ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Ситникова Лилия Равильевна
Удмуртский государственный университет
кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, программа магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, посвящённые проблеме особенностей антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта подросткового возраста. Представлены результаты практического исследования по заявленной теме. Результаты, интегрированные посредством обработки ответов респондентов, позволяют получить более значимую и валидную картину антиципационной состоятельности подростков с легкой степенью умственной отсталости. В публикации углублены представления об антиципации обучающихся с нарушениями интеллекта, особенности которой проявляются в недостаточной сформированности антиципационной состоятельности и антиципационной несостоятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р. Особенности антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта подросткового возраста // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/12/26300 (дата обращения: 23.02.2024).

Актуальность исследования обусловлена исключительной значимостью изучения антиципационной состоятельности у обучающихся с нарушениями интеллекта и возможностью её формирования с учётом особенностей развития прогностической компетентности, пространственного мышления. Выпускники школы для обучающихся с нарушениями интеллекта (особенно с лёгкой степенью умственной отсталости) способны вполне успешно адаптироваться в обществе. Формирование антиципационной состоятельности может стать одним из важнейших факторов, имеющим существенное влияние не только на успешность в учёбе, но и на их дальнейшую жизнь и деятельность в условиях современного эгалитарного общества. В современной науке (педагогической, психологической и дефектологической) вопросам адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется достаточное внимание. Однако в образовательной практике приоритетом остаётся коррекция познавательных особенностей детей с нарушениями интеллекта.

Проблема успешности в учебной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта не теряет своей актуальности, напротив, даже продолжает своё развитие в виде разработки новых теорий. Вызывает интерес предположение о возможности формирования антиципационной состоятельности у лиц с нарушениями интеллекта (в том числе нарушениями социального интеллекта) посредством задействования именно познавательной, когнитивной сферы.

В настоящее время известно определённое количество результатов исследований, подтверждающих связь антиципационной состоятельности лиц с умственной отсталостью с особенностями развития личности [1; 2; 3].

Существуют возможности научно-практических исследований антиципационной состоятельности обучающихся образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность усилена необходимостью выявления особенностей антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта в подростковом возрасте.

Необходимость дальнейшей разработки темы исследования позволяет определить важность научной проблемы следующим образом: каковы особенности антиципационной состоятельности у обучающихся с нарушениями интеллекта?

Объект исследования: антиципация у обучающихся с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: особенности антиципационной состоятельности подростков с нарушениями интеллекта (лёгкой степенью умственной отсталости).

Гипотеза исследования: обучающимся с нарушениями интеллекта свойственна недостаточная сформированность антиципационной состоятельности.

Цель исследования: выявить особенности антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта.

Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие подростки с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в 6 – 10 классах в образовательном учреждении для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 33 человек, из них: 19 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст в совокупности выборки 14 лет).

В ходе исследования апробирована психодиагностическая методика «Тест антипационной состоятельности (прогностической компетентности)» В.Д. Менделевича [4; 5].

По результатам проведения диагностического исследования составлена таблица определения особенностей антиципации обучающихся с нарушениями интеллекта (См. Таблицу 1).

Таблица 1 – Особенности антиципации обучающихся с нарушениями интеллекта

№ п/п

Особенности антиципации

Кол-во чел

В %-м соотношении

1

Общая антиципационная несостоятельность

14

43%

2

Общая антиципационная состоятельность

19

57%

3

Личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность

14

43%

4

Личностно-ситуативная антиципационная состоятельность

19

57%

5

Пространственная антиципационная несостоятельность

28

85%

6

Пространственная антиципационная состоятельность

5

15%

7

Временная антиципационная несостоятельность

24

73%

8

Временная антиципационная состоятельность

9

27%

Примечание: в таблице отражены показатели составляющих антиципационной состоятельности согласно принятым нормам сформированности антиципации (норма сформированности личностно-ситуативной антиципационной состоятельности – 166 баллов, пространственной – 52 балла, временной – 42 балла и общей антиципационной состоятельности – 241 балл).

Таким образом, результаты качественного анализа согласно классификации  антиципации  показывают,  что  в  группе тестируемых выявлены определённым образом выраженные особенности. Можно констатировать,   что   в   данной   группе   ярко выражены пространственная антиципационная несостоятельность (85%) и временная антиципационная несостоятельность (73%).

Однако следует обратить внимание на то, что общая антиципационная состоятельность в данной выборке составляет 57%, так же, как личностно-ситуативная антиципационная состоятельность. Вероятно, это достигается за счёт неравномерного развития трёх видов антиципационной состоятельности.

Далее определён среднегрупповой уровень антиципации в  выборке. Он составил:

личностно-ситуативная антиципационная состоятельность – 165 баллов (личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 166 баллов);

пространственная антиципационная состоятельность – 44 балла (пространственная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 52 балла);

временная антиципационная состоятельность – 37 баллов (временная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 42 балла);

общая антиципационная состоятельность – 239 баллов (общая антиципационная несостоятельность при границе нормы в 241 балл).

Осуществив анализ показателей, мы констатируем следующее: в группе испытуемых выявлена недостаточная сформированность антиципационной состоятельности, особенности которой проявляются в антиципационной несостоятельности.

Резюмируем: в результате анализа результатов эмпирического исследования антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта подросткового возраста подтверждена достоверность и правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

Таким образом, цель работы достигнута.


Библиографический список
  1. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах. Дисс. … кандидата психологических наук: 19.00.01, 19.00.04. Казань, 2007. 158 с.
  2. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств. Дисс. … кандидата психологических наук: 19.00.01. Казань, 2008. 154 с.
  3. Вахитова Ч.Р. Развитие антиципационной состоятельности для психосоциальной адаптации подростков с девиантными формами поведения / В.Д. Менделевич, Ч.Р. Вахитова, А.Э. Узеловская, И.В. Боев // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования. Москва, 2001.
  4. Исследование и развитие антиципационных (прогностических) способностей детей с умственными и физическими ограничениями (методические рекомендации) / В.Д. Менделевич, Е.А. Сахаров, Э.В. Макаричева, Ч.Р. Вахитова. Казань: «Отечество», 2002. 56 с.
  5. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 107-114.


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: