования, в основе которой будут находится так называемые «прорывные технологии» (disruptive technologies). Однако эта система не может быть автономной от общего фона подрывных инноваций (disruptive innovation), которые позволяют создать долговременный благоприятный образовательно-воспитательный тренд перманентного инновационного дополнительного образования. Идеология disruptive innovation способствует ускоренному внедрению конкретных disruptive technologies, в частности, в сфере высшего образования. При этом радикальные изменения образовательных программ и специализированных тем, актуальных в общегосударственном контексте подготовки и осуществления технологического прорыва, должны рассматриваться в контексте обострения экономической конкуренции (глобальной, отраслевой и корпоративной). Объективно переформатирование образовательного пространства происходит таким образом, что конкурентные преимущества вузов в условиях четвёртой индустриальной революции оказываются у самых «быстрых» вузов. Ускоренный режим внедрения инноваций в систему образования непосредственно и опосредованно способствует радикальным изменениям в сфере цифровой экономики. Очевидно, что инвестиции в инновационные образовательные технологии являются ключевым ресурсом научно-технологического прогресса. Однако комплексные образовательные программы могут быть успешно сформулированы только при условии междисциплинарного подхода. Эволюция информационного общества продолжается, и использование образовательных ресурсов disruptive technologies является насущной необходимостью для осуществления значимых социально-экономических проектов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Буряк В.В., Шостка В.И. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/09/26047 (дата обращения: 14.09.2019).

Введение

На современном этапе развития экономики инновации в управлении, организации и технологиях существенно зависят не только от объёмов финансовых инвестиций, но также и от подготовки специалистов и компетенций исполнителей. Огромная роль при этом отводится образовательным учреждениям, работающим в различных подразделениях высшего образования, и которые, обязаны, чтобы не отстать от требований времени, предлагать свои проекты переформатирования педагогических технологий в контексте реформирования российского социума [1-5]. Сложившаяся ситуация на мировых рынках производства товаров и услуг предполагает новый виток конкуренции транснациональных брендов. Прежние технологии производства потребительской продукции становятся менее востребованными, поскольку их ключевые качества в течение короткого времени теряют свою потребительскую ценность. Основной причиной радикальных изменений в этой сфере отводится инновациям. Понятие инновационного развития экономики и общества в целом впервые анонсировал Клейтон Кристенсен (ClaytonM. Christensen), который ввел в обиход популярное ныне выражение disruptive innovation ещё в 1995 году [6]. В книге «The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firmsto Fail», 1997 (Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании) он проанализировал «модель подрывных инноваций», рассматривая комплексную идею инновационного бизнеса в самом широком смысле [7-10]. Семантика выражения disruptive innovation /disruptive technologies весьма многозначна и зависит от контекста. Disruptive technologies имеют перевод как «прорывные технологии» (например, биохимические открытия в пестицидной индустрии); «подрывные технологии» (использование в медицине стволовых клеток); «пробивные технологии» (например, мобильный интернет); «трансграничные технологии» (производство мини-спутников нано-технологического масштаба с низкими инвестициями и коротким циклом R&D) и т. д. Принципиальным для disruptive technologies является эффект значительного ускорения производства чего-либо и одновременно, повышение качества товаров и услуг.

В последние годы в мире, сформировались новые тенденции в экономической электронно-взаимозависимой коммуникации (an electronically interdependenteconomicunit), когда разрушение (disruption) устойчивых прежде функционально-производственных связей между странами-партнерами на одном полушарии планеты оказывает существенное воздействие на конкурентов на другом полушарии. Благодаря disruptive technologies инновации проникают в самые отдалённые уголки мира и способствуют внедрению более эффективных и гибких форм организации деятельности, в сфере образования в том числе. Обычно выражение disruptive innovation переводится как «подрывные инновации». В контексте настоящего исследования это терминологическое словосочетание можно перевести как «прорывные инновации». Ещё точнее смыслу данного выражения соответствует перевод «прорывные / подрывные технологии» (disruptive technologies) [5]. В контексте понимания перспектив инновационной модели образования disruptiveinnovation – это такого рода инновационная практика, которая способствует тому, чтобы «подрывные инновации» (disruptivei nnovation), а особенно в сфере высшего образования, создавали дополнительную рыночную ценность образовательных услуг. Таким образом, в сфере университетского образования disruptivetechnologies должны способствовать креативному разрушению существующей рыночной сети образовательных услуг, вытесняя из нее другие образовательные проекты. Таким образом основные причины, вследствие которых система высшего образования должна трансформироваться во всех своих сегментах, определяются и находятся в зависимости от технологических и экономических факторов. Ситуация, когда на рынке высокотехнологичных, наукоёмких услуг появляются новые возможности для «игроков», не уникальна.

Успешные организации производства товаров или услуг всегда в курсе происходящих инноваций. Та бизнес-среда, где они развиваются, не позволяет мгновенно перестраиваться, поскольку для этого необходимы значительные инвестиции и кадровые ресурсы. В то же время, каждая организация, которая претендует на лидерские позиции, должна постоянно рефлексировать относительно системы ценностей, существующей или альтернативных ей. Дело в том, что disruptive innovation могут фактически мгновенно разрушить прежнюю систему ценностей сравнительно «молодой фирмы» на рынке. В то время как консервативная устойчивая организация, может какое-то время отстаивать свои позиции, трансформируя свою деятельность. Например, несмотря на экспоненциальный рост интернет-аудитории, и кино, и телевидение всё ещё существуют. Здесь могут уживаться две стратегии: стратегия выживания в условиях высокой конкуренции и приоритет процветания на рынке. По мнению Кристенсена, disruptive innovation – это принципиально новый продукт или услуга, которые способствуют расширенному набору клиентов (new set of customers).

Инновации и высокие технологии позволяют изменить и создать новые свойства услуг. С этой точки зрения и образовательные учреждения, внедряя новые технологии, расширяют круг своих приверженцев и находят для себя уникальных потребителей. Именно платёжеспособные потребители создают устойчивый спрос на образовательные услуги. Для удовлетворения этого спроса, необходимы не только финансовые инвестиции, но и развитие и внедрение инноваций в образовательные услуги. Благодаря массовому внедрению таких технологий, инновационная бизнес-среда расширяется. Наступает тот экономический этап, когда инновационные технологии становятся тем инструментом, который соответствует номинации disruptive technologies («подрывная / прорывная технология»).

Внедрение новых технологий, разработка методов и технологий системы disruptive innovation для усиления конкурентных преимуществ той или иной организационной структуры государства показывает, что инновации в принципе предоставляют дополнительные ресурсы для реализации человеческого потенциала. Необходимо быстрее всех участников конкуренции / соревнования внедрять высокотехнологичные disruptive technologies. При этом нужно вовремя определять их экономическую эффективность, с тем чтобы осуществлять заявленные цели. В списке таких прорывных технологий (disruptive technologies): бизнес P2P, программное обеспечение как сумма услуг (software as a service), веб-службы и вычисления в реальном времени, технологии gridcomputing, electronic tagging, система электронных пометок (electronic tagging)и другие услуги, основанные на местоположении офиса (location-based services) [12].

Прорывные технологии и проблемы вузовского образования на современном этапе

Итак, выше мы попытались провести небольшой анализ тех ориентиров и технологий, которые заставляют исполнителей постоянно пересматривать существующие модели развития, чтобы оставаться конкурентоспособными [11]. Человек, как часть природы, являясь продуктом ее эволюции, должен соблюдать ее законы. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия …» – указывает В.П. Казначеев [13 ]. Человек и планета – это единый комплекс, который эволюционно развивается как новое качество и никакого соподчинения здесь быть не может. Поэтому речь следует вести не о строительстве только ноосферы, о чем мечтал В.И. Вернадский или пневматосферы П.А. Флоренского, а о поисках некоего нового принципа – принципа, где нет уже разделения человечества, планеты, биосферы и Космоса, а есть единый процесс, который обозначается словом «Природа» в самом широком ее толковании. Сюда входит и наш интеллект, и интеллект планетарный, его проявления в техносферном смысле, как негативном, так и позитивном. Мы являемся сегодня свидетелями нового этапа эволюции – геокосмической, геополитической, социально-демографической, если хотите, ноосферной природы самой планеты. Н.Н. Моисеев развил теорию планетарного сознания или коллективного разума. Коллективный Интеллект – это результат сложнейшего эволюционного процесса человека и общества. В процессе совместной целенаправленной деятельности формируются общие знания, коллективная память, возможность коллективных действий и способы их реализации. Скорость развития Коллективного Интеллекта непрерывно возрастает, особенно в эпоху компьютеризации и становления искусственного интеллекта, который служит важнейшим техническим средством развития Коллективного. По мнению Н.Н. Моисеева, существование Коллективного или Общечеловеческого Разума людьми было уже давно замечено и понято, что именно он определял наше общее развитие последние тысячелетия. Коллективный (Мировой, Общечеловеческий) Разум (Интеллект) выступает в качестве некоего природного явления и имеет информационную, кибернетическую сущность [13 ].

Так как тотальная цифровизация становится основанием любого разрушительного технологического прорыва (disruptive technology break through), то, по мнению Кристиана Кромме, техносфера развивается соответственно по таким же эволюционным этапам, как и биофера. Мир существует на биологическом, технологическом и человеческом уровнях. Они взаимосвязаны и взаимодополнительны. Интернетизированные цифровые технологии фактически объединяют человечество в единый организм, «метакогнитом». Этот «сверхразум» фундаментально трансформирует наше мышление и мировоззрение. Humanification, как её понимает Кристиан Кромме, – это прежде всего использование технологических инноваций в повседневной жизни [14]. Такие технологии уже применяются в сфере образования. Сегодня студенты объективно существуют в условиях высокотехнологичного мира. Поскольку каждый обучающийся индивидуален в психоэмоциональном и когнитивном плане, процесс обучения всё в большей степени становится поистине креативным.

Самооценка обучающегося, определение и ранжирование целей в процессе обучения, анализ и отслеживание прогресса в их достижении становятся на прозрачную, измеримую в баллах технологичную платформу. Благодаря современным цифровым технологиям можно сформировать новый фундамент для эффективного обучения студентов. Педагогический метод Сонни Магана, T3 Framework, помогает преподавателям классифицировать обучение студентов в соответствии с уровнем сложности: обычная трансляция знаний (translationallevel), трансформация знаний (transformationallevel) и трансценденция знаний (transcendent level). Выделение и операционализация уровней происходит посредством специализированных технологических приложений с определённым качеством информационного воздействия, для того чтобы достичь желаемого результата в процессе обучения [15]. Экспоненциальная цифровизация (дигитализация) экономики заставляет потребителей благ более активно использовать информационные технологии. Парадоксальный слоган «digitizeordie» («оцифровка или смерть») указывает на стратегически важный управленческий императив каждого руководителя организации для осуществления конкретной бизнес-модели [16]. Так что, как показывает Nicolas Windpassinger, «выбора нет», вернее, он «черно-белый»: digitizeordie. Это справедливо прежде всего для сферы высшего образования. Лидия Роуз отмечает, что современные прорывные коммуникационные технологии(disruptive communications technologies) необходимы для высших учебных заведений, поскольку способствуют эффективности образовательного процесса. Онлайн-облачные вычисления (online cloud computing) в областях взаимодействия и коммуникации (социальные сети и информационные онлайн-ресурсы) являются необходимыми технологиями для функционирования современного высшего образования. Для практической перестройки учебного процесса необходимо реконструировать педагогическую среду и внедрять новые технологии (disruptive communications technologies) [15].

Disruptive innovation презентует широкий тренд продвижения высококачественных продуктов. Один из примеров такого применения disruptive technologies является TBD (TBDsystem, Technology, BehaviourandData). Формат TBDsystem позволяет корпорациям поддерживать долгосрочный успех в избранной производственной нише. По этой причине формат TBD становится действенным руководством по принятию эффективных решений для осуществления рациональных инвестиционных стратегий. Очевидно, что подрывные инновации / подрывные технологии (disruptivetechnologies) представляют собой конкурентную угрозу по отношению к прежним, «закрывающимся / консервативным технологиям». Понятно, что процесс внедрения disruptive technologies содержит в себе как позитивные, так и негативные последствия, социетальные эффекты и прикладную ценность которых можно верифицировать благодаря мониторингу наличной экономической деятельности. Наглядны исторические примеры disruptive technologies: в 1865 году телефонные аппараты начали вытеснять телеграфные аппараты; в начале 19-го века в Западной Европе корабли с паровым двигателем (пароходы) вытеснили парусный флот; в середине 20-го века устройства с полупроводниками стали гораздо более востребованы, нежели электровакуумные приборы; уже в начале 21-го века цифровые фотокамеры стали вытеснять с, казалось бы, консервативного рынка фотоаппаратов пленочные фотокамеры; электронная почта сегодня окончательно вытеснила «бумажно-конвертную» почту 19-го и 20-го веков. В своём исследовании «Disruptive Technologies» (2017) Пол Армстронг предлагает подвергнуть рефлексии путь технологического развития и обозначить необходимые шаги, которые должен предпринять каждый ответственный бизнесмен, чтобы новейшие технологии (disruptive technologies) оказались востребованы максимальным образом. Армстронг анализирует симбиоз знаний и методов, позволяющих эффективно взаимодействовать с помощью ресурса disruptive technologies для усиления базисных позиций в любом бизнесе [5]. Расширенное распространение технологических инноваций в сфере образования, во многом определяется таким феноменом как creativedestruction (творческим разрушением). Инновационные (прорывные / подрывные) технологии – важнейший универсальный ресурс для социально-экономического прогресса [18].

Еще в 80-е годы прошлого столетия в докладе Римскому Клубу «Нет пределов обучению», подготовленном под руководством американского специалиста в области образовании Джеймса Боткина, ученого из Марокко Махди Эльманджры и профессора Бухарестского университета Мирчи Малицы, основными целями человечества названы выживание и обеспечение человеческого достоинства. Возможность трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепции «инновационного обучения», под которым понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению человеческой личности, основанный на человеческой инициативе. Воспитание, развитие сознания человека должно быть превосходящим вместо нынешнего запаздывающего, которое неспособно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада призвали строить будущее, срывая с него налет непроницаемости, предложили обучать людей адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего. Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы было обеспечено органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на гуманистических ценностях [13].

В докладе «Маршруты, ведущие в будущее», директор Международного института управления Богдан Гаврилишин (США) опирался на три, на его взгляд, основных качества человека: способность накапливать знания и опыт, обмениваться информацией, связанной с формированием будущего, а также творческие возможности и интуицию, позволяющие делать неожиданные открытия, глубоко познавать окружающее; способность организовывать личную и общественную жизнь во всех ее разнообразных аспектах; способность руководствоваться ценностными представлениями, для осуществления которых необходимы определенные условия.

Проявление этих качеств, по мнению Б. Гаврилишина, тесно связано с эффективностью общества, поскольку доминирующая в государстве система ценностей определяет систему норм поведения, закрепленную в идеологии, юридических и моральных кодексах; организационные способности человека, подчиняющиеся ценностям и нормам поведения, выражаются в политическом руководстве обществом и позволяют создать другой ключевой элемент общественного строя – экономическую систему; наконец, способности человека к обучению и изобретательству порождают еще один ключевой элемент – технологию. По Б. Гаврилишину, с течением времени ключевые компоненты общественного строя – система ценностей, политическая, экономическая и технологическая системы изменяются, причем разными темпами. Система ценностей изменяется очень медленно, устойчивостью отличается политическая система, тогда как технология в последнее время развивается с огромной скоростью. Когда одни элементы начинают изменяться, а другие стремятся устоять, возникают кризисные явления, продолжающиеся до тех пор, пока не возникнут новые ценности и нормы поведения [13].

В работах Римского клуба признавалось, что с помощью развития уровня техники и совершенствования социальных отношений можно усовершенствовать характер эксплуатации природных ресурсов и перейти к экономическому росту.

Для минимизации загрязнений вследствие технологических воздействий необходимо развивать технологии, которые были бы совместимы с биосферными процессами, то есть производство должно «встроиться» в естественные круговороты веществ в биосфере. Необходима экологизация технологий, т.е. необходимо разработать производственные и ресурсные циклы максимально снижающие опасность производства для природы и человека, сохраняющие качество природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Совершенствование технологий должно быть направлено на уменьшение потребления первичного сырья, снижения количества отходов, особенно токсичной продукции, создание и выпуск новых видов продукции с длительным сроком жизни, пригодных для возвращения в производственный цикл после физического и морального износа. Важное место в этих процедурах занимает совершенствование очистки производственных эмиссий и транспортирующих сред от техногенных примесей с одновременной детоксикацией (то есть превращение токсичных отходов в нетоксичные) и иммобилизацией (то есть превращение мобильных отходов в неподвижные) конечных отходов.

Все более важное место занимают биотехнологии. Человек использует биотехнологии с незапамятных времен. На биотехнологиях основано все сельское хозяйство. Хлебопечение и виноделие – это по существу микробиологические технологии. Естественные биологические процессы по сравнению с техногенными не только более экологичны, но и более экономичны.

Одним из путей совершенствования технологий является успехи в области миниатюризации, нанотехнологии. Электроника последних десятилетий XX в. наполнила мир персональными компьютерами, модемами, сотовыми телефонами, факсимильными аппаратами, видеокассетными камерами и множеством других вещей, полезность которых относительно их материало- и энергоемкости намного больше, чем у других промышленных изделий.

XXI век уже объявлен веком энергетики, базирующейся на возобновляемой энергии. Переход многих стран на возобновляемые источники энергии является одной из основных современных тенденций экологизации энергетики.

Важную роль начинают играть энергосберегающие мероприятия не только в крупных промышленных отраслях, но и при строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий. Использование возобновляемой энергии и энергосбережение – это экологически чистое и энергетически безопасное наше будущее.

Стремительное развёртывание исследований в таких направлениях, как генетическая инженерия и синтетическая биология, демонстрирует вероятность создания искусственных организмов, искусственной биологической среды обитания и осуществление регулируемой и управляемой эволюции. Фундаментальные открытия и новые технологии могут повлечь за собой огромные риски для существования человечества и угрожать существованию биосферы. Это подтверждает необходимость разработок прикладной ноосферологии для реализации конкретных сценариев будущего. Любые комплексные разработки должны учитывать эффекты космических, биосферных, климатических, экологических процессов, а также оптимизировать социокультурные, антропологические и этические условия человеческого существования.

Несмотря на впечатляющие успехи информационных наук и технологий, пока что именно человеческий мозг до сих пор является самым сложным интеллектуальным «сооружением» во Вселенной. Успешные исследования в области конструирования искусственного интеллекта позволяют надеяться на многократное ускорение энцефализации не биологическим, «естественным», эволюционным путём, как прежде, а благодаря высоким информационным технологиям. Реализация проектов, связанных с генетической инженерией, молекулярной биологией, нанобиотехнологиями позволяют предположить интенсивное выращивание «супермозгов». Синтетическая биология – это важный шаг в направлении созидания управляемой эволюции.

Многократное улучшение физиологических и интеллектуальных качеств человека целиком зависит уже не от хода эволюции «как она есть», а от успешности процесса конвергенции эмерджентных технологий: информационных, биологических (биотехнологий), роботики, когнитивных наук, нанотехнологий [1,19-22].

Наиболее мощным драйвером ноосферогенеза является научная деятельность. Значимость науки в масштабах планетарной техногенной цивилизации постоянно возрастает, благодаря чему ускоренно и формируется ноосферная реальность.

Никакая технология по мановению волшебной палочки не может сразу и мгновенно все изменить к лучшему. Для этого необходимо, прежде всего, уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду. А, следовательно, для того, чтобы осуществлять рациональное природопользование и оптимизировать наличные технологические и человеческие ресурсы, необходимо своевременно решить проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с новыми вызовами современности. Разумеется, только инвестиции в вузовскую науку и образование, соизмеримые с инвестициями развитых стран, способны помочь решить данную проблему.

Меняется и статус современного университета. Университеты сегодня на основе взаимосвязи процессов обучения, научных исследований и академических свобод становятся творческими и новаторскими центрами практически во всех сферах научной деятельности. Но такое положение университет должен завоевать и подтвердить уровнем и качеством своей работы. Страны, забывшие о реальной миссии своих университетов, в итоге снижают планку своего развития. И, наоборот, тоже происходит и с университетами, забывшими о своем долге перед обществом. И здесь необходимо напомнить о дух взаимосвязанных процессах – повышении уровня развития общества (upscalingsociety) и устойчивом становлении общества, базирующемся на интенсивном использовании знания (knowledge – intensivesociety). Мир, в котором мы живем, становится все более взаимозависимым и сложным. Все мы движемся неустойчивым курсом, используя природные ресурсы планеты в таком огромном масштабе, что под угрозу поставили благополучие последующих поколений.

Университеты, осознающие свою ответственность перед обществом, должны постоянно отслеживать изменения, происходящие в мире и пытаться найти достойные ответы на все насущные вопросы современности, стремиться подготовить наше общее будущее. Какие стратегии может предложить современный университет для устойчивого развития общества? Прежде всего это расширение информационного поля. Сейчас мы можем одновременно взаимодействовать с огромным количеством людей, организаций, находящихся в разных регионах в пределах одной страны или разных местах земного шара. А это предъявляет новые требования к процессу продуцирования нового знания (knowledgegeneration), на его распространение (knowledgesharing), передачу и обработку (knowledgetransfer), а также на его применение (application of knowledge). Сейчас многие из нас в зависимости от своего статуса в обществе и функциональных обязанностей живут и взаимодействуют одновременно на разных уровнях: местном, региональном, национальном, международном, глобальном. И на разных уровнях решают различные задачи. В связи с чем на каждом уровне развиваются свои информационные сети.

Таким образом, можно констатировать, что знания есть основа и двигатель социально – экономического развития страны, ее хозяйственного успеха. В последнее время знания обеспечивают фундаментальные преимущества тем, кто умеет использовать их быстро и эффективно. Именно знания становятся своеобразным залогом устойчивого развития региона или государства в целом. Это выражается в неуклонном увеличении и развитии высокотехнологичных отраслей и инвестиций в них, росте востребованности высококвалифицированных специалистов и, соответственно, росте производительности и эффективности труда [23-25,27-29].

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в своем выступлении на Гайдаровском форуме в прошлом году сказал, что вторжение в нашу жизнь новых технологий по глубине влияния на общество можно сравнить с изобретением книгопечатания, но у нас совсем нет времени, чтобы все это осмыслить и суметь встроиться в новый порядок вещей. «При этом новый технологический уклад многократно повышает цену и ценность интеллектуального капитала, – подчеркнул премьер – Человеческий потенциал – это и есть знание и творчество, а также качество государственного управления. Именно эти факторы приобретают все большее значение в глобальной конкуренции». Ставка на человеческий капитал, равно как и необходимость учета человеческого фактора и личности, – вот то, вокруг чего и нужно выстраивать всю систему взаимоотношений между властью и обществом, между народом и государством. И любые технологии, будь то искусственный разум, 3D-печать, наномедицина или что-либо еще, призваны лишь помочь человеку раскрыть его потенциал [30-31].

Заключение.

В представленном исследовании, проанализированы некоторые аспекты, сфокусированные на изучении предпосылок внедрения инновационных форм в сфере высшего образования. Успешное осуществление программы цифровизации экономики России предполагает радикальные реформы и в области вузовского образования. Поэтому педагогическая деятельность, основанная на использовании модели disruptiveinnovation, должнапозволить сформировать новую востребованную ценность образовательных услуг. Широкое распространение технологических инноваций обеспечит значимые трансформации социума в целом, а междисциплинарное пространство взаимодействия высокотехнологичных факторов в области вузовского образования является становится приоритетным объектом философской рефлексии.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Буряк В.В., Шостка В.И., Шостка Н.В. Тенденции развития современной науки. История и методология. Симферополь: Изд. ДИАЙПИ, 2016. – 333 с.
  2. Башта А.И., Буряк В.В., Ротанов Г.Н., Смирнов В.О., Шостка В.И., Шостка Н.В. Университетское образование: инновационные педагогические тренды для профессионального обеспечения оптимальной устойчивости ноосферного развития региона // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2016. Т. 12. № 2 (31). С. 89-96.
  3. Башта А.И., Буряк В.В., Смирнов В.О., Шостка В.И., Шостка Н.В. Комплексный междисциплинарный подход к пониманию актуальных проблем формирования современного высшего образования в контексте учения В.И. Вернадского // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2016. № 2 (17). С. 117-124.
  4. Буряк В.В. Цифровая экономика и новая технологическая парадигма / В сборнике: Цифровая экономика в профессиональном образовании // Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н. В. Молотковой. 2017. С. 61-66.
  5. Armstrong, Paul (2017) Disruptive Technologies: Understand, Evaluate, Respond. London, Philadelphia, New Delhi: Kogan Page; 216 p.
  6. Christensen, Clayton (1995). Disruptive Technologies Catching the Wave. Harvard Business Review: P 3.
  7. Christensen, Clayton M. (1997) The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, MA: Harvard Business School Press»; 225 p.
  8. Christensen, Clayton M. (2011) The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. New York City: HarperBusiness; 336 p.
  9. Christensen, Clayton M. & Eyring, Henry J. (2011). The Innovative University: Changing the DNA of Higher Education from the Inside Out. CA, San Francisco, Jossey-Bass; 512 p.
  10. Christensen, Clayton M. & Raynor, Michael E. (2013) The Innovator’s Solution: Creating and Sustaining Successful Growth. Massachusetts, Brighton: Harvard Business Review Press; 320 p.
  11. Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign (P. 1-11) // Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (Eds.) (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign: Emerging Implications. Pennsylvania, Hershey: IGI Global; 602 p.
  12. Evans, Nicholas D. (2002) Business Innovation and Disruptive Technology: Harnessing the Power of Breakthrough Technology. (US), New Jersey, Upper Saddle River: FT Press; 256 p.
  13. Шостка В.И. Основы ноосферологии и устойчивого ноосферного развития /В.И. Шостка, А.И. Башта, В.В. Буряк, В.О. Смирнов; под ред. Шостки В.И. – Симферополь, 2018. – 312с.
  14. Kromme, Christian (2017) Humanification: Go Digital, Stay Human. UK, Gloucestershire: The Choir Press; 242 p.
  15. Magana, Sonny (2017) Disruptive Classroom Technologies: A Framework for Innovation in Education. CA, Thousand Oaks: Corwin; 152 p.
  16. Rose, Lydia (2012) Social Networks, Online Technologies, and Virtual Learning: (Re) Structuring Oppression and Hierarchies in Academia (P. 266 – 279) // Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (Eds.) (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign: Emerging Implications. Pennsylvania, Hershey: IGI Global; 602 p.
  17. Windpassinger, Nicolas (2017) Internet of Things: Digitize or Die: Transform your organization. Embrace the digital evolution. Rise above the competition. Publisher: IoT Hub; 245 p.
  18. Zhuplev, Anatoly V. (Ed.) (2018) Disruptive Technologies for Business Development and Strategic Advantage. USA, PA, Hershey: IGI Global; 364 p.
  19. Шостка В.И. Формирование концептуального каркаса общества – залог его устойчивого развития / В.В. Буряк, В.И. Шостка // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. – 2018. №1(3). – С.106 – 117.
  20. Шостка В.И. Междисциплинарный подход к современной научно-образовательной деятельности в свете учения В.И. Вернадского /Буряк В.В., Дубинянский Ю.М., Шостка В.И., Шостка Н.В. //В книге: Устойчивое ноосферное иразвитие. – 2017. С. 29 – 31.
  21. Шостка В.И. Учение В.И. Вернадского о ноосфере как форма междисциплинарной рефлексии / В. И. Шостка, А. И. Башта, В. В. Буряк, Н. В. Шостка, В. О. Смирнов // УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4(66). 2017. – С.41-55.
  22. Шостка В.И. Комплексность как предмет эпистемологического тренда междисциплинарности / Шостка В.И., Буряк В.В., Шостка Н.В. // Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Сборник трудов II научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых – Симферополь – 2016. – С. 51-58.
  23. Шостка В.И. Проблемы формирования высококвалифицированных специалистов в соответствии с принципиально новыми вызовами современности / Шостка В.И., Буряк В.В., Смирнов В.О., Дубинянский Ю.М. // Крымский научный вестник. – 2015. – Том 2. – №4. «Педагогические науки». – с. 50-62.
  24. Шостка В. И. Роль и значение современного образования в формировании интеллектуального человека будущего/ В. И. Шостка, Ю. М. Дубинянский// Современные проблемы науки и образования. – Харьков: Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. – 2012. – с. 7-19.
  25. Буряк В.В. Методологические аспекты междисциплинарного подхода: оптимизация проблемных вопросов современного научного знания. / Буряк В.В., Шостка В.И.//Мат. Международн. научно–практич. конф. «Современное гуманитарное образование: Самоорганизация деятельности и инновационные технологии устойчивого развития.» – Севастополь: СЭГИ ФГАО ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» (филиал), 23.04.2015. – С.259 – 262.
  26. Буряк В. В. Философия и история науки: эмерджентный научно-педагогический кластер университетского образования/ В. В. Буряк, В. И. Шостка// Культура народов Причерноморья. – Симферополь. – 2014. – № 274. – С. 97-100.
  27. Буряк В.В. Современные проблемы изучения комплексных объектов и базисные стратегии методологии научного исследования. // В.В.Буряк, С.А.Махин, В.И.Шостка. – Культура народов Причерноморья. – Симферополь. – 2014. – № 278 Т.2. – С.190 – 193.
  28. Буряк, В. В. Ноосферогенез, глобализация и современное информационное общество / В. В. Буряк. – Симферополь: АРИАЛ, 2014. – 220 с.
  29. Шостка В.И. Учение В.И. Вернадского о ноосфере как форма междисциплинарной рефлексии / В. И. Шостка, А. И. Башта, В. В. Буряк, Н. В. Шостка, В. О. Смирнов //УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.ВЕРНАДСКОГО. №4(66). 2017. – с.41-55.
  30. Шостка В.И. В.И. Вернадский о проблемах науки и фундаментальности образования / В.И. Шостка //Вестник Института развития ноосферы. – 2019. – №1(3) – с.72-80.
  31. Шостка В.И. Современный техносоциогенез в свете ноосферных взглядов В.И. Вернадского / В.И. Шостка // Вестник Института развития ноосферы. – 2019. – №2(4) – с.5-19.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Буряк Виктор Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация