ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ИСПОЛНЯВШИМИ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Трофимова Наталья Николаевна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России
кандидат юридических наук, доцент начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В статье затронута проблема взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества. Исторически обоснована эффективность использования потенциала религиозных конфессий в реализации воспитательной работы с осуждёнными и лицами, освободившимися из мест заключения. Представлен ретроспективный анализ основных этапов развития традиции духовного попечения, обоснована историческая обусловленность превалирующей роли православной религии среди иных мировых конфессий, систематизированы основные направления совместной деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Трофимова Н.Н. Исторический опыт развития отношений между органами и учреждениями, исполнявшими уголовные наказания, и религиозными объединениями на различных этапах развития отечественного государства // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25998 (дата обращения: 23.02.2024).

История возникновения взаимоотношений между служителями религий и лицами, преступившими установленные в обществе нормы, восходит своими истоками к моменту появления феномена «наказание» как средства принуждения, в котором воплощается определенная степень неодобрения поведения личности в виде вполне конкретного ограничения его прав, свобод и интересов, а также причинения определенных лишений и страданий. Наиболее показательна в этом отношении история христианской религии. Как известно, распространение этой религии в первый период ее существования было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и страданиями. В таких условиях тюрьма для первых христиан была очевидной перспективой их дальнейшего существования. Именно там они начали использовать веру как способ утешения и облегчения страданий заключенных. По мере распространения христианства попечение о заключенных стало носить традиционный характер наряду с защитой угнетенных и слабых, заботой о неимущих, больных, увечных, престарелых. Эта деятельность не ослабевала и в дальнейшем, став сначала неотъемлемой частью миссии, а потом и обязанностью, цель которой заключалась в нравственно-религиозном исправлении лиц, преступивших закон.

Эффективность воздействия религии на осужденных, равно как и степень проникновения в места лишения свободы, во все исторические периоды зависела от государственной власти, которая, в свою очередь, определяла пределы такого взаимодействия, оказывала помощь в деле попечения, устанавливала привилегии и т. д. Ярким свидетельством является опыт Российского государства.

В России традиция духовного попечения о лицах, преступивших закон, имеет многовековую историю. Свой отчет она ведет с Устава князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных, который впервые провозгласил идею милосердия к особой категории людей и предписал к ведению церкви богадельни, странноприимные дома [1, с. 76]. Финансирование этих нужд государство предполагало осуществлять посредством сбора «десятины». Так начала формироваться практика духовно-нравственного воспитания преступников.

Характер взаимоотношений определялся той сущностью, которую государство вкладывало в содержание наказания на разных этапах его развития. В Древней Руси и Московском государстве наказания носили устрашающий характер и были направлены на расправу с человеком, преступившим закон. В наибольшей степени распространение получали весьма жестокие виды, формы исполнения которых наиболее ярко иллюстрировали людям последствия совершенного преступления. При этом расчет был сделан на то, чтобы выработать чувство страха, причем именно перед сверхъестественными силами, потусторонним миром.

В эпоху Петра I карательный характер наказания только усилился. Оно представляло собой средство проявления силы, олицетворением которой являлось государство. Несомненным помощником в этом стала христианская церковь, которая способствовала формированию общепринятых правил и норм в том числе посредством воздействия на лиц, преступивших закон.

Екатерина II, которую не случайно в истории окрестили «просвещенной императрицей», осуществляя целую череду преобразований всех сфер жизнедеятельности российского общества и государства, не обошла вниманием и тюремную отрасль, предприняв попытку внедрения в нее гуманных идей воспитательного воздействия на заключенных. К тому моменту христианство выступало фундаментом правосознания народа, поэтому авторитет религии умело был использован законодательницей в целях трансформации сути наказания в сторону превалирования идеи исправления и перевоспитания заключенных. Уже в первом Манифесте1762 г. она провозгласила качественно иной подход к целям и задачам уголовно-исполнительной политики со стороны правительства, заключавшийся в изменении ее направления с карательного на гуманное (исправительное). Эти постулаты нашли свое отражение в разработке Проекта устава о тюрьмах 1787 г. – нормативном правовом акте, который стал первой попыткой создания единого закона, регламентировавшего деятельность тюремных учреждений Российской империи [2, с. 59].

С XIX в. начался новый этап во взаимоотношениях церковных служителей и мест лишения свободы в России. С этого момента религия утрачивает свою карательную роль, все больше внедряя созидательные начала. Истинная история тюремного попечительства в России начинается именно в этот период. Данное обстоятельство обусловлено тремя факторами: 1) возрастает внимание церкви в организации тюремного быта; 2) активизируется участие священнослужителей в религиозном воспитании заключенных; 3) активно проводится работа по объединению усилий тюремщиков и церковных служителей в формировании законопослушной личности [3, с. 67]. Они не носили случайный характер, а были следствием доминирования в сущности наказания заимствованной из христианской заповеди идеи нравственного исправления заключенных, стремления к сохранению и развитию их личности.

До начала XIX в. тюремное миссионерство носило эпизодический характер и основывалось на личной инициативе отдельных священнослужителей. Ситуация изменилась вследствие учреждения в начале XIX столетия Общества попечительного о тюрьмах, создание которого было призвано внедрить в деятельность пенитенциарных учреждений идею общественного контроля. Создание в России в первой четверти XIX в. Попечительного общества о тюрьмах как организации, специально занимавшейся проблемами содержания заключенных, имело большое значение для развития отечественной системы исполнения наказаний. А Правила для Попечительного общества о тюрьмах в течение определенного времени оставались одними из немногих нормативных правовых актов, которые осуществляли регулирование отношений, связанных с исполнением наказаний.

Главной целью Общества являлось нравственное исправление преступников, наставление их в правилах «христианского благочестия» и «доброй нравственности». А наилучшим средством духовно-нравственного воспитания заключенных были определены богослужение и церковная проповедь. Это повлекло за собой активное строительство в местах лишения свободы помещений для совершения богослужений, религиозного назидания и утешения заключенных. Соответственно, их посещение вменялось заключенным в обязанность.

Именно в XIX в. правовое регулирование взаимоотношений пенитенциарной системы с православной церковью было закреплено на государственном уровне. Так, в Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г. была предусмотрена отдельная глава «О церкви», которая регламентировала вопросы церковного служения в тюрьмах, определяла правовой статус священнослужителя, устанавливала порядок отправления религиозных обрядов.

В конце XIX в. священнослужители были отнесены к управленческому аппарату, что позволило исследователям сделать вывод о появлении в Российской империи самостоятельного института тюремного духовенства [1, с. 78]. На них возлагались надежды по разработке и внедрению в тюремную практику новых средств, форм и методов воздействия на лиц, лишенных свободы, в целях формирования из заключенных правопослушных личностей.

В 1917 г. в результате известных событий привычный уклад российского общества и государства был разрушен, а роль религии в государственной и общественной жизни нивелирована. Хотя исследователи находят подтверждение того, что последователи христианской веры на протяжении XX в. все же оказывали религиозное воздействие на осужденных [4, с. 107]. Так или иначе, но на определенный период изучаемые взаимоотношения сошли на нет. К вопросу о праве заключенных на свободу вероисповедания и о возможном участии религиозных объединений в духовно-нравственном воспитании лиц, лишенных свободы, вновь вернулись только в конце XX в.

Ретроспективный анализ взаимоотношений УИС с религиозными объединениями в сфере работы с осужденными бесспорно свидетельствует о превалирующей роли православной религии среди иных мировых конфессий (ислам, иудаизм, буддизм). Мониторинг конфессионального состава верующих в России в целом и находящихся в местах лишения свободы, в частности, абсолютно во все исторические периоды демонстрирует факт принадлежности большинства лиц к православной религии. Данное обстоятельство обусловлено исторической ролью православия в Российском государстве и многочисленным составом данной религиозной конфессии.

Христианская вероучительная доктрина исходит из того, что первопричиной преступного деяния является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» (Мф. 15, 19). Совершенное преступление должно повлечь за собой справедливую кару. При этом наказание воспринимается не как месть, а как средство внутреннего очищения согрешившего человека. Иными словами, предназначение наказания состоит в том, чтобы преступник раскаялся в содеянном, а покаяние, в свою очередь, служит залогом спасения души.

С точки зрения христианского учения забота об узниках – важное богоугодное дело, завещанное Иисусом Христом, который сравнивал помощь заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. богослужение и церковная проповедь были главными средствами духовно-нравственного воспитания заключенных в местах лишения свободы. Православная церковная традиция попечения о тюремных сидельцах возникла на Руси одновременно с принятием христианства и развивалась в течение почти тысячи лет [5, с. 48].

Доминирующая роль Русской православной церкви подтверждается, как минимум, тремя факторами: 1) официальным указанием на то в преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6]; 2) процентным соотношением конфессионального состава общин верующих заключенных; 3) сотрудничеством в рамках действующих соглашений.

История демонстрирует использование различных форм, методов и средств религиозного воздействия на лиц, лишенных свободы, которые целесообразно систематизировать по трем направлениям деятельности: 1) культовая работа; 2) благотворительная деятельность; 3) миссионерская или просветительская работа.

Культовая работа предполагала совершение особых действий, посредством которых реализовывалась вера и поклонение людей сверхъестественному. Она осуществлялась в форме религиозных богослужений, совершения церковных таинств и обрядов, оказания духовной поддержки путем проведения нравоучительных бесед. Их цель заключалась в наставлении осужденных в правилах веры, воспитании правопослушной личности, достижении нравственного исцеления душ лиц, преступивших закон.

Именно церковь стояла у истоков благотворительной деятельности в сфере исполнения наказаний. Истории известно множество примеров самоотверженного пожертвования осужденным и лицам, освободившимся из заключения, продуктами питания, кровом, одеждой, лекарственными препаратами и другими предметами первой необходимости, облегчавшими тяжелую участь особой категории российского общества. Так, материальный аспект деятельности гармонично дополнял идеальные составляющие деятельности религиозных объединений.

Деятельность благотворительных обществ особенно активизировалась в межреволюционный период развития отечественного государства (1905–1917 гг.). они оказывали помощь не только лицам, отбывающим наказание, но и освободившимся из мест лишения свободы. Активное участие в этих мероприятиях принимали и лица, принадлежавшие к императорской фамилии. Например, великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства Иваном Каляевым в феврале 1905 г. ее супруга – московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, направила всю энергию и материальные средства на благотворительность. Ею была учреждена Марфо-Мариинская община, сестры которой оказывали медицинскую и духовную помощь всем обездоленным и малоимущим. Значительную часть обслуживаемых составляли узники тюрем, бывшие ссыльные.

Ключевым направлением деятельности православного духовенства в местах лишения свободы конечно же являлась миссионерская работа. Она предполагала проведение религиозно-просветительских мероприятий и иных видов образовательной деятельности, цель которых – познакомить осужденных с духовно-нравственными основами православного вероучения, историей церкви, традициями иных мировых религий. Реализация данного направления осуществлялась путем организации воскресных школ, использования иных форм религиозного образования в исправительных учреждениях, содержания тюремных библиотек, распространения религиозной литературы, проведения лекториев по духовно-нравственной тематике, организации гуманитарных миссий и праздничных мероприятий.

Цель данного вида работы вполне очевидна и благородна – повышение духовного и культурного сознания осужденных, привитие им необходимости следования общепризнанным нормам поведения, формирование у них стремления к общественно полезной деятельности, подготовка к дальнейшей успешной адаптации в обществе.

Без преувеличения можно утверждать, что данные направления, формирование которых осуществлялось в течение длительного исторического периода развития российского государства, не утратили своей актуальности до настоящего момента времени. Более того, многовековая история формирования традиции духовного попечения о заключенных свидетельствует о положительных результатах процесса взаимодействия религиозных объединений, преимущественно, конечно, в виде православной церкви, в воспитательной работе с осужденными и предопределяет возможность расширения границ (в дозволенных государством пределах) их тюремной миссии.


Библиографический список
  1. Белова Н.А. Русская православная церковь и тюремные учреждения: традиции взаимоотношений // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. 2011. № 3 (15). С. 75 – 81.
  2. Аладьина Л. С., Ковалев О. Г., Шабанов Г. Х. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования : монография. М., 2007.
  3. Челнокова О.В., Левченко А.В. Взаимодействие Русской Православной церкви с учреждениями пенитенциарной системы России // Мониторинг правоприменения.  2014. № 1 (10). С. 66 – 71.
  4. Паршуков И.Н. Место и роль религиозного воздействия на осуждённых в пенитенциарной системе России // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Вып. 1 (44). С. 106 – 108.
  5. Самарин В. А. Деятельность Русской православной церкви по воспитательной работе среди заключенных в дореволюционной России // Русское общество и тюремная реформа XVIII–XXI вв.: история и современность : материалы межведомств. науч.-практ. конф. СПб., 2004. С. 48–54.
  6. Российская газета 1997. 1 окт.


Все статьи автора «Трофимова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: