В первый раз детей в школу приводят родители,
а потом дети – родителей
Современное общество сегодня диктует свои нормы, правила, категории понятий, и зачастую эти нормы не совсем полностью принимаются, а иногда и вовсе воспринимаются как что-то за гранью понимания. Рассматривая понятия ответственного родительства сегодня, здесь мы тоже сталкиваемся с чем-то доколе не обозначенным в научном плане и не рассмотренным на практике досконально. Многие отечественные и современные психологи склонялись к тому, что быть родителем ответственным не только нужно, но и модно. Ведь именно современное общество принимает родителями с грамотным подходом, с целенаправленным и систематизированным планированием деятельности ребенка. Сегодня современный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы раскрывает тот факт, что формирование культуры ответственного родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование. По мнению Н.Е. Костылевой формирование культуры ответственного родительтсва формируется на основе перенимания опыта, знаний теории, систематизации практических умений и значимых личностных качеств, которые выражают его готовность к реализации воспитательной функции. Ответственность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность тех самых компетенций, приводящая к итоговой реализации воспитательной функции, формированию целостной культуры ответственного родительства, составляет основу культуры ответственного родительства. Быть ответственным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.[1]
Родительская компетентность в категории культурного формирования ответственного родительства, по мнению Е.В. Бондаревской, как важная культурная ценность, опирается на основные (первоначальные) и сопутствующие компетенции. К первоначальным, основным, компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отображающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей. [2]
Становление родительской ответственности – сложный и многогранный процесс, которые происходит как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии, например, педагогов дополнительно образования, педагогов-психологов, воспитателей и других специалистов.
Так, «ответственное родительство» в психологическом повествовании понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве . Так, по мнению Е.Г. Смирновой, ответственное родительство — интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [3].
Когда мы говорим о формировании культуры родительства, то здесь, прежде всего, рассматривается системная часть культуры той или иной семьи. Именно эта часть семьи, ее культурное целеполагание, формируется вокруг сферы установок и практик. Данные сферы непосредственно связаны с планирование семьи и её репродуктивной функцией, беременностью, деторождением, отношением к детям, самоидентификацией взрослых как родителей, воспитанием юных поколений. Культура родительства может претерпевать качественные изменения на протяжении жизненного цикла семьи. Можно различать специфику родительства в однодетной, среднедетной, многодетной семье, в отношении несовершеннолетних детей и в отношении к взрослым детям, взаимоотношения приемных и замещающих родителей к ребенку в семье. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик. Данная совокупность сформировалась в межнациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания, поддержки детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека (идеальный культурный облик, культурный образец).
Немаловажным фактором, при анализе определений формирования культуры ответственного родительства является и ценностно-смысловая категория родительства. Культурным источником формирования принципов родительства есть и будет система правил и норм, принятых в обществе. Это, так же как и в любых других социальных институтах, в семье изначально закладываются основы любви, уважения и развития ребенка. Отступая от этих правил человек, сталкивается с непониманием и в отдельных случаях с осуждением со стороны общества. В любой семье, любого склада и любого состава, в первую очередь мы рассматриваем систему межличностных взаимоотношений. Как родители обращаются с ребенком, какие методы воспитания используются, есть ли эффективность таких методов, их последствия.
Подводя итоги, можно говорить о том, что родительство как отдельная категория современного общества, базируется в первую очередь на культурном пласте современной семьи, и именно формирование культуры ответственного родительства, позволит современному родителю выстроить грамотный процесс развития и воспитания ребенка. Внутрисемейное влияние как первоначальная основа развития ребенка позволит сформировать основы для будущего развития и приближения к цели, поставленный в тот или иной период. Быть родителем значит всецело строить воспитательный процесс, при этом включая культурно-ценностные компоненты воспитательного процесса.
Библиографический список
- Компетентное детство = ответственное родительство. Информационно- методический сборник для специалистов социальных учреждений. / Ред.-сост. А.А. Сняцкий А.А. — Екатеринбург: СОО РДФ, 2015 – 36 с.
- Единая методика и подходы к формированию ответственного родительства в детской и взрослой среде. https://ciur.ru/sum/DocLib6
- Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования, осознанного родительства в молодой семье. http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniyaosoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-0