В настоящее время в литературе существует огромное разнообразие типологий и классификаций учебных деловых игр, поэтому следует привести примеры некоторых из них. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в учебной деловой игре и каковы цели участников, различают учебные деловые игры исследовательские, управленческие, аттестационные.
Также важно отметить, что приведённая типология «вписывает» учебную деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, при этом фиксируя её возможности не только как интерактивного метода обучения, но и как метода оценки, изучения, анализа и управления.
Кроме указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи учебных деловых игр выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Щукиной Г.И.: [23]
1. «По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, которые проходят в настоящем времени;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того кто как работал, отсутствует.
2. По конечному результату:
· жесткие игры, где изначально заранее известен ответ (к примеру, сетевой график), а также есть жесткие правила;
· свободные, то есть открытые игры, где изначально нет известного ответа нет, а правила игры разрабатываются для каждой игры свои, игроки работают над решением своей задачи.
3. По конечной цели:
· обучающие – ориентированы на появление новых знаний и закрепление навыков игроков;
· констатирующие – это конкурсы профессионального учебного мастерства;
· поисковые – ориентированы на выявление проблем и поиск путей их решения
Всё же, приведённая выше типология, с одной стороны, старается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с иной стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (к примеру, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды учебных деловых игр). Эти проблемы являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.
Учебная деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания грядущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности, моделирования учебно-профессиональных проблем, реальных противоречий и проблем, возникающих в типичных профессиональных ситуациях.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их виды:
1. Игры-инновации применяются в профессиональном образовании при формировании у обучающихся определённых производственных навыков.
2.Игры с сюжетами. В их фундаменте лежит определённая ситуация – жизненная, деловая другая.
3. Игры-инновации. Их ключевое различие от иных видов заключается в их функциональной структуре и проведении игры в обучающих «пространствах» – к примеру, с применением компьютерных программ.
4. Организационно-деятельностные деловые игры. В данных играх внимание определяется на диагностику игровой ситуации и обосновании поиска и выбора игровых вариантов решения проблемы.
5. Деловые тренинги, а также мозговые штурмы: формирование творческого профессионального мышления, в случае которого студенам необходимо самостоятельно искать собственный выход из достаточно быстро преобразующейся ситуации, а также развитие творческих идей студентов, воспитание сотрудничества у обучающихся, воспитание уважения к иному мнению [21].
Библиографический список
- Зуева Е.Н. Деловые игры в процессе обучения // Секретарское дело. 2004, №1. – С. 59–61.
- Известия Саратовского университета. – 2012. – Т.12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – выпуск 2.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.