ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Верисоцкая Евгения Александровна
Амурский государственный университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию особенности мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте. Проведенное исследование позволяет утверждать, что ведущими мотивами являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы, что говорит о том, что студенты стремятся к развитию профессионализма в изучаемой деятельности, а также получают удовольствие от самого процесса обучения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Верисоцкая Е.А. Особенности учебной мотивации в юношеском возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26341 (дата обращения: 21.02.2024).

Проблема мотивации учебной деятельности не теряет своей актуальности на протяжении всего времени с момента появления образования как такового. Как привить интерес ребенка к обучению? Какие мотивы обучения существуют? Какие из них являются ведущими и от чего они зависят?

Решение этих вопросов, несомненно, имеет большое значение, как для психологии, педагогики, так и для многих других дисциплин. Нахождение ответов поможет повысить интерес учащихся к процессу обучения, а значит, повысить их успеваемость, а также поднять общий уровень образованности населения. Кроме того, изучение мотивации учебной деятельности позволяет определить взаимосвязь между личностью учащихся, видами мотивов обучения и успеваемостью.

Изучением данной темы занимались многие как отечественные, так и зарубежные психологи: Е.П. Ильин, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, М. В. Матюхина, В. Э. Мильман, А. К. Маркова, Й. Лингарт. Их труды сыграли большую роль в исследовании мотивации учебной деятельности.

Под учебной мотивацией понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.[1]. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более “зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления учителя [2].

К числу особенностей учебной деятельности студентов следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение навыками, знаниями, умениями, развитие личностных и профессионально важных качеств); особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде и т.д.); деятельность студентов протекает в запланированных условиях; особые средства деятельности.

В учебной мотивации студентов постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты. В связи с этим в структуре учения можно выделить собственно мотивы учения и профессиональные мотивы как «внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности». Профессиональные мотивы также определяют как «мотивы, подвигающие субъекта к совершенствованию своей деятельности – её способов, средств, форм, методов и т.п.», «мотивы роста, реализующие в деятельности направленность на производство, а не на потребление».

Целью исследования является изучение особенностей учебной мотивации в юношеском возрасте.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что к особенностям учебной мотивации в юношеском возрасте относятся наличие выраженных профессиональных мотивов и мотивов престижа.

Выборка: 30 учащихся 9 класса, 30 студентов второго курса.

По результатам проведенной методики «Изучение мотивов учебной деятельности
студентов» модифицированной А.А. Реаном, В.А. Якуниным были получены данные, которые отображены в рисунке 1.


Рисунок 1 – Результаты исследования учебной мотивации у студентов.

Исходя из данных рисунка 1 можно сделать следующие выводы:

У студентов преобладающими оказались профессиональные мотивы («Стать высококвалифицированным специалистом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Получить диплом»). Обладающие такой установкой люди стремятся стать профессионалами и получают особенное удовлетворение при достижении успеха в работе. Студенты с данной мотивацией будут стремиться к постоянному развитию креативности, нацеленной на получение нового знания и формирования профессионально важных качеств.

На втором месте оказались учебно-познавательные мотивы («Приобрести глубокие и прочные знания», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» »). Вероятнее всего, этих студентов интересует участие в вузовских научных обществах, применение исследовательских методов на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности познавательной деятельности, углубление своих знаний сверх учебного плана.

Не менее значимым оказался мотив престижа «Постоянно получать стипендию». Это можно объяснить стремлением студентов к самостоятельности, желанием стать финансово независимыми от родителей.

Наименьшей популярностью обладали мотивы избегания («Не отставать от одногруппников», «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу»). Данные результаты могут говорить о низком уровне страха перед обсуждением и критикой; высоком уровне самооценки; отсутствии боязни обесценивания себя в собственном мнении и в глазах окружающих. Мотивы престижа («Достичь уважения преподавателей», «Быть примером для одногруппников», «Добиться одобрения родителей и окружающих») также являются менее значимыми для испытуемых. Это значит, что в большинстве своем студенты не нуждаются в обязательном одобрении и признании окружающими. Некоторые учебно-познавательные мотивы («Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Не запускать изучение предметов учебного цикла», «Получить интеллектуальное удовлетворение», «Быть постоянно готовым к очередным занятиям») тоже были непопулярны, что означает все-таки недостаточно высокий уровень стремления студентов к знаниям.

Как видно из рисунка 1, у испытуемых школьников преобладают учебно-познавательные мотивы «Успешно продолжить обучение в вузе», «Приобрести глубокие и прочные знания». Школьники начинают проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение они займут в обществе (интерес обусловлен их планами на будущую деятельность). Склонность идет уже к определенным областями научного познания, более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

Так же ведущими оказались профессиональные мотивы («Получить аттестат», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Стать высококвалифицированным специалистом»). Данную тенденцию можно объяснить высокой заинтересованностью школьников в выбранной ими будущей профессии, а также предъявляемым современным обществом требовании о наличии высшего образования.

Менее значимыми оказались такие учебно-познавательные мотивы, как «Успешно учиться, сдавать экзамены на «четыре» и «пять», «Получить интеллектуальное удовлетворение». «Быть постоянно готовым к очередным занятиям», «Не запускать изучение предметов учебного цикла». В этом возрасте отметка — это уже критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям. Так можно сделать вывод, что внутренне стремление к знаниям у школьников недостаточно развито.

Одинаково непопулярными оказались мотив престижа «Достичь уважения учителей»» и мотивы избегания «Не отставать от одноклассников», «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Это говорит о безразличном отношении испытуемых к оценке их личности другими людьми, а значит, о достаточно высокой самооценке.

На последнем месте оказались мотивы престижа «Постоянно получать вознаграждение (поощрение)», «Быть примером для одноклассников» и учебно-познавательный мотив «Выполнять требования учителей». Это может быть связано с тем, что школьники не заинтересованы в материальном вознаграждении своих успехов в сфере обучения, не стремятся занять лидирующие позиции в классе и тем, что учитель не является авторитетом для учеников.

Исходя из показателей диаграммы, можно сделать следующие выводы:

1) Студенты более ориентированы на то, чтобы стать высококвалифицированными специалистами. Это может быть связано с более серьезным и осознанным подходом к выбору будущей профессии и пониманием ответственности, которая налагается на специалиста. Также у студентов преобладает мотив «получение стипендии» («постоянно получать вознаграждение» у школьников), это говорит о стремлении к большей независимости от родителей;

2) У школьников гораздо больше, чем у студентов, выражены учебные мотивы «получение аттестата» («получение диплома» у студентов), «успешно продолжить обучение в вузе» причиной этого является предъявляемое современным обществом требование о наличии высшего образования. Кроме того, у школьников высоко значимым является мотив «приобрести глубокие и прочные знания», что связано с ориентацией на будущую профессию и поступление в вуз;

3) И у студентов, и у школьников одинаковое количество баллов по мотиву «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», это говорит об их заинтересованности в успешном овладении будущей профессией и дальнейшем карьерном росте в выбранной сфере.

Анализ научной литературы позволил убедиться в том, что учебная мотивация является одним из важнейших факторов успешного обучения, его движущим механизмом.

К факторам, влияющим на развитие учебной мотивации студентов можно отнести: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональная форма изложения учебного материала; показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза о том, что в юношеском возрасте преобладают мотивы профессиональной деятельности и мотивы престижа. Это может говорить о направленности на успешную профессиональную деятельность и стремление к самоутверждению, лидерству.


Библиографический список
  1. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев –  М.: Унта, 2007. –  40 с.
  2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович – М.: Класс, 2007. – 312 с.
  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – М.: Просвещение, 2002. – 531 с.
  4. Усова, Е. Б. Возрастная психология – М..:  МИУ, 2010, – 254 с..
  5. Якунин, В.А. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов / В.А. Якобсон, Н.И. Мешков // Вестник ЛГУ – 2010. – № 5 – 45 с.


Все статьи автора «Верисоцкая Евгения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: