НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гулин Дмитрий Владимирович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Тесное взаимодействие науки и философии ставит вопросы о пограничной зоне между ними: какие аспекты реальности наука не в состоянии объяснить без философии; при наличии общего предмета исследования у обеих, что может дополнить философия к научному знанию, насколько наука независима от философии, насколько «плотно» философия участвует в познании «реального мира»? В статье рассмотрены три подхода к пониманию взаимосвязи науки и философии.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Гулин Д.В., Пятилетова Л.В. Наука и философия: проблема взаимодействия // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/03/25678 (дата обращения: 01.03.2024).

Настоящее время – время интенсивной интеграции науки и философии. Философия обращена к науке, в первую очередь, своим разделом «философия науки» – областью философского знания, изучающей научные методы, используемые учеными для формулирования гипотез, законов, «производство» которых осуществляется путем сбора фактов и их «кооперации» на основании исходных посылок как отправных точек исследования в деле доказательства или опровержения определенной точки зрения на предмет исследования.

В то время, как ученые в большей степени погружены в эмпирию своего предмета исследования [1, 2, 3, 4], ограничиваясь (что совершенно отвечает интересам «запроса науки») конкретно постигаемой областью исследования, философия науки дает «общий взгляд на вещи»: воссоздаёт общую картину мира, что находит своё выражение в поиске единых принципиальных основ науки, принципов научного знания, соотношений между ними.

Важно понимать, что философия науки – не апология научного знания. В данном случае сциентизм неуместен: философия науки не абсолютизирует научное толкование действительности.

Задача философии науки иная: изучить саму природу научных подходов (каким образом происходит «связка» эмпирического и рационального в производстве научного знания, каковы критерии подлинности научных теорий, выдвигаемых учеными гипотез), понять «изнутри», каким образом функционирует механизм производства научного знания, какой язык используется для «социализации» научного знания.

Следовательно, философия науки тесным образом связана с другими разделами философского знания: метафизикой, эпистемологией, философией языка.

Центральным пунктом проблемное поля вопросов взаимодействия науки и философии становится вопрос о «границе»: где заканчивается наука и начинается философия, и наоборот (какие аспекты реальности наука не в состоянии объяснить без философии; при наличии общего предмета исследования у обеих, что может дополнить философия к научному знанию, насколько наука независима от философии, насколько «плотно» философия участвует в познании «реального мира»?).

На настоящий момент существует три подхода к пониманию взаимосвязи науки и философии.

Первый – наиболее распространённый подход – рассматривает философию и науку как относительно автономные области знания, что является следствием различия взглядов на изучаемый предмет. Наука как «слепок реальности, имеет дело с фактами, в которых отражена действительность, философия же имеет дело с понятиями, оценками, критериями (то есть позволяет понять исходные принципы научных суждений).

Второй подход представлен в работе У. Куайна «Две догмы эмпиризма» [5], отмечавшим невозможность отделить фактическую явленность предмета исследования, выраженную в научных «синтетических» суждениях, от суждений другого рода (философских) – «аналитических» – отражающих смысл изучаемого явления, поэтому точно очертить границу между наукой и философией не представляется возможным.

Третий подход отсылает к языковому опыту описания фактов, к природе языка, который в том числе используется учеными для описания научных фактов. Данный подход признаёт более широкой область критериев истинности знания: описывая реальность, философия способна признавать рабочими «ненаучные методы» описания действительности.


Библиографический список
  1. Мень С.А., Пятилетова Л.В. Образ науки в современном мире // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/04/86278 (дата обращения: 08.02.2019).
  2. Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Наука как вид мировоззрения: специфика, функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84524 (дата обращения: 12.01.2018).
  3. Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Социально-гуманитарное знание: классификация наук, специфика, функции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24474 (дата обращения: 11.01.2018).
  4. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Специфика наблюдения как метода научного исследования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84455 (дата обращения: 13.01.2018).
  5. Рыскулбекова Д.А. Анализ работы Уилрада ван Ормана Куайеа «Две догмы эмпиризма» [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2017/5/philosophy/ryskulbekova.pdf (дата обращения: 05.03.2019).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: