ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНВОИРОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЯХ

Пантелеев Виктор Александрович
Владимирский юридический институт ФСИН России
доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета, кандидат юридических наук

Аннотация
Рассматриваются правовые и организационные проблемы конвоирования (перемещения) осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей в специальных автомобилях. Одной из проблем является организация работы систем жизнеобеспечения, в частности биотуалетов в условиях конвоирования на этом виде специального транспорта.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Пантелеев В.А. Правовые и организационные проблемы конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальных автомобилях // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/03/25681 (дата обращения: 25.02.2024).

В современной пенитенциарной системе России наблюдается последовательное движение к гуманизации исполнения наказания. Данный факт объясняется тем, что с момента вступления Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, а также ратификации ряда международных конвенций по защите прав осуждённых, Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) прогрессивно стремится приблизиться к международным стандартам. Новеллы отражаются в федеральных законах, нормативно – правовых актах РФ. Необходимо отметить, что правила гуманного обращения с осужденными, лицами, содержащимися под стражей, обеспечение их всем необходимым для жизнедеятельности распространяются и на конвоируемых лиц в пути следования.

На наш взгляд представляется актуальным рассмотреть и проанализировать функционирование систем жизнеобеспечения в период конвоирования по автодорожным маршрутам в специальных автомобилях.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время, в теоретическом, а, следовательно, и в практическом аспекте обращение с осужденными (лицами, содержащимися под стражей) должно быть на подобающем уровне, в соответствии с международными стандартами. Недопустимо в отношении них унижение человеческого достоинства, ущемление прав, а тем более жестокое обращение.

Россия стала одной из первых стран, в которой применялось перемещение осужденных с помощью специальных автомобилей. Еще в 1909 году в пенитенциарной системе России при конвоировании использовались немецкие фургоны NAG. Примерно в то же время в стране стартовало собственное производство таких автомобилей. Однако, вмещали они лишь 8 осужденных и набирали скорость до 25 км/ч.

В результате научно-технического прогресса Российская пенитенциарная система применяет различные спецавтомобили типа «АЗ». К тому же и требования теперь к ним предъявляются другие. Осужденные царской России не могли даже мечтать о таких условиях. ФСИН России ежегодно закупает десятки спецавтомобилей типа «АЗ».

С 2008 года в отечественной уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) функционируют оперативно-служебные автомобили «АЗ» на шасси КамАЗ-4308 (вместимостью 30–32 человека), КамАЗ-43114 (КамАЗ-5350) повышенной проходимости (вместимостью 30–32 человека), КамАЗ-65117 (вместимостью 50–52 человека), ГАЗ-3221 «Газель» (вместимостью 7 человек). С 2012 года налажен выпуск новой модификации спецавтомобиля типа «АЗ» на шасси ГАЗ-33106 «Валдай» (вместимостью 15 человек). Производство кузова спецавтомобилей типа «АЗ» осуществляется в одной из исправительных колоний (далее – ИК) в Республике Башкортостан.

Долгое время, несмотря на комфортабельность современных автомобилей для конвоирования заключенных, не решался вопрос отправления ими естественных нужд. Данный момент не урегулирован в действующих нормативно-правовых актах. В Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утв. совместным приказом Минюста России и МВД России, говорится лишь о том, что вывод осужденных в туалет осуществляется через каждые 2-3 часа на остановках в учреждениях УИС, на соответствующем маршруте в пути следования.

Однако необходимо обратить внимание на человеческий фактор. Как поступать сотрудникам в случае острой необходимости вывода в туалет того или иного осужденного? Решая данный вопрос, с 2013 года спецавтомобили стали изготавливать с возможностью установки биотуалетов на случай конвоирования осужденных на большие расстояния или в условиях автомобильных пробок в городах-мегаполисах, а также дополнительными видеокамерами снаружи автомобилей для осуществления безопасного движения при маневрах. Все спецавтомобили, используемые ФСИН России, изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза. Автомобили оборудуются системами отопления, кондиционирования, видеоконтроля за соблюдением режима содержания и несением службы караула, связи и бортовым спутниковым навигационным оборудованием.

В силу статьи 76 УИК РФ при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия [1]. С 2014 года в оперативно-служебных автомобилях типа «АЗ» предусматриваются отдельные отсеки, оборудованные биотуалетом. К биотуалетам также применяются требования безопасности.

Двери камер и туалетной кабины должны быть оснащены однотипными унифицированными механическими замками с автоматически срабатывающим ригелем и съемной ручкой и соответствовать следующим требованиям:

- размер ригеля замка в поперечном сечении должен быть не менее 15 мм x 8 мм;

- форма соприкасающихся поверхностей ригеля и «ответной части» должна обеспечивать свободное, без заеданий срабатывание ригеля;

Ширина проемов дверей камер и туалетной кабины должна составлять не менее 510 мм. Зазор между стойкой дверного проема и дверью со стороны замка должен быть не более 5 мм.

На дверях камер и туалетной кабины должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения ключа для их открывания, на дверях камер – их номера, высота цифр – 60 +/- 2 мм, ширина – 13 +/- 1 мм, нумерация камер справа налево. Таким образом, законодатель урегулировал детально моменты обеспечения безопасности в спецавтомобиле.

Вместе с тем, неурегулированным остаётся вопрос санитарного обслуживания (уборки) биотуалетов. На наш взгляд данный вопрос, возможно, решить следующим образом. Во время остановки в учреждениях УИС в процессе конвоирования по автодорожным маршрутам, о чем говорится в Инструкции, осужденные отряда хозяйственного обслуживания должны осуществлять уборку и санитарную обработку биотуалетов под наблюдением сотрудников караула. В связи с этим, следует ввести дополнительный пункт к обязанностям хозобслуги в учреждениях УИС с соответствующим содержанием.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то что, в модернизированных специальных автомобилях для осужденных появились биотуалеты, их практическое применение не осуществляется. Они закрыты на замок и не эксплуатируются по назначению. Это связано с тем, что не урегулирован вопрос их обслуживания. В обязанностях сотрудников, осуществляющих конвоирование нет пункта по обслуживанию туалетов, и быть не может, у них абсолютно другие задачи в пути следования. Сами осужденные также не могут осуществлять уборку биотуалетов, так как это нарушает правила безопасности и изоляции осужденных.

На сегодняшний день отдел конвоирования осужденных в своей деятельности руководствуется многими нормативно-правовыми актами, введенными до внедрения технических новелл. В связи с этим для точного руководства правовой базой для сотрудников УИС считаем необходимым внести изменения в приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279
«Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы». А именно в абзац 2 пункт 73 раздела XII. «Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании». Предлагается следующая формулировка данного абзаца:

«К оборудованию специальных автомобилей относятся: спецкузов, осветительные приборы, средства оповещения и связи, биотуалеты».

Представляется необходимым урегулировать вопрос санитарной обработки биотуалетов в спецавтомобилях. Для осуществления уборки необходимо привлекать отряд хозяйственного обслуживания учреждений УИС. Таким образом, санитарно – гигиеническое состояние биотуалетов будет обеспечиваться через каждые 3 – 5 часов на остановках в учреждениях УИС отрядом хозяйственной обслуживания данного учреждения, поскольку введение специальной должности по уборке биотуалетов с экономической позиции является неэффективным.


Библиографический список
  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)// Собрание законодательства РФ. — 13.01.1997. — № 2. — Ст. 198.
  2. Приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279
    «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».


Все статьи автора «Пантелеев Виктор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: