КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Караганова Ксения Александровна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье проводится анализ учебных деловых игр как интерактивного метода обучения, а также проводится классификация учебных деловых игр. Авторы пришли к выводу о разнообразии учебных деловых игр как интерактивного метода обучения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Караганова К.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Классификация учебных деловых игр // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26293 (дата обращения: 21.02.2024).

В настоящее время в литературе существует огромное разнообразие типологий и классификаций учебных деловых игр, поэтому следует привести примеры некоторых из  них. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в учебной деловой игре и каковы цели участников, различают учебные деловые игры исследовательские, управленческие, аттестационные.

Также важно отметить, что приведённая типология «вписывает» учебную деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, при этом фиксируя её возможности не только как интерактивного метода обучения, но и как метода оценки, изучения, анализа и управления.

Кроме указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи учебных деловых игр выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Щукиной Г.И.: [23]

1. «По времени проведения:

· без ограничения времени;

· с ограничением времени;

· игры, которые проходят в настоящем времени;

· игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

· оценка того кто как работал, отсутствует.

2. По конечному результату:

· жесткие игры, где изначально заранее известен ответ (к примеру, сетевой график), а также есть жесткие правила;

· свободные, то есть открытые игры, где изначально нет известного ответа нет, а правила игры разрабатываются для каждой игры свои, игроки работают над решением своей задачи.

3. По конечной цели:

· обучающие – ориентированы на появление новых знаний и закрепление навыков игроков;

· констатирующие – это конкурсы профессионального учебного мастерства;

· поисковые – ориентированы на выявление проблем и поиск путей их решения

Всё же, приведённая выше типология, с одной стороны, старается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с иной стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (к примеру, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды учебных деловых игр). Эти проблемы являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.

Учебная деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания грядущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности, моделирования учебно-профессиональных проблем, реальных противоречий и проблем, возникающих в типичных профессиональных ситуациях.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их виды:

1.      Игры-инновации применяются в профессиональном образовании при формировании у обучающихся определённых производственных навыков.

2.Игры с сюжетами.     В их фундаменте лежит определённая ситуация – жизненная, деловая другая.

3. Игры-инновации. Их ключевое различие от иных видов заключается в их функциональной структуре и проведении игры в обучающих «пространствах» – к примеру, с применением компьютерных программ.

4.      Организационно-деятельностные деловые игры. В данных играх внимание определяется на диагностику игровой ситуации и обосновании поиска и выбора игровых вариантов решения проблемы.

5.      Деловые тренинги, а также мозговые штурмы: формирование творческого профессионального мышления, в случае которого студенам необходимо самостоятельно искать собственный выход из достаточно быстро преобразующейся ситуации, а также развитие творческих идей студентов, воспитание сотрудничества у обучающихся, воспитание уважения к иному мнению [21].


Библиографический список
  1. Зуева Е.Н. Деловые игры в процессе обучения // Секретарское дело. 2004, №1. – С. 59–61.
  2. Известия Саратовского университета. – 2012. – Т.12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – выпуск 2.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: